Царицынский уезд (статья из Историко-географического словаря Саратовской губернии 1902 года) часть 6

предыдущая

В 1793 году в Сарептской школе преподавались химия и ботаника; при школе находилась аптечная мастерская, были гербарий и прочие пособия. Здесь разводились ценные лекарственные травы, которыми снабжались Саратовские аптеки.

При утверждении 10 ноября 1780 года штата Саратовского наместничества назначены были по штату лекаря в уездные города с жалованье по 140 руб. ассигн. в год. 19 января 1797 года были учреждены врачебные управы в городах. К 1799 году относится повеление о выдаче прогонных денег уездным врачам для объезда селений. На 1807 год дворянством был внесен расход в 10727 руб. на постройку в Царицыне «делового дома для больных, сарая, лекарских покоев с аптекою и на заборы». В 1811 году была открыта в Царицыне больница для судорабочих на пожертвования именитого гражданина Злобина. В этом же году вводится оспопрививание. Из присланных Императрицей Марией Феодоровной ученых повивальных бабок, была назначена в 1817 году в г. Царицын — Аграфена Прокофьева. Во второй половине 1820-х годов в Царицыне была больница на 20 человек, в Дубовке на 13 человек и по одному врачу. В 1806 году в с. Балыклей и Александровской казачьей станице появилась чума. Вся Саратовская геберния была оцеплена войсками и никого не пропускали. В 1808 году зараза прекратилась. От чумы умерло в Саратове, Царицыне, Камышине и 7 селениях — 153 человека. Дома, в которых умирали, сжигались, причем ничего из имущества выносить не позволялось. Вся улица оцеплялась на время караулом. Убытки населения были громадны. Холера была в губернии: в 1830 году (тогда духовенство увещевало народ не отвергать помощи врача), 1831, 1847, 1848, 1853, 1854, 1856, 1866 и 1892 годах, но смертность от нее сравнительно была не велика. В былые времена не только чума и холера, а и местные болезни получали такое развитие, [1160] что наводили страх на беспомощное население. В 1866 году две больницы в Царицыне и Дубовке от приказа общественного призрения перешли в ведение земства и уже с этого времени врачебное дело получило толчок к развитию. Развитие врачебного дела продолжается и теперь, но завершение его еще далеко, так как рядом с делом непосредственной врачебной помощи встает еще более обширная и плодотворная задача предупреждение большой заболеваемости населения, улучшение санитарной части в городах и селах.

По данным Губернского Земства за 1889 год Царицынский уезд разделялся на 4 врачебных округа и 6 фельдшерских пунктов, а именно:

1) Ольховский - три волости: Ольховская, Александровская и Ивановская. Жителей 28244 души обоего пола. Персонал: 1 врач, 3 фельдшера (больничный и 2 пунктовых) и 1 акушерка. Земская больница в слоб. Ольховке на 5 кроватей, одна кровать на 5650 жит. об. пола Амбулатория и аптека помещаются в больничном здании. Фельдшерских пунктов два: в Александровке и Малой Ивановке. Фельдшерская лечебница одна в с. Александровка на 6 кроватей; акушерка при больнице.

2) Балыклейский — две волости: Липовская и Балыклейская (собственно три, так как надо считать и Романовскую, тогда еще не существовавшую). Персонал: 1 врач и 2 фельдшера (один пунктовый). Больницы нет. Врач живет в Балыклее и ведет лишь амбулаторию. Аптека помещается в наемном доме. Фельдшерский пункт один в Липовке.

3) Дубовский — посад Дубовка и 2 волости: Песковатская и Ерзовская. Персонал: 1 врач и 3 фельдшера (больничный и 2 пунктовых). Больница в Дубовке на 12 кроватей. Одна кровать на 2645 жит. об. пола. При больнице амбулатория и аптека. Фельдшерских пунктов 2: в Оленьем, и Ерзовке (Пичуге). В Дубовке живут вольнопрактикующие врачи и акушерка и имеется вольная аптека.

4) Пригородний — одна волость Отрадинская. Персонал: 1 врач, 1 акушерка-фельдшерица и 3 фельдшера (пунктовый и 2 больничных). Больница в Царицыне на 40 кроватей. При больнице амбулатория, операционная комната и аптека. Фельдшерский пункт в с. Отраде. Город и Сарептская волость имеют свою врачебную организацию.

В Царицыне, от города, имеются 2 лечебницы для амбулаторных больных с аптеками. В каждой лечебнице работают по 2 врача с низшим персоналом.

Железнодорожные управления имеют 2 врачей, 1 больницу на 12 кроватей и 1 приемный покой.

Завод Нобеля — 1 врача, лечебницу для приходящих и аптеку.[1161]

К колонии Сарепте — 1 врач, 1 фельдшер, 1 акушерка и 1 больница с аптекою.

В Царицынском уезде один врач приходится на 26.000 жителей, а в городе Царицыне 1 врач на 2660 жителей. Несмотря на всю заботливость правительства, земства, города и посада о народном здравии, здешние простолюдины, не только в селениях, но в городе и посаде, еще твердо верят «бабушкам» и знахарям, которые всевозможные болезни объясняют — злым глазом, порчею, наговором и подводят под одно универсальное средство «умывание больного с уголька».

В 1894 году было глухонемых: в г. Царицыне — 4 муж. и 2 женщ., в уезде — 17 муж. и 11 женщ., в пос. Дубовке — 3 муж. и 1 женщ.

Самая здоровая местность в Царицынском уезде находится по берегам р. Иловли; там она вообще и живописнее благодаря лесам, озерам и притокам Иловли.

Нравственное состояние народа. Все жители, составляющее народонаселение Царицынского уезда, исповедуют христианскую веру, исключая калмыков-идолопоклонников, но их очень не много и они скорее не исповедуют никакой веры. Калмыки чрезвычайно падки до водки; они или занимаются пастьбой скота в общественных табунах, или круглый год живут в своих кибитках (юртах) при бойнях. Господствующее здесь вероисповедание — православное, греко-российское, к которому принадлежат и некоторые из калмыков, принявших крещение в начале нынешнего столетия, о чем много говорилось выше. Раскольников в уезде не много; центры их главным образом сосредоточены в посаде Дубовке и гор. Царицыне. Собственно в настоящее время раскол распадается. Существенная причина уменьшения закоснелости раскола заключается в том, что правительство прекратило суровые меры против старообрядцев, возбуждавшие фанатизм раскольников и их убеждение, что исповедуемая ими вера есть та истинная древне-православная, ради которой можно и должно потерпеть гонение и даже смерть. Но новые секты, как-то: пашковщина, толстовщина и штунда действительно явления в высшей степени не желательные: отрицание церкви как истинного храма Божьего не почитание икон, признание властей — насилием, наглое толкование всего этого в местах скопления людей — вот истинный вред, с которым надо бороться энергично. Слышать подобное учение из уст какой нибудь слепой девки, живущей праздно в среде своей бедной семьи и нечего неделающей — странно, но между тем вредное учение, по большей части, и посевается в душу таких же убогих, а те уже распространяют его, высказывая, что — "зачем де вы идолам покланяетесь, ликам то на иконах ваших изображенным; ведь еще закон Моисея предусмотрел это, говоря во 2-й заповеди - "не сотвори себе кумира и всякаю подобия елико", т. е. о самых ваших ликах [1162] здесь и упоминается". Я подобную проповедь слышал именно из уст одной слепой девки в Царицыне.

Большинство православных безусловно тяготят к церкви и относятся с несомненнным уважением ко всем священным обрядам; это доказывается тем, что каждый год в уезде где нибудь, или строится новая церковь, или обновляется старая, или же увеличивается штат церковно-служнтелей в приходе. Конечно можно это объяснять частию и ростом населения, однако главное то заключается именно в религиозности населения, и усердии в вере. Известный во всей губернии священник посада Дубовки отец Николай привлекает к себе массу народа, ищущего утешания в молитвах. Село Городище, Ерзовской волости, каждый год на 9-ю пятницу, видит великое множество людей, приходящих туда для молитв пред иконою св. Параскевы. В проезд же о. Иоанна Кронштадтского мимо г. Царицына на пароходе, в 1894 г., жители города побросали все свои дела и поспешили на набережную, чтобы увидеть своими глазами нашего российского молитвенника. Отец Иоанн однако не сходил с парохода, что чрезвычайно оторчило горожан: были видны у многих слезы, слышались рыдания и сокрушения, "уж видно мы так грешны, что недостойны встретить у себя великого учителя". Храмы Дубовские и Царицынские каждый праздник полны молящихся, из этого видно, что в здешнем народе неиссякла великая набожность. Церковно-приходские школы, как поддержка религиозности, отвечают своему назначению во всех отношениях; процент грамотных, с вложенным в них началом страха Божия, растет, учащиеся привыкают к храму, участвуя там в пении и чтении, а эта привычка, как замечено, остается на целую жизнь. Только разные подпольные секты, к сожалению, проникая в селения, оставляют там свой вредный след: надо впрочем надеяться, что с развитием народного образования, секты эти потеряют почву и потерпят полную неудачу.

Сказавши о набожности населения, как о добродетели, приходится говорить и о народных пороках. Привычка к раздольному и степному простору, к дикой свободе и своеволию составляет главный характер здешних пороков, да еще пристрастие к хмельным напиткам, которые свободно употребляют не только женщины, но и девки; пьют разумеется, при случае — в праздники, или на базарах и ярмарках. Запойных пьяниц в народе мало, но все таки и эти не важные привычки ведут за собою много проступков: ссоры, драки, буйство, а затем — воровство, разврат и так далее, смотря потому как глубоко вкоренились дурные наклонности и привычки.

Относительно характера, нрава и способностей природа не обидела здешнего простолюдина, и все зависит от того на [1163] сколько он беден или в довольстве, земледелец ли он в полном смысле слова или еще и промышленник, ремесленник и торговец. Вообще же здешний простолюдин, между себе подобных, прост, доступен и откровенен, но перед начальством хитр и скрытен. Семейные разделы стали здесь за последнее время делом самым обыкновенным, так с 1866 года по 1882 в 6 волостях уезда: Отрадинской, Ерзовской, Песковатской, Александровской, Липовской и Ольховской было 2413 случаев семейных разделов, в том числе 213 разрешенных сельскими сходами и 2200 самовольных.

В 1873 году в Царицынском уезде было православных 51113 душ обоего пола, раскольников разных сект — 800, лютеран — 1011, прочих нехристиаиских исповеданий — 333 человека обоего пола. Церквей каменных — 5, деревянных — 19 и каменная лютеранская церковь — 1 в кол. Сарепте. В 1873 году в гор. Царицыне было 3 случая смертоубийств, в уезде — 2 и пос. Дубовке — 2; самоубийств: в г. Царицыне — 1 и уезде — 1. В 1889 году было незаконнорожденных и в гор. Царицыне — 36, в уезде и посаде Дубовке — 3; смертоубийств: в гор. Царицыне — 1, в уезде — 1; самоубиииств: в гор. Царицыне — 3 мужчин; от пьянства умерло в гор. Царицыне 3 мужчин.

В 1888 году в Царицынском уезде было грамотных, без учащихся детей, мужчин — 3235, женщин — 73, всего 3308 — на 73473 души обоего пола всего населения без города и посада Дубовки. Земских народных школ было в уезде — 19, в них учащихся 1252 муж. пола, 244 женск., всего 1496 обоего пола; окончили курс в 1887—1888 г.г. мальчиков 113 и девочек - 15, из числа их 95 мальчиков получили свидетельства, а 18 не явились на испытание. Все 19 школ имели собственные помещения; расходы на них простирались: от земства — 7250 руб., от сельских обществ — 2697 руб., попечительств и частных лиц — 150 руб. Церковно-приходских школ и школ грамоты было — 17, в них учащихся — мальчиков 373, девочек 113, итого—486; из числа этого типа школ имели свои помещения лишь 3 школы: расходовалось на них духовн. церковн. попечительством — 30 рублей, сельскими обществами и частными лицами — 47 рублей, городскими обществами — 100 рублей. Школ грамоты отдельно — 11, в них было учащихся — 243 обоего пола.

Общее число подсудимых по делам, бывшим в рассмотрении мировых судей в течение 1873 года по Царицынскому уезду было: мужчин 1851 и женщин 211; из этого числа оправдано — мужчин 424, женщин 81; обвинено — муж. 471, женщ. 63, числилось к 1874 году подсудимых по делам нерешенным мировыми судьями — мужчин 956 и женщин 67. Самый большой % обвинений падает на оскорбление чести, угрозы и насилия (мужчин 897, женщин 119), затем по кражам, [1164] мошенничествам и обманам (мужчин 477, женщин 42). Было приговорено мировыми судьями: к тюремному заключению — 82, к аресту — 128; к денежным взысканиям - 321 и выговорам — 3. Из этого числа было: грамотных 157 и неграмотных 377 человек; несовершеннолетних от 10 до 17 лет было 7 человек. Волостными судами в 1873 году решено было дел по проступкам 218, оправдано 46 человек, обвинено 221 человек, из них наказано розгами 100 челов.; окончено миром 54 дела.

В книге Царицынского уездного полицейского управления «Описание Царицынского уезда за 1802 год», приводятся следующие данные о нравственности жителей 1-го стана Царицынского уезда:

«В этом стане существует 5 сельских ярмарок, из них скотских в селах Ольховке и Солодче; 7 винных складов; 1 ведерная лавка; 4 корчмы; 32 винные лавки и 1 трактир в с. Ольховке с четырьмя биллиардами: торгуют водкой шибко. Особенно в упадке нравственность в Александровской, Липовской и Ольховской волостях. До 85 мужей бросили жен и около 136 жен бросили мужей; в этот счет не входят те женщины, которые явно не бросают мужей, но тайно не верны им. Неблагонадежных людей в стане 454 человека, в том числе 26 женщин (из 10874 муж. и 11199 женщ. по 10 ревизии). Раскольников разных сект мужск. пола 227 и женск. 230, главным образом в Балыклейской и Липовской волостях. В с. Гусевке и д. Кленовке, Ольховской волости, 2/3 женщин занимаются проституцией, причиною тому происходящие в с. Ольховке базары, где производится наемка рабочих с неизбежными магарычами. В с. Ольховке, с. Гусевке, Каменном Броде и Захаровке, в домах вдов или солдаток, где нибудь на краю села, по осениим и зимним вечерам происходят посиделки: там, не столько работают (для этого собственно посиделки то и устраиваются), сколько поют песни, пляшут, пьют водку и развратничают. Молодежь мужского пола на эти посиделки тащит из дому, что только подходящее попадется под руку: сало, птицу, говядину, семечки, добывают и водку, до которой охочи и девушки. В ceле Липовке происходят в зимнее время кулачные бои, в которых участвуют даже до 400 человек. В хуторе Умете, Липовской волости — притон разных бродяг. В селениях Солодче и Трудовке, Александровской волости, развито отчаянное пьянство и разврат; а в деревне Стефанидовке, по свидетельству станового пристава, в редком доме нет румян и белил, и проституция в большом ходу».

Если к этому добавить еще широко поставленную организацию конокрадства в 1-м стане, то выйдет картина нравов населения, ужасно дикая, так как полицией замечен упадок нравов в большем район этого стана, именно в [1165] 3-х волостях: Александровской, Липовской и Ольховской. О меньшем райне стана, т. е. о двух остальных волостях — Балыклейской и Романовской и о всем населении 2-го стана, так плохо в книге «Описание уезда» не отзываются.

Конокрадство в Царицинском уезде. (По данным, любезно сообщенным Царицынским уездным исправником г. Потоцким, присылкою книги «Описание Царицынского уезда»).

Характер местности, занимаемой Царицынским уездом в волостях — Александровской, Ольховской, Липовской, Ивановской, Ерзовской (Пичуга) и Отрадинской и граничащие с уездом степи заволжские и Черноярские, а также область Войска Донского и Камышинский уезд, не представляющие близко к населенным местностям Царицынского уезда административных центров, развили здесь конокрадство, до вопиющих размеров. Лесистые места по реке Иловле, горы и овраги, калмыки и цыгане, все это хорошо приготовленная почва для преступного ремесла. Конокрады в Царицынском уезде живут в очень многих селениях и действуют между собою все за одно, сообща организуя постоянный этапы или станции и известные дороги, и этим ставя местную администрацию в беспомощное положение для борьбы с ними. И пастухи общественных табунов действуют за одно с конокрадами, ставящими им в благодарность изрядный могарыч. Если потерпевший от конокрадов не имеет возможности быстро и в разные стороны одновременно броситься за розыском краденой лошади, то поздние розыски будут уже бесполезными. В одни сутки краденая лошадь может очутиться за сотню верст, где нибудь в Донской области, или в степях за Волгой, или у калмыков в Черноярском уезде.

В Александровской и Ольховской волостях конокрадство развилось издавна, вследствие следующих благоприятных для того условий: 1) близость границ области Войска Донского и Камышинского уезда; 2) лесные поросли и глубокие балки; 3) самые границы эти проходят глухими мало проезжими местностями и 4) селения, лежащие на границах, — Камышинского уезда—Гусевка и области Войска Донского: Кленовка, Трудовка, Стефанидовка, Нижняя Воробцовка, Марьевка, Солодча удалены от административных центров и жители этих селений, имея в среде своей всего до 86 человек специальных конокрадов негласно, почти все поголовно служат пособниками конокрадов, в качестве проводников. С 1885 по 1889 г. только в трех волостях: Александровской, Липовской и Ольховской было до 180 случаев конокрадства, а если к этим волостям прибавить остальные волости уезда с посадом Дубовкой, гор. Царицыном и граничащие с Царицынским уездом селения Камышинского, Царевского, Черноярского уездов и области Войска Донского, так как, конокрадные пункты и во всех этих местах имеют связь и солидарность с действиями конокрадов [1166] Царицынского уезда, то само собою разумеется случаев краж лошадей за означенное время прибавится в десять и двадцать раз. Конокрады, как я лично имел случай убедиться, чтобы похитить лошадь и скрыть следы, действуют и крайне дерзко и чрезвычайно остроумно.

Не лишним считаю привести несколько примеров из действий конокрадов: однажды в гор. Царицыне один из лесопромышленников приехал на собственной лошади, запряженной в тележку к канцелярии 2 полицейской части по какому-то делу, это было летом вечером и еще засветло; оставив лошадь у здания, занимаемого канцелярией — лесопромышленник вошел туда. Пробыл там много-много минут двадцать, при чем неоднокрадно заглядывал в окно, чтобы убедиться спокойно ли стоит лошадь, но выйдя из канцелярии, лошади и экипажа на улице уже не нашел. Принятые тотчас же меры к розыску ни к чему не привели. И только чрез полгода кто-то сообщил этому лесопромышленнику, что пропавшую лошадь они видели в Донских пределах верст за двести от Царицына. Лесопромышленник сам лично отправился туда, где действительно и нашел лошадь и выручил, но только без экипажа и уже не коня, а клячу, прошедшую в это время сотни рук, так что и к ответственности-то привлечь не представилось возможности кого либо собственно за кражу.

В Царицыне и сейчас живет один старичишка, так совсем не мудрящий, даже как будто глупый, а между тем он конокрад специалист и отчаянный: то он живет дома (собственно на квартире, своего не имеет) и по-видимому бедствует, перебиваясь с корочки на корочку, то вдруг на некоторое время пропадет куда то и явившись с какими то темными личностями пьянствует, соря деньгами. То замечательно, что каждое его исчезновение из Царицына совпадает всегда с массою случаев конокрадства или в самом городе или в окрестностях. В мою бытность в Царицыне с 1892 по 1895 г. я не знаю однако ни одного такого случая, чтобы этот старичишка быль уличен в конокрадстве, но что он конокрад — это несомненно. До 1892 года он несколько раз судился за конокрадство и сидел в тюрьме.

Вот еще случай украли у купца из конюшни на его глазах хорошую лошадь и таким образом. — Купец сидел на крыльце дома и пил чай и видел как кучер вошел в конюшню и вывел лошадь за ворота, где сел на нее, гикнул и ускакал. Гиканье и смутило купца, — точно ли это его кучер вывел лошадь и ускакал на ней? туда, сюда.. оказывается его кучер дома. Ну подали в полицию заявление, да распросы чрез посторонних... напали на след! лошадь оставила след по направленно из города в дер. Верхнюю Елшанку (благо после бывшего пред тем дождя почва ясно отпечатлела [1167] подковы лошади). За версту от города след вдруг прекратился, только заметно, что здесь много народу топталось. Чрез год лошадь уже замореной в виде клячи нашлась за Волгой, где то близ Елтонского озера.

Так ловко действуют конокрады благодаря широко поставленной организации своего ремесла и администрации бороться с конокрадами очень трудно. Для затемнения следов конокрады прибегают к следующими уловкам: перековывают краденых лошадей задом на перед, обувают лошадей в лапти, для этого специально делающиеся, завертывают лошадям копыта тряпками, расковывают лошадей. Если видят что лошадь плоха, то режут ее и забирают только шкуру, бросая мясо на дорог. Когда погоня настигает конокрада у селения, то конокрад бросается к своему единоремесленнику (на известном тракту у них этого везде много) и прячет лошадь в чулан, в подполье, в погреб, а сам утекает на некоторое время дальше. Знает хорошо конокрад свою участь, если попадется в руки погони, тогда он будет много и долго подвергаться побоям и пыткам (Замечательное средство от сильных побоев, по уверению порочных личностей, не раз битых за кражи и конокрадство на месте преступления, — это употребление человеческой мочи как питья. Достаточно будто бы выпить стакан подобной жидкости, как все боли от побоев на другой же день как рукой снимет.) и в конце концов убит. Конокрады редко воруют рогатый и другой домашний скот, кроме лошадей, — "далеко его не уведешь, а краденая лошадь сама унесет от погони".

Однажды гнались за конокрадом из Донской области до самого гор. Царицына так вели следы лошадей и показания людей, встречавшихся погоне на дороге. В одном из домов на окраине города, баба, бывшая в погоне и потерпевшая, услыхала ржание той самой лошади, которую у нее украли. Осторожная баба подсмотрела, что лошадь ее стоит в сенях. Она скорее бросилась заявлять об этом в полицию и пока бегала и возвращалась с посланным из полиции, лошади там, в сенях уже не оказалось, даже все признаки что здесь в сенях только что находилась лошадь старательно было уничтожены. Так баба поплакала, поплакала, да ни с чем возвратилась.

Пункты и шляхты конокрадов в Царицынском уезде следующие:

1) из хутора Разуваева области Войска Донского: в дер. Кленовку, Ольховской волости, Царицынского уезда, в село Гусевку, той-же волости, в село Рыбинку, Камышинского уезда, на гор. Камышин за Волгу и обратно.

2) из упомянутого же хутора Разуваева: в дер. Кленовку, из дер. Кленовки в дер. Грязный Курган (Грязная тож), Липовской волости, на станицу Александровскую, Царицынского уезда, при реке Волги, далее за Волгу и обратно.[1168]

3) Этот же тракт из хут. Разуваева: до дер. Грязного Кургана на с. Пролейку при реке Волге, далее за Волгу и обратно.

4) Того же тракта направление из дер. Грязного Кургана на с. Водяное при реке Волге, далее за Волгу и обратно.

5) Из области Войска Донского (хутор Аликова): на дер. Трудовку, Александровской волости, Царицынского уезда, с. Большую Ивановку, дер. Семеновку, Ивановской волости, а затем в станицу Александровскую, или с. Пролейку, или Водяное, за Волгу и обратно.

6) Этого же пути изменение от с. Большой Ивановки: на с. Лозное, с. Городище, г. Царицын, с. Отраду и далее в Калмыцкую степь и обратно.

7) Из Донских пределов на с. Городище и далее как в пункте шестом.

8) Из Донских пределов на с. Стефанидовку, дер. Трудовку и далее как в пункте 3-м или 5-м и 6-м.

9) Из Донских пределов (дер. Чернозубовка) на с. Большую Ивановку и далее как в пункте 5-м или 6-м.

При таком обилии и разнообразии трактов, конокрадам, имеющим у себя везде по названным населенным пунктам сообщников как из сельских обывателей, так в особенности в среде пастухов общественных стад, конечно легко скрываться и оставаться безнаказанными за все то зло, которое они приносят крестьянскому населению.

При этом прилагаю карту Царицынского уезда, в 20 верстном масштабе издания Ильина, с начерченными в ней от руки всеми известными путями конокрадов.

Обмен краденых лошадей производится в селениях Царицынского уезда: Гусевке, Ольховке, Кленовке, Большой Ивановке, Александровке и Стефанидовке. Краденый скот обязательно направляется вышеозначенными путями, или сбывается в с. Орчадинско-Чернушенском, станицах Березовской и Илавлинской области Войска Донского, в г. Камышин и Царицыне. Когда конокрад достигнет известного пункта — то лошадь его, если же не успеет, то заявляет, что-де лошадь к нему пристала.

Конокрады есть еще в дер. Петропавловке и пос. Дубовке, а в деревнях Большой и Малой Воробцовках — конокрады поголовно (фамилия Бирюковы). В дер. Трудовке, местные жители породнились с цыганами и крещеными калмыками (племенами искони воровскими в отношении лошадей) и , значит, конокрадсво у них так сказать — в крови.

По мнению одного из становых приставов Царицынского уезда во всех перечисленных пунктах следовало бы учредить по одному конному сотнику и по 3 человека десятских и не от обществ, а нанятых для борьбы с конокрадством исключительно, и тогда это вопиющее зло прекратилось бы.[1169]

В окрестностях г. Царицына на северо-западе по берегам речки Царицы и по балкам расположено множество хуторов в два, три—десять дворов, обитаемых или только летом огородниками, или круглый год некоторми мещанами земледельцами. Под видом этого невинного занятия, обитатели хуторов суть сообщники конокрадов или их укрыватели. Тут не то что какая либо лошадь пропадет, а и человек, потерпевший от конокрадов, исчезнет бесследно.

Против гор. Царицына в займищах за р. Волгою тоже множество мелких хуторов, жители которых тоже конокрады. Туда за розыском лошадей уже и не ездят — бесполезно и опасно!

Мне лично известны отчаянные конокрады: некто Грибков и его любовница Галченкова. Действия последней удивительны, — она ухитряется на глазах полиции проводить краденых лошадей по нескольку голов зараз. Не знаю попалась ли она наконец в руки правосудия?

следующая

Категория: Царицын и уезд | Добавил: shels-1 (19.09.2010)
Просмотров: 2136 | Теги: история, Царицынский уезд, Историко-географический словарь, Саратовская губерния, 1902 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]