М. Большинцов У САМОГО СИНЕГО МОРЯ

НОВЫЕ ПАРОХОДЫ

—    Ты куда смотришь? — спросил Аленушку Андрейка.

—    Я на море. А ты?

—    А я на новые пароходы. Давай смотреть вместе.

—    Давай.

И ребята стали смотреть на пароходы, которые строились на берегу. Пароходы стояли, окруженные досками, подпорками, лестницами, и были издали похожи совсем не на пароходы, а на какие-то недостроенные дома. Это потому, что у них не было еще ни труб, ни мачт.

Только один пароход стоял уже с трубами и мачтами. Рабочие кончали его красить. Всю нижнюю часть, ту, что будет под водой, красили в темно-красный цвет, а верхнюю—в голубой.

—    Этому пароходу уже недолго скучать на берегу,— объяснил Сергей Кузьмич.— Через несколько дней краска высохнет, спустят новый пароход на воду, и пойдет он плавать по морям.

—    Папа, а как его зовут? — спросил Андрейка.

—    «Соколом».

—    Мой папа знает, как зовут все пароходы,— сказал Андрейка.

—    Мой папа тоже знает,— ответила Аленушка.

На берегу вдоль всего залива широко раскинулся завод. С лодки было хорошо видно, какой он огромный. На этом заводе строили новые пароходы и ремонтировали старые.

ПАРОХОД «СМЕЛЫЙ»

Лодка, постепенно замедляя ход, подошла к огромному пароходу. Он был ростом с пятиэтажный дом. Приходилось высоко задирать голову, чтобы увидеть верхнюю палубу. Это был настоящий океанский пароход. Он побывал в далеких странах, в долгих плаваниях и вот теперь тоже пришел сюда для ремонта. Звали его «Смелый».

Андрейкин папа, Сергей Кузьмич,— главный инженер завода, папа Алены, Петр Николаевич,—бригадир бригады, приехали с рабочими осмотреть пароход «Смелый» и решить, можно ли его починить так, чтобы он снова мог плавать по морям и океанам.

—    Эй, эй! — закричал Аленин папа, сложив руки у рта рупором.

—    Эй, на «Смелом»! Давай трап!

—    Есть дать трап! — ответил кто-то сверху, и по борту начала спускаться длинная узкая лестница; у моряков она называется трапом.

Один за другим поднимались рабочие по трапу на пароход.

—    Папочка, а я? — спросила Аленушка.

—    Ты? По-моему, и тебе, и Андрею уже пора домой.

—    Папочка, пожалуйста! Еще не пора! Возьми нас посмотреть — совсем на немножечко... на одну минуточку!

Аленушка умоляюще глянула на папу. Андрейка молчал, но ему, конечно, тоже хотелось на пароход.

— Сергей Кузьмич,— сказал Аленин папа,—я думаю, на немножечко можно...

—    Ия думаю, Петр Николаевич, что можно,—ответил Сергей Кузьмич.—Только слушайте, ребята: капитан на этом пароходе очень строгий. Поэтому, чур, по палубе не бегать, не прыгать, никуда без спросу не лазить и слушаться с первого слова!

Ребята наперебой закричали:

—    Не будем бегать, не будем лазить, не будем слушаться!

—    Как это — не будете слушаться? — засмеялся Сергей Кузьмич.

—    Будем, будем! Мы нечаянно, мы ошиблись...— И Андрейка решительно потянул за собой Алену поближе к трапу.

Но перебраться с моторной лодки на трап не так-то просто, особенно маленькой девочке. Лодку все время качало. Волны то поднимали ее, то опускали.

Петр Николаевич взял на руки Алену и, когда нос лодки поравнялся с нижней ступенькой трапа, ловко на нее перепрыгнул, а за ним последовал и Сергей Кузьмич.

Сергей Кузьмич протянул руку Андрейке—тот прыгнул сам и гордо посмотрел на Аленушку.

Все поднялись по трапу и очутились на нижней палубе парохода «Смелый». Здесь рабочую бригаду ожидала команда парохода.

—    Здравствуйте, товарищи! — сказал Сергей Кузьмич.

—    Здравствуйте! — дружно ответили моряки.

Аленушка стала прежде всего смотреть, кто из моряков — капитан. Она уже хотела спросить Андрейку, но в это время к Сергею Кузьмичу подошел высокий моряк в фуражке, обшитой золотым шнуром.

«Наверное, капитан»,— подумала Аленушка.

Высокий моряк приложил руку к козырьку и сказал:

-г— Капитана срочно вызвали на берег. Я его заменяю. Разрешите представиться: первый помощник капитана—Скворцов.

Помощник капитана поговорил еще немного с Сергеем Кузьмичом и с Петром Николаевичем, а затем, улыбаясь, обратился ко всей рабочей бригаде:

—    Ну, товарищи доктора, можете начинать осмотр. Вы ведь сами знаете: когда заболевает кто-нибудь из близких, с каким волнением ждешь, что скажет доктор! Вот и мы с волнением будем ждать, что вы скажете о состоянии нашего «Смелого».

Хотя помощник капитана как будто бы шутйл, но на самом деле он и все матросы очень волновались. Они любили свой корабль и знали, что после долгих и тяжелых плаваний он порядочно износился. А вдруг во время осмотра выяснится, что «Смелому» нельзя уже выходить в море, что на нем уже опасно плавать? Снимут тогда с их парохода все, что на нем есть годного, поставят на другие корабли, а старый корпус «Смелого» отправят на завод для переплавки в железо. Ведь такие случаи бывали...

БРИГАДА ОСМАТРИВАЕТ ПАРОХОД

Бригадир Петр Николаевич стал назначать, кому из рабочих куда пойти и что осмотреть.

—    Есть осмотреть машину! Есть осмотреть трюм! — по-морскому отвечали рабочие и сейчас же уходили.

А вместе с рабочими уходили и моряки. Пароходные механики уходили вместе с заводскими механиками в машинное отделение, монтеры с монтерами — на электростанцию.

Ушли слесари проверять, как действуют водопровод и паровое отопление. Радиотехники ушли на пароходный радиотелеграф. Плотники и столяры ушли осматривать деревянные части парохода: стены, потолки, полы.

Всюду начался осмотр. Рабочие проверяли машины, топки, котлы. Они выстукивали, выслушивали, осматривали весь пароход от носа до кормы, от верха до самого низа. Но особенно внимательно осматривали трюм—нижний этаж парохода.

Трюм —это глубокий и широкий подвал, куда складываются грузы. Здесь днем и ночью горят электрические лампочки, потому что в трюме нет ни одного окна: ведь он находится под водой.

Петр Николаевич сам выстукивал в трюме молотком стены и дно, смотрел, не протекает ли вода, о чем-то совещался с рабочими и матросами и затем, когда они снова поднялись на палубу, озабоченно сказал Сергею Кузьмичу и помощнику капитана:

—    Меня беспокоит подводная часть.

Помощник капитана заволновался:

—    Вы думаете — что-нибудь серьезное?

_ Подождем    водолазов,— ответил    Петр    Николаевич,—

послушаем, что они нам скажут.

Андрейка дернул Алену за руку:

—    Ты слышала?

—    Что?

—    Про водолазов — вот здорово!

ВОДОЛАЗЫ

Водолазный катер остановился бок о бок с пароходом.

Ребята стояли на палубе, у самого борта, и не отрываясь глядели вниз. Вот водолазу надели на голову большой круглый медный шлем с толстыми стеклами вместо глаз. Водолаз медленно начал спускаться по железной лестнице прямо в воду. Он спускался все ниже и ниже и наконец скрылся под водой.

И только сейчас Аленушка заметила, что за водолазом тянулись два длинных хвоста. Один толстый, похожий на пожарную кишку, а второй — какой-то провод.

_ А зачем ему пожарная кишка?—тихонько спросила Андрейку

Алена.

—    Какая же это пожарная кишка?! — громко возмутился Андрейка и при этом покосился на стоящего рядом моряка.— Это не кишка, а шланг—по нему проходит воздух, чтобы водолаз мог дышать под водой. А провод—это телефон.

Андрейка все знал про водолазов.

Водолаз уже спустился под самый корабль. Он там должен был точно узнать, какие повреждения в низу парохода, нет ли в его подводной части пробоин, щелей и много ли ракушек прилипло к бокам и дну парохода. Обо всем, что водолаз видел под водой, он говорил по телефону на катер. С катера его слова сейчас же передавали на пароход, где Петр Николаевич все записывал в свою записную книжку. Записывал и подсчитывал. И все находящиеся на палубе—и помощник капитана, и матросы—то и дело поглядывали на Петра Николаевича, понимая, что от его подсчетов зависит судьбе парохода «Смелый».

ЧТО РЕШИЛИ

—    Дядя Петя,—сказал Андрейка, подойдя вместе с Аленкой к Петру Николаевичу,— мы вам хотим что-то сказать по секрету.

—    По секрету?—удивился Петр Николаевич, и они втроем отошли в сторонку.

—    Дядя Петя,— тихо спросил Андрейка,— как вы думаете, можно починить «Смелый» или его уже никак нельзя починить?

—    Гм... Гм...— откашлялся Петр Николаевич и посмотрел куда-то вдаль.

—    Папа,— сказала Аленушка,— пожалуйста, почини «Смелый». Все матросы волнуются, и мы тоже волнуемся...

—    А вы думаете, мы не волнуемся?—серьезно, с укоризной произнес Петр Николаевич.—Тоже волнуемся. Но теперь уже скоро все выяснится...

На палубу стали приходить рабочие, закончившие осмотр. Они подавали Петру Николаевичу листы бумаги. На них было написано, что и где нужно ремонтировать.

—    Ну, кончили осмотр? Как наши дела? — спросил вернувшийся на пароход капитан.

—    Придется вас поставить на полный ремонт,— улыбаясь, ответил Сергей Кузьмич.

—    На ремонт? Значит, еще поплаваем! Вот спасибо! — обрадовался капитан.— Ну что,ж, ремонт так ремонт. А когда вы его окончите? Долго ли нам ждать?

Пока они разговаривали, бригадир Петр Николаевич подошел к своей бригаде, поговорил с рабочими и вернулся к капитану.

—    Мы с бригадой решили отремонтировать пароход поскорее,— сказал он.— Мы его спустим на воду к празднику Первое мая.

М. Большинцов У САМОГО СИНЕГО МОРЯ
Категория: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста | Добавил: shels-1 (22.01.2017)
Просмотров: 2941 | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]