О посаде ДУБОВКА в Путеводителе по Волге 1862 года

Посад Дубовка расположен на скате прав. б. Волги и речки Дубовки, в 130 в. от Камышина, с пристанью. Дубовка принадлежит к числу новейших поволжских колоний, начальное заселение которых относится ко второй половине прошлого века. Собственно основание Дубовки было положено гораздо раньше; в старину на этом месте находилось поселение под именим Дубовки, но его уже не существовало в 1732 г., когда велено было в этих местах поселять казаков; за тем до семидесятых годов прошлого столетия она была главным городом волжского казачьего войска, которое занимало среднее поволжье между Камышиным и Царицыным; она называлась тогда городком или станицей и была местопребыванием войскового атамана, старшин и войсковой канцелярии. Когда Пугачев, уже разбитый под Казанью, проходил по этим местам, Дубовка приняла его сторону; за это правительство, по усмирении волнений, переселило волжских казаков в виде наказания на Терек, где они образовали военную линию. В Дубовку же правительство стало вызывать ново-поселенцев из верховых городов. Таким образом она была заселена выходцами из Малороссии и из некоторых соседних губерний; такими же выходцами заселились бывшие станицы: Караваинка, Балыклея и Антиповка. При этом отдаленность края, благоприятствовавшая укрыванию верований, несогласных с общепринятыми, сделала Дубовку местопребыванием сектантов и это характер лежит на ней до сих пор и составляет ее замечательную особенность.

В настоящее время Дубовка принадлежит к лучшим городам губернии по богатству купечества и по относительной обширности своей торговли. Жителей в посаде считается до 12 900 душ обоего пола; домов в нем 1 127, из которых 176 каменн. и 951 дерев.; замечательно, что ни в одном городе Саратовской губ. нет такого количества каменных домов относит. деревян. Кроме того, здесь находятся 4 церкви, до 80 лавок, приходское училище, больница и замечательный собор прекрасной архитектуры в готическом вкусе, построенный в прошлом столетии. Заводов 27; в том числе 12 кожевенных, 3 кирпичные, 3 салотопенные, 2 мыловаренные, 1 клейный, 3 горчичных, 1 пивоваренный и табачная фабрика. Самыми замечательными заводами считаются горчичные; семя для них привозится из окрестных селений и получается с собственных плантаций посадских заводчиков; горчица и масло, добываемое из нее, отправляются преимущественно в Саратов и Нижний-Новгород. Из ремесленных заведений более всего находится кузниц. С 10 мая до 10 июня бывает в посаде ярмарка Троицкая, на которую привозится товару на сумму более 1 000 000 руб. сер.

Дубовский посад, по местности своей, составляет весьма важный торговый пункт; на здешней пристани сосредотачиваются все товары, сплавляемые Волгой для отправки на Дон. Из Вятской, Костромской и частью Казанской губерний доставляются сюда строевой лес; из Нижегородской губ. железные изделия, из других верховых городов все предметы необходимости и роскоши. В 1861 г. к Дубовке подвезено разного товара более 190 000 пуд. на сумму до 97 000 руб. сер.; из этого числа муки ржаной и пшеничной 12 000 пуд., пшеницы 1 150 пуд., овса 3 300 пуд., спирту 3 000 пуд., солонины 2 200 пуд., дегтя 2 100 пуд. и смолы 32 300 пуд., угля 2 500 п., железа до 2 000 пуд., артиллерийск. тяжести более 15 000 пуд., якорей и снастей 34 000 пуд. Большая часть подвозимого товара идет чрез Дубовский переволок на Качалинскую пристань на Дону.

Большая масса товаров, перевозимых с Волги на Дон, побудила частную компанию проложить по Дубовскому переволоку железно-конную дорогу. Она имела 63 в. дл. и действовала с весны 1846 г. до 1852 г. и уничтожилась по причине естественного неудобства пути и доставки и плохого устройства самой дороги.

В настоящее время перевоз товаров делается на волах, которые пригоняются в числе 12 000 и более из дальних мест около мая месяца. Конная перевозка в сравнении с воловой совершенно ничтожна. Волы обыкновенно впрягаются в телеги или особого рода повозки, в которые на дрожины кладется рындак, т. е. плетеная полукруглая корзина. Для громоздких тяжестей, пушек, якорей, досчаников употребляются особые повозки, называемые каты, в которые впрягаются от 8 до 20 и более пар волов. Поверхность переволоки ровная; грунт дороги твердый и состоит из смеси глины и песка. Один оборот от Дубовки до Качалина делается в неделю или несколько более. Перевоз или ходка начинается с первых чисел мая и кончается обыкновенно в половине октября; ходкой занимаются, кроме местных поселян и дубовских мещан, чумаки, приходящие из земли войска Донского, Воронежской и Ставропольской губ. Плата за перевозку от 2 -5 к. с пуда, так что судопромышленники ежегодно расходуют на перевозку более 250 000 р.

Количество товаров перевозимых с Волги на Дон простирается, по пятилетней сложности, до 7 000 000 пуд. в год. Земля войска Донского и окружающие ее губ. снабжаются железом, медью, лесом и деревянными изделиями из северной России и Сибири единственно посредством этого пути. Из этого на Дон перевозится гужем большое количество разного хлеба, сала, стекла, льняного семени и др. произведений, которые отчасти идут всесте с железом, через черноморские порты за границу; этим же путем перетаскиваются суда небольшие целиком, а другие разобранными; количество судов превышает 300; они составляют до 400 000 пуд. совокупного веса. В Качалине они снова собираются и, пришед в Ростов за 500 в., ломаются на дрова. Перевозка происходит к двум пристаням на Дону: Качалинской и Белявской; на первую приходится 2/5 груза, на вторую 3/5. С Дона на Волгу идут крымские и донские вина, сухие фрукты, деревянное масло, свиное сало и другие произведения, всего до 150 000 п. ежегодно. Вследствие такого огромного количества груза, перевозимого с Волги на Дон, оказывается необходимым улучшение сообщения между ними, и действительно в 1852 г. был составлен проект канала, который должен бы был соединить Волгу ниже Царицына с Калачевской пристанью на Дону, но проект этот оставлен.

В 2 в. от Дубовки вверх по Волге встречаются следы какого-то искусственного возвышения в виде крепости или городища, окруженного земляным валом и балкой, известной под именем Водяной. Здесь еще недавно находили следы строений и разных вещей. В 11 верстах от Дубовки на прав. б. лежит станица Пичуга при впадении речки Пичуги; в ней находится до 300 чел. астраханского казачьего войска, отправляющих службу на кордонах в ставке хана Киргизской орды, в улусах Калмыцких владельцев и других постах по внутренней кордонной Астраханской линии. В этих местах проходит по Волге перекат Пичужинский, длин. 1 в. 250 с., с глубиною 7 ф. 10 д. в весеннее время. На 15 в. на Волге встречается остров версты 3 длиною, потом каз. дер. Акатовка прав. б., 25в., и помещ. дер. Винновка прав., 37 в.; на следующей версте с лев. стор. выходит из Волги р. Ахтуба, протекающая по Астраханской гую. 500 в. и соединяющаяся с Волгой; она судоходна только в половодье. На 39 в. на прав. стор. лежит каз. дер. Орловка, или Рынок, при речке Верхней Мечетке, а на следующей дер. Мечетная прав. б., 40 в.

Путеводитель по Волге. Составил П. П. Нейдгардт. Санкт-Петербург, 1862. В типографии В. Безобразова и комп. Страницы 82 - 86

Категория: Дубовка | Добавил: shels-1 (28.09.2018)
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]