22:45
19 мая 1922 года создана Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина

Великая Октябрьская социалистическая революция, х совершив коренные социальные преобразования, вызвала к жизни и такое новое общественное явление, как детское коммунистическое движение.

Развитие детского движения направлялось Коммунистической партией и ее верным помощником — комсомолом. В исторически короткие сроки детское коммунистическое движение охватило миллионные массы детей и превратилось в мощный фактор воспитания юной смены — третьего революционного поколения борцов за победу коммунизма.

Юные пролетарии. В дореволюционной России пролетарские дети вместе со старшими членами семьи испытывали все тяготы подневольной жизни, жестокой эксплуатации труда, нищеты, бесправия, социального и национального угнетения.

Детский труд был дешев и широко эксплуатировался в промышленности и сельском хозяйстве, в ремесленных и торговых предприятиях. Характеризуя - показатели жизни и труда на капиталистическом производстве, В. И. Ленин писал, что к числу таких показателей принадлежит степень применения детского труда. Чем сильнее эксплуатация детского труда, тем хуже положение рабочего класса. (См.: В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 23, стр. 284—285.)

По мере развития капиталистического машинного производства применение детского труда приобретало все более уродливые формы. «... Взгляните на те промыслы, в которых рабочие еще не добились себе защиты закона и в которых рабочие не могут оказывать сопротивления капиталистам, — указывал В. И. Ленин, — и вы увидите безмерно длинный рабочий день, доходящий до 17—19 час., вы увидите надрывающихся за работой детей с 5—6-летнего возраста, вы увидите поколение постоянно голодающих и вымирающих мало-помалу с голоду рабочих». (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 4, стр. 290.) К началу первой мировой войны удельный вес малолетних рабочих и подростков в общем составе промышленного пролетариата России повысился с 10,5 до 14,2% . (См.: «Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ (1918—1941 гг.)», т. 1. М., «Молодая гвардия», 1969, стр. 71.)

В сельском хозяйстве царской России детский и женский труд применялся еще шире. Сотни тысяч ребят батрачили у кулаков и помещиков. Из 4,5 млн. сельскохозяйственных рабочих около 700 тыс. были дети и подростки до 16 лет. «Крестьянин, — писал В. И. Ленин,— не в силах держаться, не надрываясь над работой сам и не заставляя вдвое тяжелее работать своих детей». (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 286.)

В торговых, ремесленных и прочих предприятиях положение детей, отданных вручение», было наиболее тяжким. Здесь малолетние труженики находились в полном подчинении у хозяина, испытывая физическое угнетение и подвергаясь моральному растлению.

Церковь всеми средствами стремилась оказывать свое влияние на воспитание детей в семье. Церковные проповеди, религиозные книжные наставления призывали родителей воспитывать детей в духе смирения и покорности, учили выполнять религиозные обряды.

Большинству пролетарских детей приходилось оставлять школу в первые годы обучения и продавать свою рабочую силу. На основе официальной статистики В. И. Ленин указывал в 1913 году, что «около четырех пятых детей и подростков в России лишено народного образования!!». (Там же, стр. 127.)

Тяжелые условия жизни и труда вызывали у малолетних тружеников чувство глубокого протеста. Их ненависть к хозяевам выливалась в стихийное стремление нанести ущерб производству. Известны случаи участия детей в поджогах барских усадеб, порче станков и т. п. Нередко, доведенные до отчаяния, малолетние рабочие убегали от хозяев или кончали жизнь самоубийством.

На формирование общественных интересов и развитие активности юных пролетариев большое влияние оказывали примеры организованной борьбы взрослых. Контрасты жизни богатых и бедных, картины угнетения малых национальностей вызывали у детей сочувствие к угнетенным и обездоленным, желание помочь им.

Большевики активно поддерживали стремление молодежи посильно участвовать в борьбе старших. В. И. Ленин призывал в 1913 году воспитывать детей так, «чтобы они лучше, дружнее, сознательнее, решительнее нашего боролись против современных условий жизни, калечащих я губящих наше поколение...

...Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят». (В. И. Л енин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 256.)

В женском и детском движении видел В. И. Ленин резерв в борьбе пролетариата за власть. В статье «Военная программа пролетарской революции» он писал:

«Дело буржуазии — развивать тресты, загонять детей и женщин на фабрики, мучить их там, развращать, осуждать на крайнюю нужду. Мы не «требуем» такого развития, не «поддерживаем» его, мы боремся против него...

...Женщины и дети с 13 лет боролись во время Коммуны наряду с мужчинами. Иначе не может быть и при грядущих битвах за низвержение буржуазии. (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, стр. 136—137.)

Стремление юных пролетариев к участию в политической борьбе все более возрастало. Дети рабочих охотно выполняли различные поручения старших в условиях подполья: передавали сообщения, распространяли революционные листовки, прокламации, были связными, дозорными во время подпольных собраний, маевок и т. д.

Слабее развивалась политическая активность у детей, батрачивших у помещиков и кулаков или отданных в «учение» к мелким ремесленникам и торговцам. Условия жизни и труда крестьянских детей изолировали их от революционной борьбы взрослых.

По мере перерастания рабочего движения в организованную политическую борьбу за победу социалистической революции возрастало участие в этой борьбе юных пролетариев. Более действенными становились формы этого участия: от стихийного протеста — до сознательной и активной помощи в забастовках и стачках; от распространения листовок и прокламаций — до посильной помощи взрослым в вооруженных выступлениях рабочего класса. Факты участия детей и подростков в общей борьбе широко освещались большевистской печатью, в листовках и газетах, в выступлениях агитаторов и пропагандистов большевистских организаций.

Таковы были основные источники и формы развития общественных интересов и активности пролетарских детей накануне Октября.

Накануне Великого Октября. Февральская революция 1917 года не внесла коренных изменений в положение рабочего класса. Империалистическая война ухудшила условия жизни пролетарской семьи. Продовольственный и топливный кризис, рост дороговизны, вызванные трехлетней войной, тяжело отражались на детях. Смертность детей достигла в России в 1917 году невиданных размеров. По данным официальной статистики, в стране насчитывалось более 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей.

Временное правительство, стоявшее за «войну до победного конца», не было заинтересовано в развитии народного образования. Число детей в школах уменьшалось. Дети были заняты изнурительным трудом, заменяя мобилизованных отцов и старших братьев.

В школах усиленно проводилась пропаганда шовинизма и милитаризма. Активную роль в этом играли скаутские организации (от английского «скаутинг» — разведывание), призванные воспитывать юное поколение в религиозном и буржуазном духе, отвлечь его от революционного движения.

Вовлечение передовой части малолетних тружеников в 'революционную борьбу встречало резкое противодействие буржуазного правительства. Юные борцы преследовались не менее сурово, чем взрослые; к ответственности за «вольномыслие» детей привлекались и родители. Однако все попытки изолировать подрастающее поколение от революционной борьбы терпели неудачу.

Возмущение Временным правительством в среде рабочей молодежи нарастало. В апреле 1917 года молодой большевик В. Алексеев организует в Нарвском районе Петрограда первый в стране Социалистический союз рабочей молодежи. Вслед за ним создаются союзы в Выборгском, Василеостровском и других районах Петрограда.

Определяя задачи молодежи в социалистической революции, Н. К. Крупская в мае 1917 года призывала юных пролетариев объединяться в союзы под знаменем Интернационала, по примеру 50 тысяч заводских учеников и учениц Петрограда: «Они положили начало российской секции «Интернационала молодежи», они зовут к объединению всю рабочую молодежь, не только работающую на фабриках и заводах, но и ремесленных учеников и учениц, и торговых мальчиков, и маленьких газетчиков, — всех тех, одним словом, кто с юных лет вынужден продавать свою рабочую силу. Они зовут присоединиться к ним рабочую молодежь Москвы, Московской области, Екатеринослава (Ныне — Днепропетровск.), Харькова, — словом, всей России. Они зовут их всех к борьбе за лучшее будущее, к борьбе за социализм.

Да здравствует российская секция «Молодого Интернационала». (Н. К. Крупская. Пед. соч., т. 1, стр. 417—418.)

В апреле — июне 1917 года газета «Правда» публи-. ковала многочисленные материалы о жизни, труде и самоорганизации молодежи. 20 июня 1917 года Н. К. Крупская выступила в «Правде» со статьей «Как организоваться рабочей молодежи?», которая содержала проект «Устава Союза Рабочей Молодежи России». В проекте предусматривалось, что не только все юноши и девушки, но и все мальчики и девочки, «живущие продажей своей рабочей силы, какой бы веры они ни были, на каком бы языке ни говорили, организуются в один «Союз Рабочей Молодежи России». (Там же, стр. 427—428.)

Идея создания единого союза рабочей молодежи отвечала самым существенным устремлениям пролетариата и всей демократически настроенной молодежи.

В роли организаторов союзов выступали и дети. Летом 1917 года возникают объединения детей рабочих: детские секции, «Союзы малолетних тружеников», «Союзы мальчиков» и др. «Если вы посмотрите, как шла революция 1917 года, — вспоминала Н. К. Крупская на Международной пионерской конференции в 1929 году,— вы увидите, что дети вместе со взрослыми принимали в ней участие. Наконец, во время гражданской войны дети вели такую же упорную борьбу, как и взрослые». (Н. К. Крупская. Пед. соч., т. 5, стр. 323.)

Н. К. Крупская подчеркивала, что активное участие детей в революционном движении определяло их общественные интересы, активность, всю жизнь. Социалистическая революция принесла детям новые идеалы, раскрыла невиданные перспективы для самодеятельности. «Если вы посмотрите старые книги социалистов... — говорила она, — то вы увидите, как в этих старых утопиях говорилось о взрослых, а дети не играли в них никакой роли. Но вот после Октябрьской революции, даже после Февральской революции, мы увидели, что детвора также стремится к организации и активно себя проявляет. Я помню, как в Выборгском районе паренек двенадцати лет... выступал в 1917 г. на фабрике и говорил по поводу Первого мая. «Капиталисты, — говорил он, — должны нам за Первое мая заплатить — это наш праздник, рабочий». (Там же, стр. 298.)

Представитель Выборгского комитета партии, посетивший завод «Русское Рено» в целях подготовки рабочей молодежи к первомайской демонстрации 1917 года, сообщал: «Придя в завод, мы увидели мальчика лет 13—14, ведшего агитацию среди рабочей, молодежи своего завода. Он доказывал.., что необходимо создать свой Союз молодежи для ограждения и требования своих прав. Это находило живой отклик среди молодых рабочих». (В. Г. Яковлев, А. В. Кудрявцев. Возникновение детского коммунистического движения в СССР. М., ОГИЗ — «Молодая гвар­дия», 1933, стр. 39.)

VI съезд партии (26 июля — 3 августа 1917 г.) обсудил вопрос «О союзах молодежи» и указал на необходимость «защиты экономических и политических правовых интересов несовершеннолетних рабочих», признал «содействие созданию классовых социалистических организаций рабочей молодежи одной из неотложных задач момента», вменил «партийным организациям в обязанность уделить работе этой возможный максимум внимания. («КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», изд. 8, доп. и испр., т. 1. М., Политиздат, 1970, стр. 499.)

В ряды комсомола. Победа Великой Октябрьской социалистической революции пробудила общественную и политическую активность молодежи, выдвинула новые мотивы деятельности, создала социальные условия для ее проявления.

Советское правительство принимает ряд декретов, предоставивших трудящейся молодежи и детям широкие права. Декреты о школе и о детском труде, принятые в 1917 году и первой половине 1918 года, новые законы о семье и защите прав женщин, об охране здоровья подрастающих поколений уничтожали порабощенное положение женщин и детей в семье и государстве.

Декрет от 11 ноября 1917 года запрещал применять наемный труд детей до 14 лет и предусматривал сокращение рабочего дня подростка до 6 часов (при оплате как за 8-часовой рабочий день). Хозяева не имели права использовать несовершеннолетних на ночных, вредных и сверхурочных работах. В 1918 году был запрещен наемный труд детей до 16 лет.

В марте 1918 года союзы рабочей -молодежи возникают на предприятиях Замоскворецкого района Москвы, например на заводе Михельсона (ныне завод имени Владимира Ильича). Вскоре они оформились в союзы рабочей молодежи «III Интернационал». Подобные организации появились во всех рабочих районах Москвы, на Урале, в Киеве, Одессе, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле и в других промышленных центрах. На Урале организации рабочей молодежи создавались при активном содействии Я. М. Свердлова, в Закавказье — Г. К. Орджоникидзе и А. И. Микояна, в Поволжье — В. В. Куйбышева, в Москве — Е. М. Ярославского.

В 1918—1919 годах делаются первые шаги к расширению сети начальных и семилетних школ, создается инспектура по борьбе с безнадзорностью, организуются детские дома, внешкольные учреждения.

29 октября 1918 года открылся I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. Съезд обратил особое внимание на работу с младшими членами союза. Представители петроградской и московской организаций предложили принимать в комсомол подростков с 12 лет, ибо вне союза дети могут попасть под чуждое влияние. Съезд определил, что в комсомол принимаются юноши и девушки не старше 23 лет. Младшей возрастной границы для членов комсомола установлено не было.

В 1918—1919 годах в школах возникают первые ячейки РКСМ. Большую помощь в их создании оказывали руководители Наркомпроса А. В. Луначарский и Н. К. Крупская. Подростки — члены союза с увлечением занимались ликвидацией неграмотности, строевой и стрелковой подготовкой, организацией молодежных и детских клубов, школьных коммун.

В 1919—1920 годах число детей в рядах РКСМ растет, а средний возраст комсомольцев вследствие трех всероссийских мобилизаций комсомольцев на фронт снижается. Младшие члены комсомольских организаций тоже рвались на фронт, вслед за отцами и старшими братьями.

В годы гражданской войны многие ребята 10—12 лет активно помогали старшим. Они трудились на фабриках и заводах, выполняли сельскохозяйственные работы, участвовали в проведении «недели красной молодежи», «недели сухаря»; работая в «трудовых отрядах молодежи», заготовляли топливо.

Первые группы детской общественности. По примеру организаций взрослых и молодежи и при их поддержке с первых же лет установления на местах власти Советов стали возникать самые разнообразные самодеятельные объединения детей и подростков. Ребят сближало горячее стремление объединяться для помощи старшим, для защиты и укрепления молодого Советского государства.

Наиболее широкое распространение получили различные самодеятельные детские клубы. Так, в Петрограде еще в ноябре 1917 года был создан «Детский рабочий клуб имени мировой революции». «Все работы по клубу, — вспоминает писательница Е. Драбкина, — делали сами дети: они и топили печи, и кололи дрова, и убирали помещение. В марте 1918 г. я уехала в Москву, но на Первое мая вернулась в Петроград. Стоя у подножия трибуны на площади Жертв революции, я увидела ребят из нашего детского клуба. Они несли большой плакат. На нем был нарисован рабочий в красной рубахе. Протягивая одну руку крестьянину, он держал в другой тяжелый молот и разбивал им цепи капитала, опоясывающие земной шар. Надпись гласила: «Берегись, мировая буржуазия! Мы стоим на страже!» (Е. Драбкина. Черные сухари. Рассказы. М., «Художественная литература», 1970, стр. 58.)

На Урале, в районе Ижевского завода, в 1919 году дети и подростки 10—14 лет объединились в свою организацию, имевшую красное знамя, свой клуб. От пуль белогвардейцев, захвативших завод, погибло много рабочих и детей — членов этой организации. Но ничто не сломило юных пролетариев. Уцелевшие от расправы ребята вновь объединились и после изгнания белых возродили свою организацию. (См.: Н. К. Крупская. Пед. соч., т. 5, стр. 323—324.)

Многие возникшие на местах разнообразные самодеятельные детские и юношеские группы старались строить свою работу по примеру общественных организаций взрослых, заимствуя у них названия для своих организаций.

На Украине дети-подростки вступили в отряды «Юношеской трудовой армии», принимавшей участие в восстановлении народного хозяйства. В Екатеринославе действовал в 1920—1922 годах «Совет детских депутатов». В Белоруссии во время полевых работ возникали «детские посевкомы», «отряды урожая».

Некоторые детские клубы распространяли свое влияние на детей не только в губернских центрах, но и в уездах. В Туле в 1918 году при активном содействии коммунистов и рабочей общественности возник «Детский пролеткульт», а в уездных центрах Тульской губернии были созданы его филиалы. Тульский «Детский пролеткульт» объединял до 1000 ребят. «Трудом и творчеством построим коммуну!» — призывали руководители «Детского пролеткульта». Ими намечался даже созыв в 1919 году Всероссийской конференции детских пролеткультовцев. Несмотря на то что приехали только делегаты из Рыбинска, был избран Центральный комитет коллективов «Детского пролеткульта». При активном участии комсомольцев состоялись три губернские конференции детпролеткультовцев. Стремление актива «Детского пролеткульта» к самоорганизации по примеру коммунистов вызвало к жизни даже «Детскую коммунистическую партию (большевиков)». В суровых условиях - военного времени члены этой партии выпускали еженедельную газету «Детский пролеткульт» под лозунгом: «Дети пролетариев всех стран, соединяйтесь!». В Перми в 1919— 1920 годах клубом уральских ребят «Муравейник» издавалась печатная газета «Муравей-чудодей».

В Оренбурге после прибытия туда в 1919 году агитпоезда, который возглавлял М. И. Калинин, комсомольцы организовали «Детский пролетарский клуб-театр» (ДПКТ), объединив до 1000 ребят. Члены клуба занимались в кружках и участвовали в общественно полезном труде. В 1920 году клуб провел «неделю пролетарских детей» по борьбе с беспризорностью. С помощью комсомольцев, среди которых был будущий поэт С. Щипачев, клуб-театр выпускал детский журнал «Творцы будущего».

Наиболее близкими к комсомолу не только по целям и социальному составу, но и по организационному строению были детские коммунистические секции и ячейки. Они создавались, как правило, при комсомольских организациях.

Так, например, актив учеников школы, расположенной на территории Московского Кремля, сплотился в коммунистическую ячейку. Создавали ее дети старых большевиков. Десятки ребят, вспоминает сын Я. М. Свердлова — А. Свердлов, «росли в семьях, где вся жизнь родителей была целиком отдана большевистской партии, где первыми из узнанных нами слов были слова: большевики, революция, Ленин...». (Сб. «С веселым другом-барабаном». М., «Молодая гвардия», 1964, стр. 20.)

В борьбе за влияние на детей. В первые годы Советской власти партия и В. И. Ленин неустанно направляли внимание учительства и комсомола на создание новой, трудовой школы. «...Вместе с преобразованием старого, капиталистического общества, — говорил В. И. Ленин; —- учение, воспитание и образование новых поколений, которые будут создавать коммунистическое общество, не могут быть старыми». (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 411, стр. 301.) В «Проекте добавлений к пункту программы в области народного просвещения» В. И. Ленин записал: «Добавить: ... 2) самодеятельность (детей) в школе...». (В. И. Л енин. Поли. собр. соч., т. 88, стр. 409.)

В ожесточенной борьбе с кулачеством, духовенством, с враждебно настроенной к новой школе частью старого учительства создавались в школах органы самоуправления, возникали школы-коммуны, школы-клубы, детские городки.

Первая в стране опытно-показательная школа-коммуна была организована в 1919 году одним из старейших большевиков, другом и соратником В. И. Ленина — П. Н. Лепешинским в далекой белорусской деревне Литвиновичи. Впоследствии эта коммуна послужила базой для Московской опытно-показательной школы-коммуны имени П. Н. Лепешинского.

Опыт подобных, впервые создаваемых детских учебно-воспитательных учреждений пробуждал к жизни и новые формы организации общественной самодеятельности детей. Например, в 1920 году один из советских педагогов — С. М. Ривес при активной поддержке комсомола организовал в Одессе школу-коммуну, которая в 1921 году выросла в «Детский городок имени Октябрьской революции». В предисловии к книге об опыте этого городка В. П. Потемкин, будущий нарком просвещения! РСФСР, писал, что красочные формы самоуправления воспитанников городка, их песни, марши, ритуалы являются предвестниками будущих самодеятельных организаций советской детворы. (См.: С. М. Ривес и Н. М. Шульман. Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку имени Октябрьской революции. Л.» [1924].)

Однако подавляющее большинство детей школьного возраста еще оставалось вне учебно-воспитательных учреждений.

Начавшийся еще в годы первой мировой войны рост беспризорности и безнадзорности детей продолжался в годы гражданской войны и по ее окончании. Созданная по предложению В. И. Ленина Детская комиссия при ВЦИК и детские комиссии при местных Советах повели борьбу за спасение детей. Детей-сирот направляли в детские дома, колонии, коммуны.

Формирование новой, советской системы воспитания детей вне школы происходило в условиях острой классовой борьбы за их идейно-политическое воспитание.

Как правило, внешкольные детские объединения создавались при непосредственном участии комсомола и находились под его влиянием. Например, в Воткинске, в Нижнем Новгороде, Одессе, Туле и в некоторых других городах возникают отряды юных коммунистов при комсомольских ячейках. Члены этих отрядов активно участвовали в трудовых и боевых делах старших товарищей. Многие из них потом стали членами первых детских коммунистических организаций.

Одной из наиболее распространенных детских внешкольных организаций была организация юных коммунистов — «юков». Отряды «юков» стали создаваться в первый же год Советской власти, когда в стране было введено всеобщее военное обучение (Всевобуч). Созданию клубов «юков», занимавшихся в основном физическим воспитанием, помогали школьно-санитарные отделы при наркоматах здравоохранения и просвещения.

В изданной в 1919 году брошюре «Организация юных коммунистов — «юки» приводился примерный устав «юков», их гимн, структура руководства, различные игры и песни. Членами организации считались дети и подростки, объединенные в отряды и дружины. В брошюре критиковалось копирование скаутизма, воспитание детей в религиозном духе. Но авторы ее все же не смогли преодолеть в должной мере влияние скаутской системы воспитания.

Кроме того, в некоторых районах страны бывшие скаут-мастера, проникая в местные органы Всевобуча, пытались создавать отряды «юков» по типу скаутских, противопоставляя их деятельности детских групп, руководимых комсомольцами.

Н. К. Крупская в статье «О юках» (1919) подвергла критике многие направления деятельности «юков». Надежда Константиновна писала: «...Надо поставить бойскаутизму совершенно иные, коммунистические цели...» «...Юкизм слишком рабски подражает бойскаутизму... Юки должны непременно входить в Коммунистические союзы молодежи...» И далее: «Правильно построенный юкизм может стать средством воспитания сознательных коммунистов, одинаково инициативных и умелых как в обыденной жизни, так и на войне». (Н. К. Крупская. Пед. соч., т. 5, стр. 13, 14.)

Несмотря на критику, многие руководители «юков», особенно бывшие скаут-мастера, упорно продолжали воспитывать детей в духе скаутизма. Некоторые из них пытались приспособиться к новым условиям под маской «красных скаутов», «юк-скаутов» и т. п.

Комсомол с первых лет Советской власти начал непримиримую борьбу против любых попыток распространения влияния скаутизма на детей. Разоблачению реакционной роли скаутизма посвящались все формы агитации и пропаганды: печать, митинги, беседы, стенная печать. Крупную роль в этом играл орган ЦК РКСМ — журнал «Юный коммунист». На его страницах рассказывалось, как на территориях, захваченных белогвардейцами и иностранными интервентами, руководители скаутов вместе со своими воспитанниками активно помогали контрреволюции. Так, в некоторых районах Украины, Северного Кавказа и Закавказья, на Дону, в Белоруссии, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке белогвардейцы охотно принимали на службу в белую армию наиболее преданных деятелей скаутизма, а белогвардейский генерал Шкуро даже вручил дружине скаутов Ставрополья свой стяг — черное полотнище с изображением головы волка с открытой пастью.

Непримиримое отношение комсомола к остаткам скаутских организаций получило отражение в решениях Всероссийских съездов РКСМ в 1919—1921 годах. II, III и IV Всероссийские съезды РКСМ категорически высказывались за роспуск всех скаутских организаций, за развертывание работы с детьми силами комсомольцев совместно с советскими органами социального воспитания.

По призыву Ленина. Программа РКП (б), принятая на VIII съезде партии (18—23 марта 1919 г.), определила задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения. В резолюции съезда «О работе среди молодежи» указывалось, что «коммунистическая работа среди молодежи может пойти успешно только через самостоятельные организации, идущие под знаменем коммунизма, в которых молодежь могла бы проявить максимум самодеятельности, безусловно необходимой для ее коммунистического воспитания». («КПСС в (резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», изд. 8, доп. и испр., т. 2. М., Политиздат, 1970, стр. 84.)

Указание партии на роль самодеятельности в организациях молодежи получило активную поддержку в комсомольских ячейках и в первых детских объединениях. Выступая в апреле 1919 года на I Всероссийском съезде коммунистов-учащихся, В. И. Ленин говорил: «Важно то, что молодежь, коммунистическая молодежь организовывается... Сейчас мы закладываем только камни будущего общества, а строить придется вам, когда вы станете взрослыми. Теперь же работайте по мере своих сил, не берясь за непосильную работу, работайте под руководством старших» '. В молодых коммунистах В. И. Ленин видел прежде всего продолжателей дела революции, способных построить коммунистическое общество.

«Мне вспоминается сейчас яркий солнечный день Первого мая 1919 г., — рассказывал молодежи Е. М. Ярославский. — Ленин на трибуне на Красной площади. Вокруг море голов — детей, подростков, юношей, девушек. Это пришли школы, это пришли отряды комсомольцев... Они окружили трибуну, сверкающую на солнце сосновыми перилами.

Ленин перекинулся через перила: весь — стремление, порыв, весь — горячее, убежденное слово. Ленин обращается к молодежи и говорит о том, что именно эта молодежь достроит и доведет до конца дело, начатое поколением, к которому принадлежит и Ленин. «Мы не увидим уже расцвета коммунизма, — вы его увидите, вы его достроите. Нам суждено было пойти невероятно суровым, трудным путем — путем кровавой борьбы. Мы должны были пробивать дорогу. Многие из вас, из детей, счастливы тем, что вам не придется идти этой трудной, жестокой дорогой». («Воспоминания о Ленине». М., «Молодая гвардия»,
стр. 176.)

Исключительно важное значение для развертывания работы комсомола среди детей имел III съезд РКСМ (октябрь 1920 г.).

В день открытия съезда В. И. Ленин произнес историческую речь «Задачи союзов молодежи». В этой речи содержится развернутая программа коммунистического воспитания подрастающего поколения.

«Быть членами Союза молодежи значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело», — говорил В. И. Ленин комсомольцам. (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 315—316.)

На примерах борьбы с безграмотностью, за чистоту, за правильное распределение пищи, за создание пригородных огородов, на опыте коммунистических субботников Владимир Ильич разъяснял, как надо «все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую...» «Надо, — говорил Владимир Ильич, — чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде». (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 318.)

Следуя за Лениным, съезд в своем решении провозгласил: «От постановки коммунистического воспитания детей, от их физического и духовного развития зависит создание нового поколения здоровых духом и телом строителей коммунистического общества. Поэтому вопрос о коммунистическом воспитании детей чрезвычайно важен для всего советского государства и коммунистического движения, в том числе и для РКСМ». («III Всероссийский съезд РКСМ. 2—10 октября 1920 г.». Стено­графический отчет. М. — Л., «Молодая гвардия», 1926, стр. 302.)

Съезд подчеркнул громадные возможности в воспитании детей РКСМ — организации, объединяющей широкие слои молодежи, наиболее близкой детской массе.

В решениях съезда по экономической работе комсомола предусматривались меры для возвращения детей и подростков, поддавшихся дурному влиянию, к здоровой, трудовой жизни, а главное, для предупреждения беспризорности. Предусматривались важнейшие меры охраны труда молодежи и подростков, еще раз было подчеркнуто, что труд детей до 14 лет на вредных для здоровья и ночных работах запрещается.

При обсуждении на съезде Устава РКСМ и «Тезисов по работе РКСМ среди детей» высказывались разные предложения о приеме в комсомол рабочей молодежи в подростков. Съезд решил сохранить возрастной ценз приема в комсомол с 14 лет. Но в связи с этим возник вопрос о формах организации детей младшего возраста, тянувшихся к комсомолу.

Часть делегатов предлагала организовать детскую секцию при союзе, другие — вести работу в помощь государственным органам путем выделения административных работников.

Однако съезд решил, что создание детских секций или выделение административных работников не отвечает задачам детского коммунистического движения. Съезд принял широкую программу действий, предусматривающую оказание разносторонней общественной помощи государству в решении вопросов жизни, труда, быта, образования и воспитания детей.

Утвердив «Тезисы по работе РКСМ среди детей», съезд определил следующие задачи комсомола:

а) помощь государственному аппарату в воспитании детей путем выделения из РКСМ кадров работников коммунистического воспитания (в детские дома, клубы, столовые и т. д.), подготовка которых ведется путем выделения товарищей на соответствующие курсы и организации кружков по изучению вопросов педагогики и воспитания;

б) организация в детских учреждениях самоуправления, руководство его работой и помощь в организации студий, кружков, комиссий и т. д.;

в) организация детских клубов и других детских учреждений там, где таковых не имеется;

г) введение политико-воспитательной работы во всех детских учреждениях путем бесед, экскурсий, литературных вечеров, спектаклей;

д) организация массовых праздников, юношеских дней, годовщины Октябрьской социалистической революции, Парижской коммуны и других революционных праздников;

е) воспитание дисциплины и общественности посредством общих собраний, конференций; организация детских субботников, где дети привыкают к коллективному труду; '

ж) развитие детского творчества путем издания детьми страничек, журналов, организации выставок и пр.;

з) постановка физического воспитания (спорт, гимнастика, игры и пр.). (См.: «III Всероссийский съезд РКСМ. 2—10 октября 1920 г.». Стенографический отчет. М.—Л., «Молодая гвардия», 1926, стр. 303.)

Предусматривалось, что вся работа должна вестись непосредственно через органы Наробраза и Политпросвета при связи с соответствующими советскими учреждениями.

После III съезда РКСМ работа среди детей стала заботой каждой комсомольской ячейки. Комсомол выдвигал инспекторов по детскому труду в городе и на селе. Они за-' нимались охраной прав детей, контролировали организацию детского питания, создавали в школах органы детского самоуправления.

В рабочих общежитиях появились комсомольские посты, ставившие своей задачей улучшение жизни детей. Комсомольцы устраивали детские субботники, праздники, вечера, экскурсии.

К своей работе комсомольские ячейки крупных предприятий широко привлекали учащихся школ фабричнозаводского ученичества (ФЗУ).

С помощью комсомола расширяется сеть вечерних школ-клубов рабочей молодежи и подростков. Например, вечерняя школа-клуб рабочих-подростков МОГЭСа объединила многих подростков, живших на Садовнической улице и в прилегающих переулках. Многие дети и подростки занимались в кружках, участвовали в комсомольских субботниках.

Однако значительная часть детей все еще оставалась вне влияния комсомола.

Накануне дня рождения. Создание детской коммунистической организации было подготовлено самой жизнью. Стремление передовых рабочих-подростков к объединению по примеру комсомола неуклонно возрастало. В комсомольской организации заметно увеличивалось число детей и подростков. На это указывали многие делегаты IV Всероссийского съезда комсомола (сентябрь 1921 г.).

В принятых съездом «Тезисах об очередных задачах РКСМ» отмечалось, что в условиях перехода к мирному строительству возрастало значение организации воспитания рабочей молодежи старших возрастов. Поэтому требовалось дифференцировать работу по возрастным группам комсомольцев, особо выделив организацию детей. Необходимость этого вызывалась и тем. что в связи с оживлением (в условиях перехода к новой экономической политике) частной торговли, ростом спекуляции, активизации буржуазно-националистических и религиозных организаций возникла опасность распространения на детей идейно чуждых влияний.

Первое партийное совещание по вопросам народного- образования (декабрь 1920 г. — январь 1921 г.) приняло специальное решение «О положении детей в РСФСР», где. подчеркивалось: «Обслуживание детских интересов республики признать первой очередной задачей в деле советского строительства, с выделением в ударную группу всех детских учреждений Наркомпроса». («Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения», изд. 3, пере­смотр. и доп. М. — Л., ОГИЗ, 1931, стр. 350.)

В своем решении «О социалистическом просвещении юношества» совещание высказалось за дифференциацию работы с детьми и юношеством: «Первой задачей рационально организуемой системы социалистического просвещения должно быть организационное разделение в согласии с новейшей педагогической наукой детского и юношеского возрастов». (Там же, стр. 351.)

В решении совещания намечались новые формы воспитания детей: не только продолжение школьного времени: а) школа плюс школьный клуб и б) школа целогв дня, но и развитие детских организаций-объединений с тем, чтобы постепенно охватить детей атмосферой социального воспитания. (См.: там ж е, стр. 347.)

Опыт объединения советских детей в первые самостоятельные организации, а также опыт первых детских союзов, создававшихся под руководством коммунистов за рубежом (например, в Германии), получил отражение и в постановлениях Коммунистического Интернационала Молодежи. В постановлении Исполкома КИМа «О работе среди детей» (1920) подчеркивалось: «В задачу детских коммунистических групп входит объединение пролетарских детей под руководством коммунистов, пробуждение классового самосознания в пролетарском ребенке и воспитание его в пролетарской солидарности и борьбе с эксплуататорами. Вся деятельность детских групп должна быть направлена на то, чтобы создать из ребенка соратника на общем фронте пролетарской борьбы. Детские коммунистические группы поэтому являются первой ступенью к коммунистической организации молодежи». («Детское коммунистическое движение». М. — Л., Учпедгиз,
1932, стр. 41.)

II конгресс КИМа (июль 1921 г.) принял развернутые «Тезисы о деткомгруппах». В них определялись задачи этих групп после завоевания власти рабочим классом: «Детские коммунистические группы в этот период имеют своей задачей усилить среди детей дух коллективного труда и сознание долга, чувства солидарности и готовности радостного самопожертвования ради великого дела пролетариата...

Детские коммунистические группы должны пробуждать и поддерживать в детях любовь и восторженное отношение к Советской власти, к военной защите революции, к международной солидарности пролетариев всех стран.

Под заботливым руководством коммунистических учителей и старших товарищей детские коммунистические группы объявят войну и покончат с последними остатками церковных суеверий, буржуазной морали, националистических воззрений. Таким образом, детские коммунистические группы примут в период диктатуры активное участие в строительстве новой, коммунистической культуры». («Детское коммунистическое движение». М.—Л., Учпедгиз, 1932; стр. 46.)

В приложениях к постановлению конгресса КИМа содержались и основы устава организации детских групп (создание специальных бюро по работе с детьми и др.).

Считая руководство детским коммунистическим движением одной из своих основных задач, комсомол проводит летом 1921 года 1-ю Международную детскую неделю, пропагандирует решения II конгресса КИМа о детских группах, развертывает систематическую работу среди детей при ячейках, клубах, в школах.

Но для того чтобы решить задачу полностью, комсомолу надо было определить направление, характер и конкретные формы организации коммунистических групп детей, методы работы с ними. Теоретические основы коммунистической организации детей содержались в речи В. И. Ленина на III съезде РКСМ, его статьях и выступлениях по вопросам культуры и народного образования. Исходя из ленинских положений о революционном воспитании подрастающих поколений, требовалось разработать принципиально новую систему организации и общественного воспитания и самодеятельности детей, объединяемых в коммунистические группы.

Педагогическая литература ответа на эти вопросы еще не, давала. Комсомолу необходимо было изучить и осмыслить развитие детского движения в советских условиях: участие подростков и детей в деятельности комсомола, имевшийся опыт различных внешкольных учреждений для детей (клубов, студий, библиотек и пр.), передовой опыт строительства новой трудовой школы (школ-коммун, школ-клубов).

По указанию ЦК партии осенью 1921 года создается специальная комиссия по разработке вопросов детского движения. Особенно плодотворным было участие в ней Н. К. Крупской.

К декабрю 1921 года Надежда Константиновна заканчивает работу над брошюрой «РКСМ и бойскаутизм». (См.: Н. К. Крупская. Пед. соч., т. 5, стр. 25—61.) В ней рассматривались методы коммунистического воспитания подрастающего поколения в соответствии с возрастными особенностями подростков и юношества.

Центральная проблема, разработанная Н. К. Крупской,— проблема развития самодеятельности подрастающего поколения. Она резко критиковала склонность некоторых комсомольских активистов ограничивать работу представительством, выступлениями, резолюциями, что никак не может увлечь рабочих и крестьянских подростков. «При методе, рекомендуемом т. Лениным, — методе активной самодеятельности, — писала Н. К. Крупская, — все эти рабочие и крестьянские подростки сразу бы нашли себя. В деле самоотверженного труда, трудовой дисциплины, трудовой инициативы и организованности они сразу бы продвинулись на первые места и росли, формировались в тех коммунистов, убежденных и умелых, какие так теперь нужны». (Там же, стр. 34.)

В работе решительно разоблачались реакционные цели и сущность скаутизма (воспитание покорности, бездумного повиновения начальникам, шовинизма, религиозности, индивидуализма и т. д.). «Над скаутизмом надо поставить крест», (Там же, стр. 25.) — решительно требовала Н. К. Крупская в предисловии к первому изданию своей работы «РКСМ и бойскаутизм» (1922), имея в виду скаутизм как идейно чуждое течение в детском движении.

Но вместе с тем Надежда Константиновна считала, что «если цели бойскаутизма нам враждебны, то методы могут оказаться весьма и весьма приемлемыми и могут быть надлежащим образом использованы». (Н. К. Крупская. Пед. соч., т. 5, стр. 37.) К числу наиболее действенных сторон методики воспитания в системе скаутизма Н. К. Крупская относила искусство увлечь подростка идеалами жизни и деятельности, в верности которым он дает торжественное обещание; связь общего жизненного идеала с практической повседневной деятельностью; необходимость делом доказывать преданность избранному идеалу, настойчиво преодолевая для этого все трудности.

Н. К. Крупская подчеркивала значение той «пищи для активности», которая заключается в постепенно усложняющихся целях. Очень важно, что этих целей подросток добивается самостоятельно. Большое значение она придавала овладению трудовой специальностью по своим интересам, только в силу собственной активности. Особое внимание Надежда Константиновна обращала на воспитание умения действовать организованно, сообща, на методику развития трудовой самодеятельности, на овладение различными специальностями, полезными для жизни.

Высоко оценивала Н. К. Крупская роль игровых форм организации деятельности подростков для развития их способностей. «Умение «видеть», умение наблюдать имеет громадное значение во всех областях жизни», (Там же, стр. 45.) — указывала Н. К. Крупская. Она описывала игры, развивающие наблюдательность, память, сообразительность и т. п., подчеркивала значение походов для совершенствования физической подготовки. Немалое значение придавала Н. К. Крупская внешним формам связи детей с организацией (значки, эмблемы).

Раскрывая в своей работе «РКСМ и бойскаутизм» положительные стороны методики воспитания в скаутских отрядах, Н. К. Крупская вместе с тем выражала уверенность, что только в Советской России подросток может найти наиболее широкую поддержку общественности для удовлетворения своих интересов, устремлений, самодеятельности.

В предисловии ко второму изданию брошюры (1923) Н. К. Крупская еще раз подчеркнула, что «работа РКСМ должна быть построена так, чтобы она давала простор активности каждого члена, что, только так строя свою работу, РКСМ. сумеет привлечь в свои ряды широкие массы рабочей и крестьянской молодежи, что, только активно вмешиваясь в жизнь, молодежь сможет воспитать из себя настоящих коммунистов будущего». (Н. К. Крупская. Пед. соч., т. 5, стр. 26.)

Значение работы Н. К. Крупской «РКСМ и бойскаутизм» для развития детской коммунистической организации было исключительно велико. Один из руководителей детского движения в те годы — член ЦК РКСМ Оскар Тарханов вспоминал: «...Надежда Константиновна дала нам ключ к разрешению той проблемы, которая перед нами стояла...». («Вожатый», 1924, № 9-10, стр. 7.)

ЦК комсомола практически приступил к созданию детской коммунистической организации.

Специальная комиссия, организованная при ЦК комсомола, занялась разработкой этого вопроса. Работу комиссии от ЦК РКСМ возглавлял О. Тарханов. В ней принимали участие от ЦК РКСМ А. Шохин, от МК РКСМ — В. Рогов и др.

Подготовка Устава организации юных пионеров прошла в оживленной полемике. В результате было найдено и название детской организации. Ф. Химкес вспоминает:

«Возник вопрос: как называть членов детских коммунистических групп?

Было немало предложений, среди них — «юные разведчики», «передовые ребята», «дети коммуны» и др.

Оскар (Тарханов. — В. Я.) горячо защищал краткое название «юный пионер».

— Пионер — это идущий-впереди, юный пионер —это вожак всех пролетарских детей, это юный разведчик грядущей коммуны, — убеждал Оскар.

Вскоре с этим названием все согласились. Поддержала его и Надежда Константиновна Крупская, с которой мы часто советовались по различным вопросам работы с детьми». («Смена комсомола». Документы, воспоминания, материалы по истории Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. М., «Молодая гвардия», 1964, стр. 31.)

Возник также вопрос, чье имя присвоить боевой организации детей. Члены комиссии хорошо помнили слова В. И. Ленина: «...Имя «спартаковцы», которое взято теперь коммунистами Германии, — этой единственной германской партией, действительно борющейся против ига капитализма, — это имя взято ими потому, что Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов около двух тысяч лет тому назад». (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 76—77.)

Таким образом, имя Спартака было вдвойне дорого комсомольцам: организаторами «Союза Спартака» в Германии (1914—1918) были К. Либкнехт, Р. Люксембург, К. Цеткин. Спартаковцы самоотверженно боролись против антисоветской интервенции, призывая рабочих выступать в защиту Советской республики. По примеру немецких коммунистов члены детских коммунистических групп во многих советских республиках стали называть себя «юными спартаковцами». Одной из любимейших песен всех первых пионеров и спартаковцев стала революционная песня «Маленький барабанщик», воспевавшая образ героя «спартаковцев — юных борцов», павшего на боевом посту. («Маленький барабанщик». Немецкая революционная песня. Перевод с немецкого М. Светлова. «Вожатый», 1960, No 10.)

Весной 1922 года работа по подготовке Устава была завершена. В результате был создан и одобрен ЦК и МК РКСМ «Временный устав детских коммунистических групп «юные пионеры» имени Спартака».

XI съезд РКП (б) (27 марта — 2 апреля 1922 г.) в своем постановлении «По вопросу о РКСМ» указал на необходимость повысить возрастной состав союза и приспособить его воспитательную работу к психологическим особенностям возрастных групп. Создание пионерских отрядов позволяло успешно решать эту задачу, так как подростки и дети получили свою коммунистическую организацию.

В первой половине 1922 года комсомол начинает создавать отряды юных пионеров на основе принятого «Временного устава». В Москве по решению МК РКП (б) в феврале было создано Бюро пионеров при МК РКСМ. В его состав вошли И. Измайлов, В. Зорин, В. Рогов. В помощь райкомам комсомола бюро выделяло тройки в составе двух комсомольских активистов и одного инструктора-практика, знакомого с работой детских объединений.

12 февраля В. Зорин провел первый сбор будущих пионеров в Замоскворечье, при 1-м Коммунистическом интернате. 13 февраля с помощью комсомольцев М. Стре- мяков провел сбор отряда при школе фабзауча типолитографии. Дети рабочих Октябрьской железной дороги были объединены в 1-й сокольнический отряд. Его возглавили работники МК РКСМ Вл. и Ив. Роговы. 7 апреля сокольнический отряд провел свой сбор. Пионерские отряды под руководством комсомольцев возникали в Хамовниках и других районах Москвы.

Почин московского комсомола в организации пионерских отрядов имел большое значение. По примеру Москвы в течение первых четырех месяцев 1922 года в крупнейших рабочих центрах Российской Федерации до 2 тысяч детей и подростков организовались в отряды юных пионеров. На демонстрации в день 1 Мая впервые перед колоннами трудящихся шествовали дети в алых галстуках.

К празднику трудящихся печатники Красной Пресни вручили пионерам своего района красное знамя и боевой рабочий наказ. «Юный пионер! Умей владеть книгой и винтовкой, — говорилось в наказе. — В случае опасности по первому зову республики будь готов выступить вперед на ее защиту. Береги материальные богатства республики. Береги здоровье, развивай свое тело. Будь всегда честен, аккуратен, весел, трудолюбив. Если вас сейчас сотни, организуй в отряды тысячи и сотни тысяч детей. При жизненных невзгодах никогда не падай духом, а смело иди вперед. Твой девиз должен быть: «Всегда готов!». («Барабан», 1020, № 1, стр. 3.)

Московский комсомол развертывает работу по созданию пионерских отрядов при производственных ячейках РКСМ и в детских домах, по подбору кадров. Борясь против влияния бывших скаутских работников, комсомол счел возможным некоторых из них, вставших на путь активной помощи комсомолу, привлечь к работе с пионерами.

Существенную роль в переходе скаут-мастеров в ряды работников пионерского движения сыграла терпеливая, настойчивая работа комсомола по разъяснению перспектив детского движения в Стране Советов. В начале мая 1922 года группа наиболее прогрессивно настроенных скаутских работников приняла «Декларацию скаут-мастеров». Авторы декларации предлагали в основу организации детских групп положить систему «скаутинг», наполнив ее общественно-трудовым содержанием. Они призывали отбросить такие черты скаутизма, как милитаризм, религиозность, мещанская мораль, показная аполитичность. Декларация заканчивалась призывом ко всем практическим работникам‘системы «скаутинг» в РСФСР объединиться с Российским Коммунистическим Союзом Молодежи для совместной работы на основе декларации.

Однако в декларации прямо не говорилось о задачах политического воспитания в духе идей коммунизма. В основу воспитательной работы предлагалось положить «развитие в детях социальной активности, тяги к общественно-трудовой деятельности и укрепление в них духа солидарности, взаимопомощи и т. д.» (п. 3).

Этот документ хотя и свидетельствовал о признании мастерами скаутизма значения зарождавшейся организации юных пионеров, вместе с тем содержал столько оговорок и условий, что не мог не вызвать настороженности по отношению к идейно-политическим позициям авторов документа.

В письме в ЦК РКСМ Н. К. Крупская писала: «Декларация скаут-мастеров Москвы мне не нравится, особенно пункт 3-й; это крайне неискренний пункт. Высказываясь против «аполитичности», скаут-мастера торопятся отгородиться от партийно-политического воспитания. Бояться партийно-политического воспитания ни РКСМ, ни партия не могут...

В 3-м пункте скаут-мастера вскрыли свою сущность. Поэтому, я думаю, объединяться с ними нужно очень осторожно».

Предупреждение Н. К. Крупской было своевременным. Комсомол занял непримиримую позицию по отношению к тем бывшим скаутским работникам, которые все еще пытались проводить свою линию в руководстве детскими организациями.

Решающее значение в создании пионерской организации имела II Всероссийская конференция РКСМ, открывшаяся в Москве 16 мая 1922 года. При обсуждении отчета ЦК РКСМ на конференции большое место заняли вопросы коммунистического воспитания. Докладчики отмечали, что политпросветительную работу надо вести на твердой педагогической основе, при использовании партийных и педагогических сил. Необходимо осуществить дифференцированный подход к отдельным возрастам, используя опыт культурно-просветительной работы у государства и у скаутов.

19 мая конференция приняла знаменательное решение: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ под руководством ЦК». («Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина», изд. 3. М., «Молодая гвардия», 1970, стр. 71.) Этот день стал днем рождения пионерской организации.

Рожденные Октябрем, первые детские коммунистические группы начали объединяться в детские коммунистические организации советских республик страны.

Источник: Зори советской пионерии: Очерки по истории пионерской организации. (1917-1941): [Сборник]. Москва: Просвещение, 1972. — страницы 7 — 32

Просмотров: 47 | Добавил: shels-1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]