Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин (1844—1930)

Илья Ефимович Репин (1844—1930)

Русский народ дал миру выдающихся учёных, писателей, художников.

С особенной гордостью и любовью мы отмечаем среди них великого художника Илью Ефимовича Репина. В Репине отразились лучшие черты характера русского человека и горячая любовь русского человека к родине.

Отец Ильи Ефимовича был казак. Он служил в Чугуевском полку и вместе с полком участвовал в войне против Наполеона. Чугуевский полк прошёл с войсками до Парижа. В 1817 г., когда войска вернулись на родину, по приказу Александра I из этих войск были созданы военные поселения.

Отец Репина, Ефим Васильевич Репин, так же как и его земляки, стал солдатом-поселенцем.

Тяжела была жизнь в военных поселениях.

От воли начальства зависела жизнь и смерть не только самих поселенцев, но и их детей. Дети зависели более от воли начальства, чем от волн родителей.

Звание военного поселянина было «очень презренное, ниже поселян считались разве ещё крепостные»,— вспоминает Репин.

В обстановке такого бесправия, забитости и недостатка в семье Ефима Васильевича Репина и его жены Татьяны Степановны в 1844 г. 24 июля в слободе Осиновке родился третий ребёнок — сын Илья, будущий великий художник. Вскоре отца угнали за сотни вёрст от Осиновки, и положение семьи стало ещё тяжелее.

«У нас было и бедно, и скучно,— вспоминает, далее, Репин,— и мне часто хотелось есть. Очень вкусен был чёрный хлеб с крупной серой солью, но и его давали понемногу. Мы всё беднели...»

«Скучно и тяжело вспоминать про это тяжёлое время нашей бедности,— добавляет Репин.— Все родные нас покинули, и некому было за нас заступиться... Только с возвращением домой батюшки жизнь наша переменилась...»

Будущий художник не получил в детстве школьного образования. Грамоте его учила мать и местный дьячок. Любовь к рисованию и живописи обнаружилась в нём очень рано. Илья Ефимович очень хорошо рассказывает об этом в своих воспоминаниях: «На рождественские праздники к нам отпустили нашего двоюродного брата сироту Троньку... Тронька принёс с собою рисунки, изображающие Полкана, и я очень удивился, как он хорошо рисует. Под каждым рисунком он старательно подписывал название «Полкан» и свою фамилию: Трофим Чаплыгин... На другой день Трофим из плоской коробочки, завёрнутой в несколько бумажек, достал краски и кисточки... Трофим знал названия всем этим краскам: жёлтая — гуммигуд, синяя — лазурь, красная — бакан и чёрная — тушь... Красок я ещё никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками... Мы взяли Устину1 азбуку, чтобы её некрашенные картинки он мог раскрашивать красками. Первая картинка — арбуз — вдруг на наших глазах превратилась в живую... Но вот было чудо, когда срезанную половинку второго арбузика Трофим раскрасил красной краской так живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где чёрные семечки,— чудо, чудо!.. Трофим оставил мне свои краски, и с тех пор я так в них впился... прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда...»

«Я отводил душу в рисовании и однажды вечером попросил Доняшу (подругу сестры Усти) посидеть смирно. При сальной свече лицо её, рыжее от веснушек, освещалось хорошо; только фитиль постоянно нагорал. Доняша сначала снимала пальцами нагар, но скоро её стал разбирать такой сон, что она клевала носом и никак не могла открыть глаза. Портрет вышел очень похожий, и когда вернулись мать с Устей, они много смеялись».

Репин очень быстро научился рисовать и писать акварелью2.

С большой радостью он поступил в Чугуевскую топографическую3 школу, где он учился чертить и раскрашивать географические карты. Об этом времени он вспоминает, как о самом светлом в своём детстве: «После долгих ожиданий я попал, наконец, в самое желанное место обучения, где рисуют акварелью и чертят тушью. Там большие залы..., длинные, широкие столы, на столах с большими досками были прилеплены географические карты; белые тарелки, стаканы с водой, где купаются кисти от акварельных красок, огромные кисти. А какие краски! Чудо, чудо! Больше всего мне нравилось, что на многих тарелках лежали большие плитки свежих красок,— казалось, они совсем мягкие и сами плывут на кисть».

Школа была скоро закрыта, и тринадцатилетний Репин вынужден был идти на работу к иконописцу. Он быстро освоил иконописное дело и через год уже брал самостоятельные заказы.

Бурлаки. С картины художника И. Е. Репина.

Репин в этот период своей жизни усиленно работал над собой. Он читал Жуковского, Пушкина, Лермонтова. По картинкам в художественном журнале «Северное сияние» впервые познакомился с картинами русских художников.

Репин мечтал о поездке в Петербург и о дальнейшем образовании. 1 ноября 1863 г. осуществилась мечта Репина. С 17 рублями в кармане он прибыл в Петербург и стал добиваться приёма в Академию художеств.

Сразу в академию его не приняли, и ему пришлось некоторое время обучаться в художественной школе. В академию его приняли через год.

Исключительная работоспособность и любовь к своему делу помогли Репину развить свой талант и выдвинуться в ряды лучших художников того времени.

Первый большой успех и славу принесла Репину его замечательная картина «Бурлаки на Волге». Вот как у Репина возникла мысль нарисовать эту картину.

Лето 1868 г. Репин проводил в Петербурге. Он рассказывает, что всё лето упорно работал «от зари до зари». Однажды в воскресный день товарищи уговорили его прокатиться на пароходе по Неве. Была чудная погода. Пароход шёл быстро, и художники вскоре очутились за городом. Быстро мелькали перед ними роскошные дачи, коврами расстилались цветники пёстрых ароматных цветов, двигалась нарядная пёстрая публика. «И все такие праздничные, весёлые, всех так озаряет яркое солнце!» И вдруг Репин заметил, что навстречу пароходу по берегу что-то движется... Товарищ объяснил Илье Ефимовичу, что это бурлаки тянут баржу.

«Я никогда ещё не был на большой судоходной реке,— пишет Репин,— ни разу не замечал бурлаков... Приблизились. О боже, зачем они такие грязные, оборванные! У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок, рубахи-то, рубахи! Истлели... не узнать розового ситца... вот лохмотья! Лица угрюмые, иногда только сверкнёт тяжёлый взгляд из-под пряди сбившихся, висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели...»

Встреча эта произвела на Репина неизгладимое впечатление. «Бурлаки, как тёмная туча, заслонили весёлое солнце, я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись из глаз».

Репин стремится перенести на полотно те чувства, которые возбудил в нём вид бурлаков. Чтобы картина была правдивой, художник поехал на Волгу, где он мог близко наблюдать жизнь народа. Целое лето он провёл в упорной работе: он зарисовывал картины волжской природы, рисовал портреты бурлаков и привёз в Петербург большой альбом набросков и мелких рисунков. По этим наброскам впоследствии и была нарисована знаменитая картина «Бурлаки на Волге».

Кисти Репина принадлежит много выдающихся картин, их можно видеть в музеях Москвы и Ленинграда, например: «Запорожцы», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» и др.

В своих картинах Репин показал силу и героизм русского народа.

1 Устя — сестра Репина.

2 Акваре́ль — краски, растворимые в воде.

3 Топогра́фия — наука об изображении земной поверхности на плане и карте.


Вопросы и задание.

1. Что натолкнуло Репина на мысль написать картину «Бурлаки»?

2. Как он работал над ней?

3. Что поучительного в жизни Репина?

4. Составьте план и расскажите статью по этому плану.

Вопросы к картине «Бурлаки».

1. Кто нарисован на картине?

2. Что бурлаки делают?

3. Откуда видно, что их труд тяжёлый?

4. Как одеты бурлаки?

5. Который из бурлаков сильнее?

6. Который самый слабый?

7. Какое время года изображено на картине?

8. В какую погоду особенно трудна была работа?

9. Кто сидит на барже?

10. Когда это было и где?

11. Как теперь передвигаются баржи?

Категория: Родная речь. 4-й класс | Добавил: shels-1 (24.01.2023)
Просмотров: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]