Л. Исаенко ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА И УХОД ЗА НИМ

Скелет.

Каждый человек должен обязательно знать строение своего тела. В теле различают голову, шею, туловище и две пары конечностей: верхние конечности, или руки, и нижние конечности, или ноги.

Прощупывая у себя голову, туловище, руки и ноги, вы нащупаете что-то твёрдое. Это — кости. Костей в теле человека много — больше двухсот. Все кости вместе образуют скелет. В скелете кости расположены так, как показано на рисунке (стр. 257).

Внимательно рассмотрите скелет человека и покажите на нём кости головы, позвоночник, рёбра, лопатки, ключицы, тазовые кости, кости рук и ног.

Задания.

1. Сосчитайте по рисунку, сколько у человека ключиц и тазовых костей.

2. Прощупайте у себя и покажите ключицы.

Скелет человека и лошади.

На рисунках (стр. 257) изображены скелеты человека и лошади.

Скелет человека. Скелет лошади.

Сравните их. Похожи ли они?

Найдите и покажите на скелете человека и лошади кости головы, позвоночник, лопатки, рёбра, тазовые кости и кости конечностей.

Позвоночник.

На рисунке в скелете человека виден позвоночник. Рассмотрите этот рисунок. Что вы видите? Позвоночник — это не одна кость: в позвоночнике 33—34 небольшие косточки. Эти косточки называют позвонками.

Между позвонками находятся хрящевые упругие прослойки. Покажите их на рисунке.

Задания.

1. Потрогайте на спине у себя позвоночник. Вы нащупаете рукой бугорки. Подумайте, что это такое.

2. Согните туловище вперёд, откиньте его назад, наклоните направо, налево. Подумайте, почему мы можем делать эти движения туловищем.

Позвоночник.

Искривления позвоночника.

Внимательно рассмотрите рисунки.

Что вы видите? Позвоночник искривляется в стороны, если мы работаем, сидя за столом криво (рис. 1), или носим большие тяжести в одной руке (рис. 2).

На рисунке показан мальчик, который сидит за столом криво. Его позвоночник изогнулся дугой.

Позвоночник может остаться искривлённым на всю жизнь.

Берегите свой позвоночник от искривлений: искривлённый позвоночник не только портит фигуру, он вредит здоровью.

Задание.

Покажите, как надо правильно сидеть за партой (рис. 3).

Грудная клетка.

На рисунке изображена грудная клетка. Она действительно похожа на клетку.

В грудной клетке различают позвонки, к которым сзади прикреплены рёбра.

Покажите эти кости на рисунке.

В грудной клетке находятся сердце и лёгкие. Прочными костями грудной клетки они прекрасно защищены от повреждений при ушибах и падениях.

Задания.

1. Сосчитайте на рисунке, сколько ребёр в грудной клетке.

2. Прощупайте и покажите у себя грудную кость и рёбра.

Мускулы.

Вы знаете, что снаружи всё тело покрыто кожей. Прощупайте у себя руки и ноги.

Под кожей вы нащупаете что-то мягкое. Это — мускулы.

Мускулов в теле человека очень много. На рисунке (стр. 260) изображён один из мускулов. На его концах мы видим сухожилия. Сухожилия — это очень прочные блестящие жилы белого цвета. Сухожилиями мускулы прикрепляются к костям. Сухожилия легко прощупать у себя в теле.

Задания.

1. Согните ногу в колене. Под коленом вы нащупаете две твёрдые жилы. Это сухожилия.

2. Упритесь пальцами одной ноги в пол, а пятку поднимите. Над пяткой вы нащупаете очень твёрдую жилу. Это тоже сухожилие.

Работа мускулов.

Сожмите кисть руки в кулак. Что вы наблюдаете? Кости пальцев прижались друг к другу и к ладони.

При всех движениях рук, ног, туловища двигаются кости. По сами кости двигаться не могут: их двигают мускулы. Мускулы могут сокращаться, при этом они делаются короче и толще и притягивают одну кость к другой или удаляют одну кость от другой.

Задание.

Обхватите кистью левой руки правую руку между плечом и локтем и медленно сгибайте руку в локте. Под вашими пальцами вздуется бугор. Это сократился мускул и согнул руку в локте.

Мускулы развиваются от упражнений.

При переломе руки, пока кости не срастутся, человек не делает больной рукой почти никаких движений.

За время болезни мускулы руки худеют, делаются вялыми. После болезни ослабевшей рукой некоторое время человек не только не может работать, но даже самые обычные движения делает с большим трудом.

Мускулы развиваются, становятся толще и сильнее от движений, от упражнений. Вот почему у людей, которые много занимаются физическим трудом, физкультурой, мускулы всегда больше и сильнее.

Вопросы и задания.

1. Какую работу мы выполняем только правой рукой? Подумайте, почему правой рукой мы легче поднимаем тяжести, чем левой.

2. Человек во время болезни долго пролежал в постели. Почему в первые дни после болезни ему трудно ходить?

3. Подумайте, в какой части тела (руки, ноги, туловище) упражняются мускулы при ходьбе, игре в мяч, при езде на велосипеде, во время гребли на лодке.

Питание.

Мы несколько раз в день едим. Пища наша очень разнообразна.

Мясо, молоко и яйца мы берём от животных.

Мясо, яйца, молоко, творог, сыр — всё это животная пища.

Хлеб, овощи, фрукты, различные каши — это растительная пища.

Загадки.

1. И комковато, и ноздревато, и кисло, и ломко, а всех милей.

2. Меня не едят и без меня мало едят.

3. Жидко, а не вода, бело, а не снег.

4. В маленькой квашонке два теста.

5. Черны, малы крошки, соберут немножко, в воде поварят, люди съедят.

Куда попадает пища, когда мы ее проглатываем.

Пища проходит в нашем теле довольно длинный путь. Проследим его. Он изображён на рисунке. Вот вы проглотили кусочек хлеба. По трубке — пищеводу — он попадает прежде всего в желудок.

Найдите и покажите на рисунке пищевод и желудок.

Желудок похож на небольшой мешок; он лежит в левой части брюшной полости под рёбрами. В желудке кусочек хлеба сильно изменится. В виде кашицы из желудка он попадёт в кишки. Кишки — это трубка длиною примерно в 9—10 метров.

Понаблюдайте, как мы едим, например, свежий хлеб или сухарь. Начиная есть сухарь, мы подносим его ко рту и откусываем зубами. При этом мы прикасаемся к пище губами. Губами мы узнаём, не слишком ли пища горячая. Губы и щёки помогают удерживать пищу во рту. Влажный язык подкладывает сухарь на зубы, и мы его пережёвываем. Во рту всегда есть слюна. Слюной пища смачивается и легко проглатывается.

В желудке и кишках пища смачивается соками: желудочным и кишечным.

В ту часть кишки, которая начинается от желудка, попадают соки ещё из двух желез: из печени и из поджелудочной железы. Печень лежит под рёбрами с правой стороны, а поджелудочная железа находится под желудком.

Соки сильно изменяют пищу. В пище есть особые вещества, их называют питательными веществами. Питательные вещества (например, сахар) из пищи попадают в кровь. Кровь разносит питательные вещества по всему телу.

Только хорошо пережёванная пища полезна. Не торопитесь проглатывать пищу. Хорошо её пережёвывайте.

Вопрос и задания.

1. Покажите на рисунке (стр. 262), где находятся пищевод, желудок и кишки.

2. Покажите на рисунке печень и поджелудочную железу. Какое они имеют значение?

Как беречь зубы.

После еды между зубами остаются кусочки пищи. Если не прополоскать рот водой и не почистить зубы щёткой, остатки пищи начинают загнивать, от этого зубы портятся.

Зубы портятся, если после горячей пищи мы сразу едим очень холодную или, наоборот, после холодной — горячую.

На больном зубе появляется дупло, и зуб начинает болеть.

При заболевании зуба надо немедленно обращаться к врачу.

Вопросы.

1. Раскусывать зубами твёрдые орехи вредно. Почему?

2. После еды зубы следует полоскать тёплой водой, а не холодной. Почему?

3. Для чего надо два раза в год зубы показывать врачу?

Витамины.

Путешественники, которые уезжали на несколько лет, например в полярные страны, прекрасно питались консервами, но скоро заболевали особой болезнью — цынгой. Участники многих экспедиций, которые в прежние времена хотели проникнуть к северному полюсу, погибали от цынги. У людей, больных цынгой, из дёсен течёт кровь, зубы выпадают, на теле появляются нарывы. Учёные узнали, что в пище должны быть особые вещества — витамины. Если их нет, то человек заболевает.

Витамины в небольших количествах встречаются в различной растительной пище, например: они есть в листьях салата, в редисе, в плодах и семенах растений. Витамины есть и в сливочном масле, и в яйцах, и в молоке, и в рыбьем жире, но в животной пище витаминов меньше, чем в растительной.

Цынгу теперь легко излечивают, прибавляя к пище свежие овощи или соки из овощей, из лимонов или апельсинов. Наши полярники не болеют цынгой: для них приготовляют продукты, в которых есть витамины.

Некоторые витамины разрушаются, если пищу долго кипятить или жарить.

Вопросы.

1. Что полезнее:

а) Съесть сырое яблоко или печёное? Почему?

б) Съесть сырые помидоры или помидоры в борще, шах, соусе? Почему?

2. Для чего врачи советуют пить ягодные, фруктовые и овощные соки?

Правила здорового питания.

1. Пережёвывайте пищу как можно лучше.

2. Старайтесь завтракать, обедать и ужинать всегда в одно и то же время.

3. Не ешьте сразу много. Полезнее есть чаще, но понемногу.

4. Никогда не ешьте перед самым сном. Ужинайте часа за 2—3 до сна.

5. Старайтесь есть больше растительной пищи в сыром виде (салаты, фрукты). В сырых овощах и фруктах больше витаминов.

6. Пищу не следует слишком переваривать и пережаривать. Долго кипевшее молоко, очень круто сваренное яйцо, очень долго варившийся картофель — менее полезны.

7. Не прикасайтесь к пище грязными руками. Закрывайте пищу от пыли, от мух.

Заразные болезни.

Часто взрослые люди и дети болеют такими болезнями, которые легко передаются от больных людей здоровым. Такие болезни называются заразными болезнями.

Например, если в квартире, где живёт несколько детей, один из них заболел корью, то очень часто и все другие дети тоже заболевают корью. Корь — болезнь заразная.

Заразных болезней очень много. Скарлатина, грипп, дифтерит, коклюш, дизентерия, оспа, туберкулёз — всё это болезни заразные.

Раньше от заразных болезней умирало много детей и взрослых. Чтобы от них уберечься, надо знать, отчего они бывают и как передаются от больного человека здоровому.

Берегите своё здоровье!

Микробы.

Учёные узнали, что заразные болезни вызывают мельчайшие живые существа — микробы.

На рисунке изображены микробы и под ними написано, какие болезни они вызывают.

Рассмотрите этот рисунок. Что вы видите?

Тело микробов очень простой формы: одни похожи на шарики, другие — на прямые или изогнутые палочки.

Микробы очень малы.

Микробов можно видеть только в микроскоп, который увеличивает предметы в несколько тысяч раз.

Микробы живут всюду: в земле, в грязной воде, в пыли, в воздухе.

Как передаются заразные болезни.

Больные гриппом, туберкулёзом кашляют, чихают и вместе с брызгами слюны и слизи изо рта и носа выбрасывают очень много бактерий (так иначе называют микробов).

Во время кашля и просто разговора мельчайшие капельки слюны вместе с бактериями отлетают на 5~6 шагов от больного. Попадая на пол, на землю, на разные предметы, капли жидкости высыхают, и бактерии с пылью попадают в воздух. В пыльном воздухе всегда очень много бактерий. Здоровые люди, вдыхая пыльный воздух, вводят в своё тело бактерии туберкулёза. Так заражаются этой болезнью. Кроме того, заразу переносят насекомые: тиф переносят вши, малярию — комары.

При кашле и чихании закрывайте рот и нос платком.

Вытирайте пыль всегда влажной тряпкой.

Подметайте пол всегда влажной щёткой.

Следите за чистотой помещения. Чистота — враг микробов. Там, где чисто, микробов меньше.

Не ешьте фруктов и овощей, не помыв их кипячёной водой. Не пейте сырой воды.

Вопросы.

1. Если школьник заболеет дифтеритом или скарлатиной, то у всех остальных ребят его класса помазком берут слизь из горла и носа. Для чего это делают? Что хотят узнать?

2. Почему надо уничтожать мух, блох, вшей, клопов, тараканов?

3. Для чего у каждого человека должно быть отдельное полотенце? Почему не следует есть из одной миски?

4. В пыльном воздухе всегда много микробов. Как бороться с пылью?

5. Почему нельзя плевать на пол?

6. Микробы погибают от солнца, поэтому жилище человека должно быть светлым. Часто говорят: «Где редко бывает солнце, там часто бывает врач». Как вы это понимаете?

7. Когда считают бумажные деньги или перелистывают страницы книг, то нередко пальцы смачивают, приложив их к влажному языку. Это очень вредная привычка. Почему?

Дыхание.

Без пищи человек может прожить 20—30 дней и даже больше, без воды — всего несколько дней, а без воздуха человек не проживёт и пяти минут. Воздухом мы дышим.

Дышите носом, а не ртом!

Как же мы дышим?

Дышите и наблюдайте за собой. То мы вдыхаем воздух (вдох), то выдыхаем его (выдох).

Вдох и выдох чередуются: за вдохом сейчас же следует выдох, за выдохом — снова вдох.

Так человек дышит всю жизнь.

За сутки человек вдыхает около 12 000 литров воздуха.

Куда же попадает воздух при вдохе?

Прежде всего воздух попадает в нос. Стенки носа всегда покрыты клейкой слизью. Пыль, которая есть в воздухе, прилипает к этой слизи, и таким образом в носу воздух очищается.

Кроме того, в носу воздух согревается.

Холодный воздух в носу становится почти таким же тёплым, как тело.

Холодным воздухом дышать вредно: можно простудить горло. Вот почему надо дышать носом, а не ртом.

Из носа воздух проходит в дыхательное горло (см. рисунок). Дыхательное горло — это довольно широкая трубка.

Прощупайте у себя шею. Вы нащупаете твёрдую трубку. Это и есть дыхательное горло.

Из дыхательного горла воздух по бронхам (это также трубки) проходит в лёгкие.

На рисунке покажите дыхательное горло, бронхи и лёгкие.

У человека два лёгких: правое и левое. Они находятся в грудной клетке и почти всю её заполняют.

В лёгких воздух изменяется. Изменённый воздух через бронхи, дыхательное горло и нос выдыхается.

Если воздух чистый, свежий — человек чувствует себя бодрым.

Чаще проветривайте свой класс, свою спальню!

Задания.

1. Покажите, где у вас находится правое лёгкое и где левое.

2. Покажите на рисунке путь, который проходит воздух при вдохе и выдохе.

Кожа.

1. Кожа покрывает всё тело человека.

Большим и указательным пальцами оттяните кожу на руке: вы видите, какая она мягкая, упругая (эластичная), как она легко растягивается; поэтому кожа не мешает движениям человека. В то же время кожа очень прочная, она хорошо защищает наше тело. Через неповреждённую кожу в тело не могут попасть заразные микробы.

2. Проведите пальцем по лбу, а затем прижмите палец к стеклу. На стекле останется жирное пятно. Из кожи постоянно выделяется жир.

Жир смазывает кожу, делает её мягкой и упругой (эластичной) .

Когда человеку жарко, то кожа покрывается маленькими капельками пота.

Выделение пота имеет для нас очень большое значение. С потом удаляются из тела вредные для него вещества. Пот выделяется из кожи через очень маленькие отверстия — поры.

В жару пот испаряется и при этом охлаждает кожу.

Вопросы.

1. Какое значение для тела имеет кожа?

2. Из кожи на поверхность тела выделяется жир. Какое это имеет значение?

3. Кожа выделяет пот. Какое значение имеет выделение пота?

Следите за чистотой ножи!

Мыть нужно не только руки и лицо; нужно как можно чаще мыть кожу на всём теле.

Из кожи постоянно выделяется жир, а к жиру легко прилипают различные пылинки.

Жир и прилипающие к нему пылинки загрязняют кожу. Они закупоривают поры, и пот не может свободно выделяться. Это очень вредно для здоровья.

Вот почему необходимо мыть не только лицо и руки, но и всё тело. Очень полезно каждый день при умывании обмывать или обтирать влажным полотенцем всю верхнюю часть тела до пояса.

Жир не растворяется в воде; чтобы смыть его, мы употребляем мыло. Мыло растворяет жир и хорошо смывает его вместе с грязью. Особенно хорошо мыло очищает кожу, если мы пользуемся для мытья тёплой водой. Поэтому через каждые 5— 6 дней следует мыться мылом ез тёплой бане или ванне.

Вопросы.

1. Почему надо заботиться о чистоте кожи?

2. Что нужно делать, чтобы кожа была чистая?

Кровообращение.

Где бы вы ни укололи палец, из ранки сейчас же покажется капелька крови.

Кровь — довольно густая жидкость красного цвета. Крови в теле взрослого человека много: около 5—6 литров. Вся кровь в теле находится в особых трубочках. Эти трубочки называют кровеносными сосудами.

Осмотрите свои руки. Синие жилки, которые видны сквозь кожу,— это трубочки с кровью. Это — кровеносные сосуды.

Сердце.

В кровеносных сосудах кровь всё время течёт, не останавливаясь ни на одну минуту.

Сама по себе кровь двигаться не может: её приводит в движение сердце.

На рисунке изображено сердце человека. У человека сердце величиною с его кулак. По форме сердце похоже на яйцо.

Сердце находится в грудной клетке, с левой стороны, между лёгкими.

Если приложить ухо к груди, то можно услышать звуки, похожие на «бу-туп, бу-туп...» Говорят: «Это сердце бьётся».

Берегите своё сердце!

При быстрой ходьбе, беге, прыжках, при подъёме на гору или по лестнице сердце учащённо бьётся (часто сокращается). Не переутомляйте сердце!

Физкультурой и спортом занимайтесь под наблюдением врача.

Сердцу очень вредит курение.

Что надо делать, если порежешь палец.

Вы часто чините карандаши, строгаете палочки. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой. Ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв. Что же надо делать? Смажьте кожу вокруг раны или пореза йодной настойкой, наложите на рану кусок в несколько раз сложенной стерильной (то-есть обеззараженной) марли так, чтобы он прикрыл не только рану, но и окружающую кожу; прикройте марлю ватой и забинтуйте бинтом. Если рана глубокая и кровь течёт сильно, обратитесь к врачу.

Органы чувств.

Какие вы знаете органы чувств? Назовите их. Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1. Ландыш, роза, черемуха пахнут. При помощи какого органа чувств мы различаем запахи?

2. Яблоко по форме похоже на шар, а огурец имеет удлинённую форму. При помощи каких органов чувств мы различаем предметы по форме. Назовите предметы разной формы.

3. Выйдешь летом на луг, а он пестрит от цветов. Всюду они — жёлтые, красные, синие, белые... При помощи какого органа чувств мы различаем предметы по цвету?

4. Лимон кислый, сахар сладкий, а горчица горькая. При помощи какого органа чувств мы различаем предметы по вкусу? Назовите предметы, разные по вкусу.

5. Кожица у апельсина шероховатая, а у яблока гладкая. Как мы отличаем гладкие предметы от шероховатых? Назовите несколько предметов гладких и шероховатых.

6. В одном стакане вода тёплая, а в другом — холодная. Как мы узнаём, где вода тёплая, а где холодная?

7. Огонь горяч, а крапива жжётся. Как мы это узнаём?

8. Подумайте, каких работ не может выполнять слепой.

9. Каких работ не может выполнять глухой?

Задание.

Перепишите к себе в тетрадь эту таблицу и заполните её.

Органы чувств

Что мы ими узнаём?

Глаз—орган зрения

Ухо — орган слуха

Нос — орган обоняния

Язык — орган вкуса

Кожа — орган осязания

 


Зрение.

На рисунке изображён глаз человека. Что вы видите? В середине глаза — чёрный кружок. Это — зрачок. Зрачок — это не пятнышко, а круглое отверстие. Через это отверстие внутрь глазапроходит свет. Чёрным зрачок кажется потому, что внутри глаза темно. Посмотрите с улицы на окна домов — они тоже кажутся чёрными. Почему? Потому что в комнате темнее, чем на улице.

Зрачок окружён цветным колечком. Это — радужная оболочка. Радужная оболочка у людей бывает разного цвета, например голубого, серого или коричневого. Та белая оболочка, которая видна между веками и остальной частью глаза, называется белковой оболочкой.

Глаз — орган зрения. Что же мы раз личаем зрением? Очень многое! При помощи зрения мы узнаём цвет предметов, их форму, величину. Движение предметов мы тоже различаем зрением.

Берегите зрение!

1. Не читайте и не пишите лёжа.

2. Не читайте и не пишите при слабом свете.

3. Никогда не смотрите на солнце или на яркие электрические лампы. Это очень вредно.

4. Книга при чтении и тетрадь при письме должны находиться на расстоянии 30—35 сантиметров от глаза.

5. Следите, чтобы при письме свет падал с левой стороны.

6. Никогда не трите глаза руками.

7. При заболевании глаз немедленно обращайтесь к врачу.

Как глаз защищён от многих опасностей.

Глаз — очень нежная часть нашего тела: малейшая соринка, попавшая в глаз, вызывает сильную боль.

Но это случается редко, потому что глаз хорошо защищён от пыли, от ветра, от слишком яркого света и других опасностей.

Как же он защищён? Над глазами находятся брови. Волосы бровей задерживают стекающий со лба пот и отводят его в стороны.

Глаз закрывается двумя веками. По краям век находятся волоски — ресницы.

Понаблюдайте, каким веком — верхним или нижним — мы закрываем глаз.

Если неожиданно блеснёт молния или кто-нибудь в тёмной комнате, где вы сидите, сразу зажжёт сильный свет — что делается с веками?

Если вы случайно попадёте в облако пыли, что делают веки и ресницы?

Какое же назначение имеют веки и ресницы?

Слух.

На рисунке изображено ухо человека. В ухе различают три части: наружное ухо, среднее и внутреннее. То, что мы называем ухом, это только наружная часть уха — ушная раковина. От ушной раковины внутрь уха идёт слуховой проход, которой отделяется от среднего уха барабанной перепонкой.

Среднее ухо и внутреннее имеют очень сложное строение. Их вы будете изучать в старших классах.

Ухо — орган слуха. Что же мы различаем слухом? Слухом мы различаем звуки, шумы, шорохи. Часто только по звуку мы узнаём предмет, даже не видя его, даже если он на очень большом расстоянии от нас.

Например, загудит пароход, и мы знаем, что пароход подходит к пристани, надо торопиться.

Нередко самолёт летит очень высоко, но по шуму мотора мы его легко находим.

«Ку-ку! ку-ку!» — кричит кукушка в лесу. Мы её не видим, но знаем, что она где-то тут, близко.

Благодаря слуху мы слышим слова и научаемся говорить.

Человек, родившийся глухим, становится глухонемым, потому что он не слышит речи людей и поэтому не может научиться говорить.

Берегите уши!

1. Если в ухо попадёт соринка или заползёт маленькое насекомое, мы чувствуем в ухе сильную боль,— надо немедленно обратиться к врачу.

2. Никогда не ковыряйте в ухе острым предметом. Можно поранить перепонку и оглохнуть.

Вкус.

При помощи языка мы различаем сладкое, горькое, кислое, солёное и пресное. Язык служит и органом осязания: с его помощью мы прекрасно чувствуем и находим, например, самые мелкие рыбьи кости в нашей пище.

Обоняние.

1. Понюхайте кусочек лука и корочку лимона.

Что вы замечаете? И лук, и лимон пахнут.

Запахи мы ощущаем носом.

2. Обоняние хорошо развито у многих животных. Например, пчёлы, бабочки и другие насекомые различают запахи цветов на очень большом расстоянии.

Особенно сильно развито обоняние у собак, волков и других животных. Охотничья собака, например, легко по запаху находит зайца, который несколько часов тому назад пробежал по траве, высушенной солнцем. Мы различаем своих знакомых по лицу, по голосу; собака узнаёт человека по запаху. Собака-ищейка среди сотен следов различных людей различает запах прошедшего по улице человека, след которого ей дали понюхать.

Осязание.

1. Закройте глаза. Пусть кто-нибудь прикоснётся к вашему телу пальцем или карандашом. Вы, не открывая глаз, сразу скажете, к какому месту вашего тела прикоснулся палец товарища. Пусть дотронутся до вашей руки тёплым или холодным предметом — вы сразу почувствуете, тёплый он или холодный.

Прикосновение предметов, тепло и холод мы ощущаем при помощи органа осязания. Органом осязания является кожа.

2. Кожей мы ощущаем также и боль. Это очень важно. Схватив рукой листья крапивы или пламя свечи и почувствовав боль, ребёнок узнаёт, что огонь горяч, а крапива жжётся. Постепенно ребёнок научается обращаться с такими предметами, не причиняя себе вреда.

Категория: Родная речь. 3-й класс | Добавил: shels-1 (11.12.2022)
Просмотров: 29 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]