Дубовско-Качалинская железно-конная дорога

Дубовско-Качалинская железно-конная дорога была проложена между Волгою и Доном, от посада Дубовки к Качалинской станице на Дону, в 1846 г. (см. карту — Дубовка посад); вагоны с лесом, хлебом, железом и другими товарами двигались по ней волами и лошадьми. Она, по плохому устройству, просуществовала не долго: проработав осень 1846 г. и весь 1847 год, потом с 1850 года по 1852 г., затем вовсе не исправлялась, а в 1855 г. продана была на слом и своз (см. Дубовка, посад Царицынск. уезда).

Товары от северных губерний России и Сибири доставлялись Волгою в посад Дубовку, оттуда волоком кладь перевозилась с пристани гужем на Дон. Этим путем шли из Дубовки: лес, хлеб, железо, солод, льняное семя, сало, коровье масло, стекло, посуда, канат и другие продукты для употребления Донского края или в Черноморские порты заграницу. По сведениям 1863 г., при пятилетней сложности, гужем с Волги на реку Дон шло в год до 7.000,000 пудов. Из Дубовки перетаскивались также сплавные суда, которые разбирались на Волге и вновь собирались на Дону, а небольшие суда перевозились целиком, неразобранными; число перевозимых судов доходило до 300 в год. Рекою Доном приплавлялись к Беляевской (или Нижней, в 5 верстах от Качалинской) и Качалинской (на рукаве Дона — Протоке, при самой станице) пристаням: крымские и донские вина, сухие фрукты, деревянное масло, свиное сало и другие произведения южного края; все это перевозилось гужем на Дубовскую пристань, где грузилось на суда и отправлялось по назначению ежегодно в количестве до 150,000 пудов. Перевозка грузов с Волги на Дон и обратно производилась на тачках и фурах, в которые впрягались одна, две и более пар волов. Каждая пара волов средним числом везла до 50 пудов; за перевозку груза с Дубовской пристани на Качалинскую или Беляевскую станицы платилось с пуда от 2 до 5 копеек серебр., что давало заработку местному населению до 260 000 руб. в год.

Бывшая железно-конная дорога с Волги на Дон, от Дубовки до Качалинской станицы, представляла значительные недостатки и по устройству, и в отношении к месту, выбранному для ее проведения. Главное неудобство дороги состояло в том, что она не доходила ни до Волги, ни до р. Дона; вследствие чего кладь перегружалась четыре раза, что вело к лишним расходам и повреждению товаров (почему последние охотнее поручались фурманщикам). От рельсовой дороги до берега Волги оставалось только 170 сажень, но почти все это пространство заключалось в крутом скате значительной высоты, по которому перевозить тяжести было невозможно. С другой стороны дорога не доходила до берега р. Дона, у которого расположены Качалинские пристани, около 4-х верст; здесь, для доведения дороги до главного пункта, требовалось бы устройство плотин, притом весьма прочных, которые могли бы устоять против весенних разливов Дона. Ближайшее расстояние этой местности (верст 60) между Волгою и Доном всегда обращало на себя первостепенное внимание, что и было причиною устройства железно-конной дороги между Качалином и Дубовкою; но при этом было упущено из виду, что тотчас за Качалинскими пристанями начинаются самыя опасные мели и простираются вниз по течению р. Дона до Калачевскаго лимана, отчего трудности плавания по реке далеко не вознаграждались близостью сухопутной перевозки. Вообще выбор дороги был неудачен, устройство ее было крайне небрежно и она не могла приносить ожидаемой пользы. Вот причины, почему фурщики находили для себя постоянную работу: по средней сложности, между Волжскими и Донскими пристанями обращались до 5500 фур ежегодно.

В 1855 г. пала Дубовско-Качалинская железно-конная дорога, все устройство ее с рельсами продано и дорога окончательно уничтожена, а между тем уже в 1851 г. начаты исследования другой местности между Доном и Волгою и 19 июня 1858 г. Высочайше утверждено сооружение паровой железной Волго-Донской дороги от Царицына до Калача. — („Земля Войска Донского“. Н. Краснов, изд. Генерального Штаба 1863 г.).

Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Т. 1, вып. 2. Лит. [Д] / А. Н. Минх ; печатан под наблюдением А. А. Прозоровского и С. А. Щеглова. - Саратов: Тип. Губ. Печ. земства, 1898. - С. 129-279. - [Прил. содерж. доп. к буквам А-Д [16 с.]].- Прил. к Тр. Сарат. Ученой Архив. Комис. - страницы 275, 276.

Категория: Историко-географический словарь Саратовской губернии. Южные уезды : Камышинский и Царицынский | Добавил: shels-1 (20.02.2018)
Просмотров: 1431 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]