Главная - Статьи - НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОЦЕНКУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (Владимир Ивонин)


Назад       |       Содержание       |       Дальше

11. Оценка результатов работы советских истребителей

Для советской истребительной авиации тоже можно найти интегральные показатели боевой деятельности.

Стартовала в борьбе с захватчиками советская истребительная авиация, прямо скажем, неважно. Недостатки тактики, управления, неразвитость радиосвязи, плюс большие потери техники при отступлении. Всё вместе взятое приводило к тому, что войска Красной Армии часто не имели прикрытия с воздуха и подвергались мощному воздействию германской бомбардировочной авиации, а советские бомбардировщики не всегда имели истребительное сопровождение. Однако, было не одностороннее избиение, а всё же обмен ударами. И нас бомбили, и мы бомбили. И, кстати, даже в таких тяжёлых условиях советские истребители нанесли люфтваффе весьма существенные потери. "Теряя каждую неделю по сотне самолётов, люфтваффе уже 6 сентября 1941г. пришло к тому рубежу, когда общее число потерь (1356 безвозвратно, 852 повреждено, всего - 2208 самолётов) сравнялось с первоначальной численностью самолётного парка трех Воздушных флотов". [19] Конечно, не все эти потери были делом рук советских авиаторов; но всё же говорить о "господстве" немецкой авиации в 1941 году не корректно.

Русские долго запрягают - есть такое дело. Однако, цыплят по осени считают, и давайте посмотрим, что было дальше. А дальше - все последующие годы войны советские ВВС улучшались системно и гармонично, не оставляя слабых звеньев, снижающих эффективность всей системы. То есть параллельно шли следующие процессы.

Численность советской истребительной авиации стабильно увеличивалась. Количества имеющихся на фронте истребителей к концу 1943 года уже стало достаточно и для обеспечения действия ударной авиации, и для прикрытия войск. И начал появляться излишек истребителей, который уже можно использовать для "свободной охоты", т.е. для решения второстепенной задачи - целенаправленного уничтожения вражеских самолётов. (Впрочем, "свободная охота" в советских ВВС - это вовсе не обязательно поиск воздушного противника, чаще это - бомбы под крыльями и свободный поиск целей в тылу врага.)

Одновременно с численностью росли и тактико-технические характеристики самолётов. Улучшалась подготовка лётчиков: "Теперь вчерашние курсанты направлялись в запасные авиационные полки, где проходили дополнительное обучение уже на тех типах самолетов, на которых им впоследствии предстояло воевать. Большое количественное превосходство советских ВВС позволяло не бросать молодое пополнение в бой и при попадании на фронт - теперь новичков можно было вводить в строй постепенно." [7]

В то же время улучшалось управление, происходило обеспечение радиосвязью, совершенствовалась тактика выполнения основных задач, взаимодействие между видами авиации. "Все большая часть новых советских и поступавших по ленд-лизу истребителей имели радиостанции..., что позволило наконец-то наладить наведение истребителей на цель и управление воздушным боем как с земли, так и непосредственно командирами групп в бою. Пары истребителей теперь могли действовать на увеличенных дистанциях друг от друга, в разомкнутых порядках и эшелонированно по высоте." [7]

Итак, основные задачи советской истребительной авиации были решены уже к 1944 году:

1) свои бомбардировщики и штурмовики стали надёжно прикрыты (сопровождающих истребителей уже хватало даже для эшелонирования по высоте, что увеличивало защиту сопровождаемых, а основным врагом ударных самолётов стали уже не немецкие истребители, а зенитки; время жизни штурмовиков увеличилось в разы, по сравнению с первым годом войны);

2) наземные войска надёжно защищены средой истребительных патрулей (вспомните, как и отчего "устарели" немецкие бомбардировщики).

Пожалуй, главный интегральный показатель работы советской истребительной авиации - это безоговорочная капитуляция Германии. Конечно, точных количественных оценок вклада истребительной авиации в этот конечный результат надсистемы (Вооружённых Сил в целом) не существует - подсчитать такое нереально. Очевидно лишь одно: советская истребительная авиация, совершенствуясь и устраняя свои недостатки, смогла выйти на тот уровень (и дальше надёжно его удерживать), который позволяет практически беспрепятственно делать своё дело и сухопутным войскам, и ударной авиации.


Назад       |       Содержание       |       Дальше

Главная - Статьи - НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОЦЕНКУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (Владимир Ивонин)