А. Дорохов СТАЛЬНЫЕ ГИГАНТЫ

Недавно мне довелось побывать на одном ленинградском заводе.

Сперва меня провели в длинный, ярко освещённый зал. Это было конструкторское бюро. Перед широкими покатыми столами стояли и сидели юноши и девушки. Их было около трёхсот. Все они что-то чертили или подсчитывали.

— Для чело вам так много чертёжников и конструкторов?— спросил я инженера.

— Иначе нам не сделать в срок проект той машины, которую мы собираемся изготовлять,— ответил он.

Затем мы пошли к очень высокому, сплошь застеклённому зданию. Здесь помещался цех. Ворота здания были так велики, что походили на вход в ангар для тяжёлых самолётов. Ворота были закрыты, а люди входили и выходили через прорезанную снизу калитку.

— Зачем вам такие высокие ворота? — спросил я.

— Машины, которые мы здесь делаем, в другие не пройдут,— ответил инженер.

В этот момент сзади послышался гудок. Мы посторонились и увидели паровоз, тянущий две сцепленные платформы с лежащей на них громадной стальной болванкой. Ворота цеха открылись, и паровоз скрылся в глубине здания.

— Этой стали хватит только на половину вала новой машины,— заметил инженер.

Так с первых же минут я убедился в том, насколько сложны и огромны машины, которые выпускает завод.

Что же это за необыкновенные машины?

Это турбины для новых гидростанций на Дону, на Днепре, на Болте.

* * *

Гидротурбины дают нам возможность использовать силу падающей с высоты воды и превращать эту силу в электрический ток.

Для этого широкую и глубокую реку перегораживают плотиной. Уровень воды в остановленной реке подымается, и вода подступает к самому верху плотины.

Внутри плотины устраивают широкие тоннели, идущие сверху вниз, а у выхода из каждого тоннеля устанавливают по гидротурбине.

Главная часть гидротурбины — это рабочее колесо. Оно похоже на укреплённый горизонтально громадный пароходный винт. Стоит поднять верхние заслонки тоннелей, и задержанная плотиной вода ринется по бетонным коридорам вниз. Со страшной силой вода ударит в стальные лопасти рабочего колеса, и оно начнёт вращаться на своём валу, как вертится под напором падающей воды колесо водяной мельницы. Только мельничное колесо приводит в движение жернова, а гидротурбина заставляет вращаться насаженную на ее вал другую машину — генератор. Эта машина вырабатывает электрический ток.

Так сила падающей воды превращается в электрическую энергию.

* * *

Гигантские электростанции, которые наш народ начал строить на Волге близ Куйбышева и Сталинграда, будут самыми большими фабриками электричества на всём земном шаре. По сравнению с ними покажется маленькой даже крупнейшая гидростанция СССР — великан Днепрогэс.

В машинном зале Куйбышевской электростанции будут стоять в 'ряд огромные генераторы. А под ними, в бетонном теле плотины, разместятся одна возле другой громадные гидротурбины. Каждая такая турбина с генератором выше, чем десятиэтажный дом.

Рабочее колесо Куйбышевской турбины будет весить около ста тонн. Одно колесо будет тяжелее, чем шесть товарных вагонов с грузом!

И эта стальная громадина должна непрерывно вращаться, да не медленно, а быстро, быстрее, чем колёса самого скорого поезда. За одну минуту рабочее колесо турбины должно делать почти сто оборотов!

Только такой могучей реке, как Волга, по силам выполнять эту неслыханную работу— вращать чудовищную тяжесть Нескольких десятков этих колёс, да ещё с такой бешеной быстротой. И Волга справится: недаром же она самая большая река Европы!

Две волжские гидростанции — Куйбышевская и Сталинградская — будут вырабатывать больше электричества, чем все электростанции Италии.

* * *

Завод, которому выпала честь строить турбины для волжских гигантов, находится в Ленинграде. Это металлический завод имени Сталина. На этом-то замечательном заводе мне и довелось побывать.

Двадцать семь лет назад завод имени Сталина выпустил первую советскую гидротурбину. Это была небольшая машина, мощностью всего в четыреста двадцать пять киловатт.

После этого завод строил турбины почти для всех наших больших гидростанций: на Свири и на Рионе и на Неве, на Верхней Волге и на Днепре,— год от года повышая их мощность.

В прошлом году завод изготовил громадные гидротурбины для Цимлянской гидростанции на Волго-Донском канале. Мощность каждой из этих турбин превышает сорок тысяч киловатт! Они в сто раз сильнее, чем машины первых выпусков.

Сейчас завод имени Сталина приступает к изготовлению ещё более мощных турбин, которые будут установлены на Куйбышевской и Сталинградской гидростанциях. В конструкторском бюро гидротурбинного цеха знаменитый конструктор турбин Николай Николаевич Ковалёв и его помощники уже начали разрабатывать проекты этих громадных машин.

Таких мощных турбин не строили ещё ни в одной стране. Но советские инженеры и конструкторы не боятся трудностей. Они смело берутся за задачи, которые до них не решал никто, и успешно справляются с самым сложным заданием.

* * *

Тот, кто не видел турбин современных больших гидростанций, не представляет, насколько огромны отдельные детали этих машин. Рабочее колесо каждой цимлянской турбины имеет в диаметре почти семь метров. Такое колесо не уместилось бы целиком даже на самой большой железнодорожной платформе, а его нужно было перевезти из Ленинграда на Дон.

Поэтому состоящее из многих деталей колесо на заводе не собирали, а отправляли на строительство по частям и только там, на месте, соединяли окончательно.

Некоторые детали цимлянских турбин были так велики, что для их отливки не хватило бы всего металла, который помещается в печи, выплавляющей сталь. А заполнять форму металлом надо всю сразу. Поэтому варить сталь для одной только части турбины приходилось в двух печах одновременно. И всё это огромное количество металла уходило на одну отливку.

Так же необыкновенны и станки, на которых обрабатывают гигантские детали турбины.

Вот, скажем, карусельный станок, которым управляет один из лучших стахановцев завода, токарь Виталий Зубащенко. На этом станке обтачивают самые крупные отливки.

Высотой этот станок с двухэтажный дом. А карусельным он называется потому, что нижняя его площадка вертится,

 

Вот как выглядит мощная гидротурбина: 1. Маслонапорная установка, 2. Генератор, 3. Маслоприёмник, 4. Колонка управления регулятором, 5. Опорная пята, 6. Вертикальный вал, 7. Направляющие лопатки, 8. Поворотные лопатки рабочего колеса, 9. Рабочее колесо, 10. Спиральная камера, 11. Всасывающая труба, 12. Мотор для поворота направляющих лопаток.

как огромная карусель. На этой площадке величиной с вертящуюся сцену театра устанавливают отливку. Зубащенко включает ток, площадка начинает вращаться, и огромные резцы срезают с отливки стружка за стружкой весь лишний металл.

Каждая деталь должна пройти обработку на нескольких различных станках. Но нет смысла переносить от станка к станку деталь, весящую сотни тонн. Поэтому поступают иначе: не деталь переносят к станку, а станок переносят к детали.

Могучий подъёмный кран подхватывает токарный или фрезерный станок весом с добрый грузовик, легко поднимает его в воздух и переносит через весь цех туда, где укреплена на стальной площадке деталь. Станок опускают, устанавливают возле того места детали, которое надо обточить или отшлифовать, и обработка детали продолжается

* * *

Вы знаете, сколько миллиметров от фундамента вашего дома до крыши? Конечно, нет! Никому не придёт в голову измерять настолько точно такое большое сооружение, как дом. Не всё ли равно, окажется ли ваш дом миллиметром выше или ниже! А вот конструктор турбины, хотя бы она и превышала размером десятиэтажный дом, всегда может сказать точно, сколько миллиметров от её подножья до вершины. Не метров и даже не сантиметров, а миллиметров! В самых важных деталях нельзя допустить даже ничтожной ошибки, в сотые доли миллиметра. И вот почему.

Во всяком вращающемся теле возникает при движении центробежная сила. Попробуйте, например, раскрутить привязанный к верёвке камень и выпустить верёвку из рук — камень унесёт далеко в сторону. Чем тяжелее камень и чем быстрее его раскрутить, тем с большей силой он полетит.

Рабочее колесо турбины вращается с огромной быстротой, и части его очень тяжелы. Центробежная сила стремится сорвать их с места, где они закреплены.

Стоит недостаточно плотно закрепить какую-нибудь деталь турбины, и с каждым оборотом колеса она начнёт чуть-чуть вздрагивать. Постепенно она расшатает все крепления и начнёт раскачиваться. А затем центробежная сила сорвёт тяжёлую деталь с креплений и бросит её в сторону, как пушечное ядро. Обломок стали весом в десятки, а то и сотни килограммов не только разнесёт вдребезги всю машину, но может разрушить и плотину. Поэтому все части турбины должны так плотно прилегать одна к другой, чтобы между ними не оставалось даже ничтожного зазора. Наиболее ответственные детали обтачивают и шлифуют с точностью до нескольких микронов — тысячных долей миллиметра.

Чем больше турбина, тем больше и все её части. Но, тем не менее, сделана каждая огромная деталь так же тщательно и точно, как крошечные колёсики и шестерёнки в маленьких ручных часах.

На огромных станках турбинного цеха завода имени Сталина можно обрабатывать самые крупные детали машин с той же точностью, с какой шлифуют хирургические инструменты или сложные научные приборы.

* * *

Турбины Куйбышевской и Сталинградской гидростанций будут давать в год двадцать миллиардов киловатт-часов электрической энергии. А только одного киловатт-часа вполне достаточно для того, чтобы изготовить две пары обуви, или сделать десять метров ситца, или сварить, обработать и упаковать два килограмма сахара. Трудно даже представить, сколько одежды и обуви, велосипедов и радиоприёмников, тетрадей и фотоаппаратов смогут выпускать наши фабрики и заводы, пользуясь этим огромным количеством энергии.

В колхозах Заволжья выйдут на поля колонны могучих электрических тракторов. У каждого колхозника прибавится много послушных помощников, которые возьмут на себя самую тяжёлую работу. Ведь при помощи электрических машин можно, истратив всего один киловатт-час, подоить сорок пять коров, остричь пятнадцать овец.

Больше половины энергии, выработанной турбинами Куйбышева и Сталинграда, линии высокого напряжения будут доносить до Москвы. Советская столица станет самым электрифицированным городом в мире.

На каждого москвича придётся в несколько раз больше электрических слуг, чем сейчас.

Почётен и славен труд рабочих и инженеров завода имени Сталина! Летом и зимой, днём и ночью, ни на секунду не останавливаясь, будут вращаться созданные ими стальные гиганты. Они помогут нам выполнить великий сталинский план перестройки природы, поставить на службу человеку энергию могучих рек.

Ещё радостнее, ещё привольнее заживут советские люди!

Рисунки А. Катковского

Категория: Из советской прессы | Добавил: shels-1 (01.02.2024)
Просмотров: 37 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]