Волго-Донская железная дорога

Волго-Донская (Волжско-Донская или Царицынско-Калачская) железная дорога проходит от г. Царицына с Волги к Калачу на Дон и открыта и мае 1862 года, строил ее инженер Валерьян Александрович Папаев.

Попытки соединения Волги с Доном начались очень давно: сперва родилась идея соединить обе большие реки водным путем — каналом между речками Иловлей и Камышинкой в 1569 г. (Турецкий султан Селим); каналом и шлюзами по Иловле и Камышнике в 1698—1702 годах (при Петре Великом); в 1774 г. при Екатерине II и в первой четверти XIX столетия при Александре I (см. Иловля). Затем в 1846 г. проведена была Дубовско-Качалинская железно-конная дорога, уничтожена в 1855 г. (см. это слово). Громадное количество грузов, шедших в конце XVIII и в XIX столетиях с Волги на Дон и обратно, давало большой заработок местному населению, заселившему Волжско-Донской валок со второй половины XVIII столетия. Здесь тянулись грузы хлеба, железа и разных товаров; по сведен. центр. статис. комитета (1862 г.) случалось, что с Волги на Дон перевозили на волах целиком, неразобранные довольно большие, барки, иногда облегчая ход их постановкою парусов. В 1854 и 1855 годах, во время Крымской войны, по случаю закрытия портов, антрацит для Балтийского пароходства поставляется с Грушевских копей (Грушевский посад на р. Грушевке, впадающей в р. Тузлов, правый приток Дона) сухопутно на Мелиховскую пристань, откуда Доном подымался до Калачевской пристани и затем шел гужем в Царицын, отсюда дальнейшим водным сообщением в Балтийское море, причем за перевозку антрацита от Качалинской пристани до г. Царицына платилось по 4 копейки с пуда.

В числе необходимых правительственных мер к развитию внутренней и внешней торговли на юге России представлялось прочное устройство сообщения между Волгою и Доном. На каменно—угольную промышленность не устройство пути имело пагубное влияние и препятствовало сбыту Донского антрацита на Волгу, почему правительство с готовностью поощрило кампанию, соединившуюся для проведения железной паровой дороги между Волгою и Доном.

Уже в 1851 г., по ходатайству наказного атамана Войска Донского, была исследована местность между Волгою и Доном, вследствие чего представлено было два возможных и удобных направления дороги: оба брали начало на Волге, от одного и того же пункта, в 3 верстах 400 саженях ниже г. Царицына и хутора Бобыли, и доходили до левого берега Дона, в юрту Пятиизбянской станицы, одно — у Калачевского затона, другое — в 9 верстах ниже его, при впадении речки Карповки в Дон, имея общего протяжения: первое — 68 верст, второе — 72 версты 359 сажень.

Железная дорога утверждена на Калач 19 июня 1858 года. Первоначально капитал (без гарантии от правительства) в 8 миллионов рублей серебром составился выпуском 16000 акций, по 500 рубл. каждая. Главнейшие параграфы устава общества были следующие: 1) железная дорога должна быть устроена между хутором Климовкой, близ г. Царицына, на Волге, и затоном Калачевским на Дону. 2) Ширина колеи дороги должна быть в 5 футов. Полотно и устои мостов должны быть устроены для двух путей, но движение может быть открыто и производиться при одном лишь пути. Устройство второго пути правительство может требовать, когда годичный валовой доход достигнет 9000 рублей с версты. 3) Поверстный тариф ввагонах 1 класса — 3 копейки, 2-го — 2 1/2 коп. и 3-го — 1/4 коп. серебром; со скота - поверстно по разрядам от 1/12 до 1/24 коп. серебр. с головы. Кроме того вменено в обязанность обществу иметь пароходы и суда для сообщения по Дону и Азовскому морю. Волжско-Донская компания имела уже в 1801 году 9 пассажирских и буксирных пароходов.

В 1860 г. возникли беспорядки среди рабочих на строящейся акционерною компаниею Волго-Донской железной дороге из за недоброкачественности провизии, которая давалась подрядчиком Гладиным. Беспорядки эти вызвали командирование на место из Петербурга флигель-адьютанта капитана Рылеева, и потом чиновника особых поручений министра внутренних дел действ. статс. советн. Арсеньева, для производства дознания о злоупотреблениях, допущенных при постройке железной дороги. Последствием этого было предание суду Царицынского городничего Трескина, исправника Дьяченкова и заседателя земского суда Наттера, с заключением их под стражу. (Железнодорожный бунт в Царицыне. "Саратовский Дневник" 1888 г. № 216, 218 и 219).

В начале 1860 года Высочайше утверждена Грушевская железная дорога для доставки антрацита на р. Дон от Грушевских каменно-угольных копей, через г. Новочеркаск к Аксайской станице на Дону. Дорога эта построена на капиталы Войска на протяжении 60 верст, в начале она проектировалась на Мелиховскую станицу на Дону, чтобы соединить ее кратчайшим путем с Волжско-Донской железной дорогой; по затруднения при постройке и дороговизна ее заставили принять направление на Аксайскую станицу. Теперь дорога эта (карта железн. дорог О. Бакгофа 1895 г.) продолжена на север к г. Воронежу, к югу — на Кавказ, а на запад соединена с юго-западными железными дорогами.

Калачевская пристань находится на левой стороне Дона, при заливе, образовавшемся старым течением реки, в который впадает Калачевский ручей на 74 версты ниже Качалинской и в 70 верстах от г. Царицына. ("Земля Войска Донского", Н. Краснов; Издание Генерального Штаба 1863 года).

Движение по Царицынско-Калачевекой железной дороге открыто в 1862 г., а в 1878 г. она стала ветвью Грязе-Царицынской железной дороги, перешедшей в ее распоряжение и соединенная с нею ветвью от станции Крутой к станции Городищи. В южном конце г. Царицына поставлен вокзал Царицыно-Калачевской дороги, с зданиями служб и тяги, у самой пристани Волжских Самолетских пароходов; берег здесь довольно пологий и невысокий. Между Царицыным и Калачем на протяжении 73 верст пути следующие станции: Волжская — в Царицыне, Садовая — 6 верст от Царицынской, от нее в 7 верстах — Крутой; дальше, в 20 верстах от Крутой — Карповская, за ней в 20 верстах — Кривомузгинская (Кривая Музга) и в 20 от последней — Донская или Калач. В 1868 г. платили здесь за проезд: в 1-м классе — 2 руб. 19 копеек, во 2-м — 1 руб. 64 коп. на каждого пассажира, причем 1 пуд багажа сверх ручного принимался даром, сверх же того оплачивался по 15 коп. с пуда.

От Царицынского дебаркадера поезд идет более версты самым берегом Волги, затем отдаляется и местность становится гориста, путь переходит возвышенности Общего Сырта — (Ергени): за станцией же Крутой стелется ровная, безлесная степь Царицынского уезда, а затем Войска Донского. От станции Крутой идет дугой к северу, огибая вершины речки Царицы, к станции Городище соединительная ветвь с Грязе-Царицынской железной дорогой. Подле станции Карповка, (Области Войска-Донского), в небольшoм логу, засел оазисом в степи лесок и у станции перешло полотно дороги речка Карповка, принявшая за дорогой справа балку Яблоновую.

Речка Карповка направляется на запад в 1/4 версте от станции и течет с правой стороны дороги в плоских берегах, по которым растут деревья; далее на этой речке виднеется село Карповская слобода, с белой каменной церковью, известное в далеком о колодке своими ярмарками, куда пригоняется множество скота, скупаемаго гуртовщиками1) (1) Эти ярмарки бывают три: в неделю Пасхи, 15 августа и 1 октября, последняя продолжается 7 дней); у села видно много ветряных мельниц и пирамидальных тополей; оно расположено верстах в 5 от станции. Влево от дороги залегла голая степь.

Отойдя верст 10 от Карповской, вправе от дороги сидит на речке Хутор. Речка Карповка тянется извилинами, все время не вдалеке, с северной стороны полотна железной дороги; она течет не глубокой балкой в Дон и впадает в него верст 8 ниже Калача. Лесу нет совершенно в этой местности: кругом залегла голая, глинистая степь, выгорающая в летние жары и представляющая бурую безжизненную плоскость, прорезанную рельсовым путем, около которого тянется телеграфные линии. Весною вид этой степи оживляется — она густо покрыта зеленым ковром. Недоходя верст 5 до Кривоомузгинской, к северу, на р. Карповке виднеется село и около станции, на северной стороне полотна, лежит слобода Мироновка.

Верстах в 7 от Кривомузгинской, р. Карповка переходит путь на южную сторону; через нее перекинут здесь Американский мост. Последние 8 верст до Донской станции поезд бежит недалеко от р. Дона. Калачская или Донская станция на самом берегу рукава Дона, на котором устроена и пристань. От станции идет широкая лестница, спускающаяся прямо к сходням парохода.

Историко-географический словарь Саратовской губернии. Южные уезды : Камышинский и Царицынский. Т. 1, вып. 1. Лит. А-Г / сост.: А. Н. Минх. - Саратов: Тип. губ. земства, 1898.- страницы 132-135.

Категория: Историко-географический словарь Саратовской губернии. Южные уезды : Камышинский и Царицынский | Добавил: shels-1 (16.02.2018)
Просмотров: 165 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]