ЛЕВ ТОЛСТОЙ (биография)

Л. Н. ТОЛСТОЙ (1828 — 1910)

М. Горький, вспоминая о встречах с В. И. Лениным, рассказывает о том, какое впечатление производило на Ленина чтение романа Толстого «Война и мир».

«Как-то пришёл к нему и вижу: на столе лежит том «Войны и мира».

— Да, Толстой!..

Улыбаясь, прижмурив глаза, он с наслаждением вытянулся в кресле и, понизив голос, быстро продолжал:

— Какая глыба, а? Какой матёрый человечище! Вот это, батенька, художник... И, знаете, что ещё изумительно? До этого графа подлинного мужика в литературе не было.

Потом, глядя на меня прищуренными глазами, спросил:

— Кого в Европе можно поставить рядом с ним?

Сам себе ответил:

— Некого.

И, потирая руки, засмеялся, довольный» («В. И. Ленин»).

К этому отзыву Ленина можно добавить слова самого Горького о Толстом:

«Это не человек, а колосс какой-то по силе ума, по богатству душевных ресурсов». «Есть в нём что-то от Святогора-богатыря, которого земля не держит. Да, он велик».

Таким выступает Л. Толстой в оценке В. И. Ленина — гениального (Политического деятеля и М. Горького — великого основоположника пролетарской литературы. Таким он остался и в представлении культурного общества всего мира.

Кто же был этот великий художник, не человек, а «человечище», «колосс», рядом с которым, по мнению В. И. Ленина, некого поставить в Европе?

БИОГРАФИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО

Детство

В духстах километрах к югу от Москвы, недалеко от Тулы, есть небольшая дворянская усадьба, название которой известно всему культурному миру. Это Ясная Поляна, где родился, жил и работал один из великих гениев человечества Лев Николаевич Толстой.

Толстой родился 28 августа 1828 г. в старинной дворянской семье. Отец его, граф Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 г., подполковник в отставке, женился в 1822 г. на немолодой, но богатой княжне Марии Николаевне Волконской. В числе владений, которые Волконская принесла в приданое мужу, было и имение Ясная Поляна.

Это было типичное «дворянское гнездо» той эпохи. Строил яснополянскую усадьбу, ещё в конце XVIII в., отец Волконской, образованный аристократ екатерининских времён, князь Николай Волконский. Имение отличалось живописным местоположением. Вплотную подходил дремучий, заповедный лес. В этом лесу, на отлогой поляне, ясным пятном выделявшейся в солнечные дни на тёмной зелени леса (отсюда и название — Ясная Поляна), и выросла постепенно усадьба. Две белые каменные башни при въезде в неё, аллеи и густые заросли старого парка, оранжереи, пруды, большой помещичий дом с двумя флигелями— таков был общий вид этого «дворянского гнезда» в дни, когда родился Толстой. А прямо перед усадьбой, за воротами парка, начиналась деревня с крестьянскими

избами, крытыми соломой; дальше — поля, овраги, перелески иг снова деревни.

Воспитание, полученное Толстым в детстве, было типичным для богатых дворянских семей. Обязательными спутниками этого воспитания были иностранцы-гувернёры. Но в обстановке, в которой рос и воспитывался Толстой, была одна сторона, оказавшая могущественное влияние на формирование сознания и настроений будущего писателя. Это — близость ребёнка к природе и к простому народу.

Много времени маленький Лёва и его три брата проводили на лоне природы — в лесу и парке, окружавших усадьбу. Лес и парк Ясной Поляны были и безмолвными участниками увлекательных игр детей, и свидетелями их детских печалей и радостей. В дни этого «яркого, нежного, поэтического, любовного, таинственного детства» маленькие братья бродили в густых аллеях парка, отыскивая волшебную «зелёную палочку», которая откроет людям секрет всеобщего счастья. Вырастая, в такой непосредственной близости к природе, Толстой уже ребёнком привыкал чутко подмечать все её краски и изменения, учился «и говор древесных листов понимать и чувствовать трав прозябанье». (Слова из стихотворения Баратынского «На смерть Гёте».) Эту русскую природу он полюбил глубоко, на всю жизнь.

Условия усадебной жизни позволяли Толстому близко познакомиться и с крестьянской массой. Рядом с усадьбой, за воротами парка, жила своей крестьянской жизнью крепостная деревня Толстых. А в самой усадьбе в роли крепостных слуг, дворовых, выступали те же крестьяне Ясной Поляны. Наблюдательный мальчик незаметно набирался впечатлений от деревенской жизни, привыкая любить «мужика» и его обычаи, взгляды, песни, язык. Толстой говорил позже о своей «почти физической любви к мужику». А через несколько десятилетий он заявил, что только народная, «мужицкая» правда является спасением для России.

В 1837 г. семья Толстых, в интересах дальнейшего образования детей, переезжает в Москву. В том же году граф Николай Ильич Толстой умирает (мать Льва Николаевича умерла, когда ему было всего полтора года). Заботу об осиротевших детях берут на себя сёстры умершего графа, в частности Юшкова, жена казанского губернатора. Тринадцатилетний Толстой переезжает в Казань.

Юность

В 1844 г. юноша Толстой, выдержав приёмные испытания в Казанский университет, поступает на факультет восточных языков. Быстро охладев к занятиям на этом факультете, он переходит через год на первый курс юридического факультета. Университетские занятия Толстого идут неровно. С одной стороны, его раздражает и отталкивает казённая атмосфера университета, с другой — затягивает светская жизнь. Юноша Толстой делается завсегдатаем дворянских балов и салонов Казани и живёт рассеянной жизнью, деля своё время между зваными обедами, балами и товарищескими пирушками. Идеалом его в это время становится великосветский денди, джентльмен, человек «комильфо», (Un hemme comme il faut (франц.) — человек совершенно безупречный по манере держать себя в аристократическом обществе.) с достоинством носящий звание аристократа.

Но и рассеянная светская жизнь захватила Толстого ненадолго. В его душе шла упорная и напряжённая работа. Уже в детские годы Толстой много читал, застенчиво скрывая свои думы от окружающих. Теперь, в юношеские годы, он увлекается идеями французского просветителя Жан Жака Руссо, работает над «Духом законов» Д4онтескье и задумывает написать работу о «Наказе» Екатерины II.

Критическая работа ума приводит Толстого к разочарованию в его идеале «комильфо». Неудовлетворённый и жизнью в свете, и своими занятиями в университете, он уходит в. 1847 г. со второго курса университета и уезжает в Ясную Поляну, чтобы «осесть» на земле.

После университета

Весной 1847 г., после имущественного раздела Толстого с братьями, перешла в его собственность Ясная Поляна и 330 душ крепостных. Молодой помещик ставит перед собой задачу — посвятить все свои силы улучшению быта своих крестьян. Юноша Толстой не понимал непримиримости противоречий между помещиками и крепостными. Несмотря на искренние стремления Толстого, крестьяне отнеслись к его реформаторской деятельности с недоверием и опасливо. Эти неудачи своих попыток Толстой описал позже в повести «Утро помещика».

Разочаровавшись в своих хозяйственных планах, Толстой страстно берётся за работу над самообразованием.

В это время у Толстого возникают самые разнообразные планы: то он думает поступить в армию, то открывает в своей усадьбе школу для крестьянских детей (1849), то впервые пробует свои силы в литературной работе (начинает статьи о музыке, рассказы, обдумывает план романа, приступает к повести «из цыганского быта», но всё это бросает, не закончив). В то же время он часто выезжает в Москву и там со всей страстностью, свойственной его натуре, отдаётся светским развлечениям.

Но роль человека без определённых занятий, без своего «места в жизни» удручала молодого Толстого. Необходимо было переменить образ жизни. В 1851 г. Толстой и делает это, отправившись на Кавказ, по совету брата Николая, служившего офицером в Кавказской армии.

Военная служба и начало литературной деятельности

Толстой поступает юнкером в артиллерийскую бригаду, стоявшую в станице Старогладовской, на Тереке, и принимает участие в войне с горцами. Он обнаруживает незаурядную храбрость, неоднократно подвергаясь смертельной. опасности. Был случай, когда граната разорвалась у ног Толстого,, наводившего пушку, и он только случайно спасся от смерти. Здесь, в кавказской станице, начинается его серьёзная литературная деятельность. Летом 1852 г. он заканчивает повесть «Детство». Повесть была отправлена в журнал Некрасова «Современник» и напечатана в сентябре этого года.

Там же, на Кавказе, Толстой пишет ряд рассказов, навеянных впечатлениями местной жизни, и боевых эпизодов: «Набег», «Рубка леса», «Встреча в отряде».

В январе 1854 г. Толстой был произведён в чин прапорщика и получил перевод сначала в Дунайскую армию, а затем в Крым, в Севастополь. В Севастополе, стойко оборонявшемся от врагов, Толстой пробыл с ноября 1854 г. до оставления города его защитниками (27 августа 1855 г.). Здесь Толстой проявил выдающуюся храбрость, сражаясь на легендарном четвёртом бастионе.

История героической борьбы Севастополя с врагами дала Толстому материал для трёх новых рассказов: «Севастополь в декабре 1854 года», «Севастополь в мае 1855 года» и «Севастополь в августе 1855 года». Произведения молодого офицера привлекли 'внимание писательских кругов. «Этот офицеришка всех нас заклюёт»,— заявляет А. Ф. Писемский. А Тургенев, особенно симпатизировавший молодому автору, пророчески восклицает: «Это вино ещё молодо, но когда оно перебродит, из него выйдет напиток, достойный богов».

В конце 1856 г. Толстой в чине поручика выходит в отставку.

В Петербурге, куда он приехал после падения Севастополя, перед ним сразу открываются двери редакций лучших журналов. Его приветливо встречают писатели, группировавшиеся вокруг самого прогрессивного журнала «Современник». Толстого охватывает совершенно новая для него атмосфера политической и литературной борьбы.

Близости с разночинной группой «Современника», возглавляемой Чернышевским, у Толстого, однако, не установилось.

Толстой с его аристократическими традициями и мировоззрением, в котором на первом месте стояли не политические, а моральные проблемы, был далёк от революционно-демократических позиций разночинной интеллигенции 60-х годов.

«Чёрт знает, что у него в голове! — недоумевающе восклицал Некрасов.— Жаль, если эти следы барского и офицерского влияния не перемелются в нём. Пропадёт громадный талант». Опасения Некрасова, к счастью, не оправдались. Время показало, что Толстой сам понял пагубное влияние на него барской культуры. Но это произошло не сразу.

«Детство», «Отрочество», «Юность»

Повести «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1852—1856), с которыми Л. Толстой выступил в литературе, можно назвать автобиографической трилогией. В этой трилогии Толстой ставит задачей проследить историю трёх периодов в жизни человека: детства, когда интересы ребёнка ещё не выходят за рамки семьи, отрочества, когда в мальчике пробуждаются умственные интересы и появляется сознание сложности жизненных отношений, и юности, когда перед человеком впервые встаёт вопрос о смысле жизни и начинает оформляться его мировоззрение.

В образе Николеньки Иртеньева немало автобиографических черт. Николенька — некрасивый, взъерошенный мальчик, живущий сложной душевной жизнью. Он умён, наблюдателен, склонен к самоанализу, самолюбив, застенчив, мечтателен. Живость воображения и непривычка к усидчивой работе мешают ему проявить свою одарённость. Однако внутри у него кипит непрерывная, напряжённая душевная работа. Он рано начинает присматриваться к окружающей жизни, задумываться над вопросами о назначении человека, критически относиться к идеалу комильфо, навязанному аристократической средой, стремится к выработке высоких жизненных идеалов. Всё это приводит его к очень важному выводу, который он извлекает из своего личного внутреннего опыта и из размышлений над миром внешних явлений,— к идее нравственного самоусовершенствования. Он приходит к этой идее на переломе от отроческого к юношескому возрасту, и с этого времени жизнь приобретает для него смысл и глубокое моральное содержание.

Внимание автора трилогии сосредоточивается главным образом на психологическом анализе душевного роста героя, на «диалектике» души ребёнка, превращающегося в отрока, а затем в юношу. Главная проблема, которая интересует автора,— это проблема морального самоусовершенствования.

Социальные идеалы автора трилогии определяются в основном симпатиями его к тому патриархально-усадебному быту, который окружает Николеньку. Идиллически рисуя даже взаимоотношения между крепостными слугами и господами. Толстой не идёт в критике изображаемого быта дальше разоблачения отдельных предрассудков дворянской среды, вроде фальшивого идеала комильфо или показа частичных недостатков крепостного быта. Это типично для Толстого 50-х годов, ещё живущего традициями той среды, которая его воспитала. Однако у автора пробуждается сознание идеи морального превосходства народа перед барством.

В художественном отношении трилогия представляла собой крупное явление. Уже одного глубокого психологического анализа души ребёнка было бы достаточно, чтобы признать трилогию «Детство», «Отрочество» к «Юность» произведением огромного таланта.

В ней чувствуется перо реалиста большого размаха, умеющегр выразительно зарисовать и галерею живых лиц, и бытовую обстановку, в которой живёт герой. Родители Николеньки, гувернёры (особенно Карл Иванович), Наталья Саввишна, крепостной мальчик Ванька, юродивый Гриша — всё это образы, которые дышат глубокой жизненной правдой, несмотря на то что некоторые из них (например, юродивый Гриша) являются всецело плодом художественного вымысла.

«Севастопольские рассказы»

Созревание художественного таланта Толстого шло необыкновенно быстро. Мастерски разрешив задачу психологического анализа в автобиографической трилогии и сделав опыт реалистической зарисовки крестьянских образов в «Утре помещика», он одновременно переходит к сложной теме изображения войны в «Севастопольских рассказах» (1854—1855).

В них Толстой изображает один из самых героических эпизодов в истории русского народа — одиннадцатимесячную оборону Севастополя в 1854 — 1855 гг. Образы солдат и матросов — скромных и беззаветных героев этой трагической эпопеи, типы офицеров, сцены сражений, психология участников войны, общий дух патриотизма, руководивший настроениями защитников Севастополя,— всё это изображается в рассказах Толстого с поразительной силой и правдой. Автор подчёркивает превосходство народа как исторической силы над барством.

Главная ценность рассказов — в реалистическом изображении картины войны. Война впервые показана здесь не в виде красивого зрелища с «музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а в её настоящем выражении — в крови, в страданиях, в смерти».

Толстой заканчивает один из рассказов словами: «Мне скажут: что же это за рассказ? кто же герой его, наконец?.. Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого я старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен,— правда».

«Севастопольские рассказы» Толстого можно считать прекрасным прологом к той правдивой и великой эпопее патриотической борьбы русского народа с врагами, какой явится позже роман «Война и мир».

«Казаки»

Повесть «Казаки» была начата Толстым в 1852 г., закончена в 1861 г., а в печати появилась в 1863 гм т. е. через одиннадцать лет после возникновения первоначального замысла.

Герой повести — Дмитрий Оленин, молодой аристократ, разочаровавшийся в пустой жизни светского общества. Порвав с привычной столичной средой, Оленин ищет себе свободы и счастья на Кавказе, в станице гребенских казаков. В станице он знакомится с казаками-джигитами Лукашкой и дядей Брошкой и влюбляется в красавицу казачку Марьяну.

Под обаянием величественной природы Кавказа и безыскусственной простоты здоровой жизни казаков Оленин приходит к убеждению, что счастье человека заключается не в удовлетворении эгоистических стремлений своего я, а в слиянии с жизнью природы, в отказе от своекорыстных настроений. «Счастье вот что: счастье в том, чтобы жить для других»,— решает Оленин.

Под влиянием радостного сознания найденной жизненной правды Оленин не останавливается перед самопожертвованием. Подарив Лукашке, жениху Марьяны, коня, он тем самым облегчает своему сопернику осуществление плана женитьбы на Марьяне.

Рассудочная теория жизни для счастья других вскоре оказывается несостоятельной. Сознав глубину своей любви к Марьяне, Оленин отказывается от этой теории. «Жить для других, делать добро! Зачем, когда в душе моей одна любовь к себе и одно желание — любить её и жить с нею, её жизнью. Не для других, не для Лукашки я теперь желаю счастья. Я не люблю теперь этих других». Таким образом, одна теория сменяется у Оленина другой, совершенно противоположной.

Планы Оленина жениться на Марьяне и зажить в станице здоровой, естественной жизнью казака терпят крушение: Марьяна отвергает его, и Оленин уезжает из станицы.

Сюжет повести позволяет Толстому развернуть во всей силе его художественное дарование. Мы видим в произведении превосходно очерченные образы простых, цельных, непосредственных «детей природы»: дяди Брошки, Лукашки, Марьяны.

Очень важно, как мы уже говорили, идейное содержание повести. Мы видим и отрицательное отношение автора к городской цивилизации, и противопоставление цивилизации примитивной жизни простых людей, и идеализацию этой жизни с призывом к опрощению и бегству на лоно природы, и противоречивые попытки нравственного самоусовершенствования. Все эти мотивы, уже намеченные в более ранних произведениях Толстого, в повести «Казаки» начинают звучать настойчиво и ясно.

Особенно сильно звучит в повести мотив отрицательного отношения к буржуазной культуре. Логически развиваясь и углубляясь, он приведёт в дальнейшем к разрыву Толстого со своим классом.

«Люцерн»

В 1857 г. Толстой впервые отправляется за границу. Западноевропейская культура произвела на него глубоко отрицательное впечатление. Непосредственным откликом на эти впечатления явилась гуманистическая повесть «Люцерн».

В одном из курортных городков Швейцарии, в Люцерне, Толстой оказался невольным свидетелем печального зрелища. Он увидел, как богатое, самодовольное общество путешественников, поселившееся в великолепной гостинице, равнодушно отнеслось к нищему-музыканту, отказало в помощи бедняку, долго распевавшему песни под окнами гостиницы.

Трижды усталый, голодный музыкант протягивал руку с фуражкой к разряженным господам, Которых он долго развлекал игрой и пением,— никто не подал бедняку ни копейки.

Несчастный бедняк-музыкант, что-то тихо пробормотав, удалился. А толпа наглых лакеев и самодовольных, легкомысленных зевак проводила его смехом.

Чёрствость и бессердечие буржуазии вызывают у Толстого восклицание: «Вот событие, которое историки нашего времени должны записать огненными неизгладимыми буквами!» Толстой не знал, что приблизительно за десять лет до этого, в «Манифесте Коммунистической партии», основоположники научного коммунизма Маркс и Энгельс уже вынесли неумолимый приговор буржуазному обществу: «Там, где буржуазия достигла господства, она разрушила все феодальные, патриархальные идиллические отношения. Она... оставила между людьми одну только связь — голый интерес, бессердечный «чистоган» («Манифест Коммунистической партии»).

Несмотря на возмущение Толстого, повесть кончается неожиданно: автор приходит к мысли о том, что он не имеет права судить людей за содеянное зло, так как в мире есть какая-то- «бесконечная гармония», непонятная человеку.

Противоречие здесь налицо: с одной стороны, Толстой гневно указывает на уродливость и порочность буржуазной цивилизации, с другой — призывает людей к всепрощению, к смирению перед «вечными» законами нравственности.

Имея в виду это противоречие в мировоззрении Толстого, В. И. Ленин писал: «Он (Толстой.— Ред.) рассуждает отвлеченно, он допускает только точку зрения «вечных» начал нравственности, вечных истин религии».

Толстой-педагог

Посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию, Толстой возвращается в том же 1857 г. в Ясную Поляну.

Печальная правда русской действительности стоит укором перед чуткой совестью Толстого. В 40-х годах попытки его исправить социальное зло крепостнических отношений, как мы знаем из «Утра помещика», не увенчались успехом. Теперь, в 50-х годах, Толстой делает более зрелые попытки разрешить проблему взаимоотношений «мужика и барина». Он задумывается над проектом освобождения крестьян от крепостного права. Он ищет новых форм приближения помещика к народу и приходит к убеждению, что одним из способов отплатить народу за те социальные привилегии, которыми пользуется помещик, является просвещение народа. Дело просвещения народа кажется ему теперь «главной» задачей его жизни, его долгом. Эту задачу Толстой и решает осуществить.

В 1859 г. Толстой начинает работать в своей яснополянской школе в качестве народного учителя. Практическая работа поставила перед ним ряд педагогических вопросов, и он снова направляется за границу, чтобы внимательно изучить состояние школьного дела на Западе, побеседовать с. крупнейшими педагогами Европы. Однако постановка педагогической работы на Западе не удовлетворила Толстого, и он вернулся в Россию, с тем чтобы сделать всё иначе, по-своему. Вернувшись в Ясную Поляну, он с увлечением, отдаётся педагогической работе.

В основу своей системы Толстой бюёт принцип «свободного воспитания», утверждая, что процесс обучения должен быть направлен прежде всего на пробуждение интересов учащихся, «заложенных в самой их природе», а не на принудительное усвоение того, что им преподносит программа. Главным методом обучения Толстой считает метод свободной беседы с учащимися.

То, что Толстой поставил в центре педагогического процесса личность учащегося, привлекло к нему часть учителей, которых не удовлетворяла официальная педагогика. Не будучи связанными с революционно-демократическим движением, они видели выход из школьной рутины в борьбе за воспитание «свободной личности».

Для пропаганды своих педагогических идей Толстой издаёт специальный журнал «Ясная Поляна». Вокруг него группируются учителя окрестных школ, увлечённые его педагогической системой.

Педагогическая работа настолько захватывает Толстого, что школа, по «го словам, становится для него «всей его жизнью».

Общественная деятельность Толстого в 60-х годах

Занимаясь педагогикой. Толстой всё более и более сближается с крестьянами. Этому способствовала и общественная обстановка в стране.

Был канун реформы 1861 г. Решался вопрос о дальнейшей судьбе закрепощённой крестьянской массы. Волна общественного возбуждения подхватила и Толстого. Он подписывает докладную записку 105 тульских дворян о необходимости освободить крестьян с земельным наделом. В 1861 г. его избирают на должность мирового посредника, в обязанности которого входило разрешение спорных вопросов между помещиками и крестьянами. Выполняя эти обязанности. Толстой горячо отстаивал интересы крестьян, вызывая недовольство помещиков.

Правительство начало подозрительно следить за его работой, и однажды, в 1862 г., в отсутствие Толстого, в его усадьбе и школе жандармами был произведён обыск. Оскорблённый этим, в порыве возмущения Толстой думал даже совсем уехать из России, где, как ему казалось, «нельзя знать минутой вперёд, что меня, и сестру, и жену, и мать не скуют и не высекут». Толстой не уехал из России, но письмо это прекрасно характеризует его возмущение порядками царской России.

Занятый школой, изданием журнала «Ясная Поляна», общественной работой и сельским хозяйством. Толстой совершенно охладевает в это время к художественной литературе. Однако вскоре всё изменилось.

Создание романа «Война и мир»

В 1862 г. Толстой женится на Софье Андреевне Барс, дочери видного московского врача. Счастливая семейная жизнь на время успокаивает его душевные волнения и тревоги. С новой силой пробуждается у него дар художественного творчества, и возникает замысел большого романа «Война и мир». Толстой передаёт школу в руки учителей и весь отдаётся работе над новым произведением.

Поражает быстрота, с которой был написан первый роман Толстого. Колоссальный четырёхтомный роман-эпопея, потребовавший изучения огромного исторического материала, был создан Толстым менее чем в шесть лет (1864—1869).

Как работал Л. Толстой

Есть известное изречение Гёте: «Гений — это терпение». Если бы это определение потребовало доказательств, то лучшей иллюстрацией к нему могла бы служить творческая деятельность Толстого. Характеризуя необычайную трудоспособность Толстого, доктор Д. П. Маковицкий, близко знавший великого писателя, отмечал: «Лев Николаевич каждый день, каждый час трудился, превозмогая себя, чтобы делать то, что нужно. Был беспощаден к себе. Лени не знал... Он, как китайцы, праздников не признавал».

Поражает прежде всего исключительный размах самообразовательной работы Толстого, его необъятная жажда знаний. К концу своей жизни Толстой, по свидетельству того же Маковицкого, знал следующие языки: французский, немецкий, английский (в совершенстве), итальянский (свободно переводил), древнегреческий, латинский, древнееврейский (знал хорошо), польский, чешский, сербский, болгарский, голландский, украинский. Это говорит об огромной культуре великого писателя.

О широте самообразовательной работы Толстого свидетельствует и его яснополянская библиотека; несколько тысяч томов её хранят на своих страницах интересные пометки Толстого. .

В работе Толстого поражает его необыкновенная требовательность к себе как к художнику слова. Необходимым условием творчества он считал усвоение опыта всех других писателей. Он систематически и необыкновенно много читал. Он заявлял: «Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше».

Литература для Толстого была делом всей жизни, в которое он вкладывал всю свою душу. Только при таком отношении к литературе и возможна, с точки зрения Толстого, деятельность писателя. «Художественное произведение есть плод любви»,— заявил он. Сам он работал страстно, с волнением, с увлечением. В 1864 г. Толстой записывает в дневнике: «Нынче поутру около часа диктовал Тане, хорошо, спокойно, без волнения, а без волнения наше писательское дело нейдёт».

Сохранилось много высказываний Толстого, характеризующих его взгляды на творческий процесс и на художественное произведение. Вот некоторые из этих высказываний:

«Страшное дело — это забота о совершенстве формы. Недаром она... надо заострить художественное произведение, чтобы оно проникло. Заострить и значит сделать его совершенно художественно».

«Как золото добывается промыванием, так и хорошие, хорошо выраженные мысли».

«Простота — необходимое условие прекрасного».

«От сокращения изложение всегда выигрывает. Если читатель услышит болтовню, то он не относится со вниманием».

«Лучше не договорить, чем переговорить».

«Надо навсегда отбросить мысль писать без поправок. Три, четыре раза — это ещё мало».

«Надо, главное, не торопиться писать, не скучать поправлять, переделывать десять, двадцать раз одно и то же».

Сохранившиеся черновики рукописей Толстого дают ясное представление о том, что значила для него забота о художественной форме. Так, повесть «Детство» имеет четыре редакции и писалась восемнадцать месяцев. В повести шесть печатных листов. (Печатный лист имеет 16 страниц) Следовательно, средняя производительность писателя на этом этапе работы была пять-шесть страниц в месяц. Отдельные главы романа «Война и мир» имеют до семи редакций, а романа «Анна Каренина» — до двенадцати редакций. Начало романа «Воскресение» имеет двадцать редакций. Но наиболее поразительную цифру переработок даёт нам предисловие Толстого к книге «Путь жизни» (писалось в 1907—1910 гг.). Это предисловие имеет сто пять редакций. Такова была по: стине титаническая работа Толстого над своими произведениями!

Продолжение педагогической работы

Окончив роман «Война и мир». Толстой снова возвращается к педагогической работе. В январе 1872 г. он сообщает А. А. Толстой: «Пишу я эти последние годы азбуку и теперь печатаю. Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет — азбука, очень трудно... Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из неё, и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть». Одновременно с этим он составляет четыре книги в помощь начальной школе. Многие рассказы из них и сейчас представляют интересный материал для детского чтения.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Категория: Русская литература | Добавил: shels-1 (03.03.2023)
Просмотров: 161 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]