Мы договорились, что во втором цикле передач – с 11-й по 20-ю – будем делить каждую из передач этого второго цикла на 4 части: деятельность, актуальная политика, политическая теория и идеология. Ну, раз договорились, надо так и действовать.
Часть первая – деятельность
Первая часть – это деятельность. Здесь я хотел бы разобрать несколько вопросов. Мы никогда не продвинемся в деятельности, если не будем разбирать вопросы конкретные. Поэтому, прежде всего, я займусь первым блоком нашего начинания – «Территориальная целостность», цель движения – защита территориальной целостности России.
И просто предложу, как в рамках этого раздела можно формировать подразделы, и как можно вести деятельность.
При этом сразу оговорю, что если от вас, от слушателей этой передачи, не будут исходить свои предложения, и вы в это не будете включаться, то процесс этот будет «мёртворождённым». Конечно, мне есть кому поручить заниматься территориальной целостностью, и люди будут заниматься, добросовестно выкладывать материалы. Но это будет неинтересно. Так что всё, что мы предлагаем, есть не директива, а есть мессидж к тем, кто это слушает, в расчёте на ответный мессидж, теперь уже конкретный.
Поскольку деятельность – вещь сухая и требующая текстуальной ответственности, то я эту деятельность буду описывать, читая бумажку. За что прошу извинения у слушателей. Потом в других разделах я от бумажки оторвусь.
Итак, первый раздел (или блок) «Территориальная целостность» состоит из следующих подразделов.
Первый подраздел.Сбор материалов, как иностранных, так и отечественных, в которых рассматривались или рассматриваются различные варианты расчленения исторической России – Российской Империи, СССР, РФ. Я имею в виду материалы доказательные, ответственные, не разного рода фантазии о чьих-то там тайных протоколах, а материалы (и их очень много), которые можно рассматривать и анализировать.
К сожалению, очень многие у нас не знают, что эти материалы существуют, что расчленение СССР – это только первая фаза в расчленении исторической России, что дальше этот процесс обязательно будет продолжен, что есть люди, которых целостность Российского государства очевидным образом не устраивает. Целостность страны, я бы даже здесь сказал. Именно страны. И надо, чтобы люди знали об этом. А для того, чтобы люди знали об этом, это должно быть собрано, упорядочено и представлено к рассмотрению людей.
В числе прав, которыми наделён человек, – есть право знать и право понимать, что не одно и то же. Человек должен, во-первых, обладать информацией. И, во-вторых, он должен иметь аппарат, позволяющий ему эту информацию анализировать и делать выводы. Выводы он делает свободно, но аппарат-то он получает в процессе образования и самообразования. А знания должны быть собраны. Знания о предмете, сведения. Знания тоже. Но сведения – прежде всего.
Специфика нашей эпохи заключается в том, что у нас профицит, а не дефицит информации. Это, кстати, отчасти убивает всякие разведки. Если разведки раньше существовали, добывая секретные сведения в условиях дефицита информации, то сейчас вывалено так много, что люди просто захлёбываются в этой информации. Они не знают, где её искать по-настоящему, какая степень её достоверности, как её собирать, как её классифицировать. И вот этим всем я предлагаю заняться людям, которые действительно обеспокоены сохранением территориальной целостности России. А если мы эту целостность не сохраним, то все наши остальные рассуждения бессмысленны. Другое дело, что мы её не сохраним, если не будет всех остальных размышлений и рассуждений, но потерять целостность России сейчас – это потерять всё.
Мы настоятельно подчёркиваем, что такой сбор материалов не имеет ничего общего с разведкой, что речь идёт об открытых материалах, как иностранного, так и отечественного характера. Мы категорически не намерены заниматься чем-то иным (коллекционированием доносов, например, или чем-то в этом духе) и будем пресекать любые попытки сделать это от нашего имени.
При этом количество открытых материалов очень велико. Проблема нашей эпохи – не недостаток, а избыток информации. И неспособность, в связи с этим избытком, даже ознакомится с имеющимся материалом, разбросанным по разным изданиям, разным сайтам, разным базам данных и так далее. Тем более, неспособность этот материал осмыслить. Так что надо заниматься необходимым, открытым, полезным делом.
К примеру, интеллектуально-политическая общественность уже почти не знает, о чём пишет региональная пресса. Тем более, о том, что издают региональные издательства, что обсуждают региональные конференции и так далее. Люди в регионах, может быть, и хотели бы быть услышанными. Они зачем-то это печатают? Чтобы быть услышанными! Они зачем-то собирают открытые конференции? Чтобы быть услышанными!
Но нет даже места, в котором говоримое ими может быть собрано и осмыслено. Ведомства, которые этим занимаются, в существенной степени самоустранились. И потому особенно нужна независимая, разумная и тактичная гражданская альтернатива.
И тут я от направления деятельности на три минуты перейду к деятельности как таковой.
Вот вся эта деятельность и есть гражданская альтернатива. Сокращённо «Грааль». Мы собираем эту «Гражданскую альтернативу» и предлагаем всем в ней участвовать. Чего бы это ни касалось – защиты территориальной целостности, исследования России, защиты исторического достоинства, разработки альтернативных моделей. Всё это вместе – это гражданская альтернатива.
В чём её смысл? Есть функции, от исполнения которых государство отказывается. Самый яркий пример – это обеспечение определённого уровня образования. Постепенно государство отказывается от исполнения социальных функций и так далее. Государство уходит (прошу правильно понять эту метафору) с этих рынков. Но тогда на эти рынки кто-то приходит. Как пелось в старой песне: «Кто-то теряет, кто-то находит».
Конечно, любые негосударственные структуры, заходящие на подобные рынки в кавычках, – они малы по сравнению с государственными. И часто уход государства с этих «рынков» вообще невосполним. Или почти невосполним. Или, может быть, восполним с чудовищным усилием. Но иногда-то можно восполнить этот уход. И важно, чем его восполнить. А ну как на эту территорию, с которой государство уходит, придут совсем разрушительные субъекты, как международные, так и наши отечественные (совсем криминального характера). Они ведь тоже могут туда прийти.
На языке политической теории, разрабатывающейся очень многими (от Гегеля до Грамши), государство перестаёт быть интегральным, оно становится номинальным. Уход с этих территорий означает, что государство превращается в номинальное. Оно перестаёт быть интегральным. Оно не только теряет характер социального государства (между прочим, оговоренный нашими конституционными документами), но и теряет характер государства, которое интересуется чем-то и служит обществу. Оно становится «вещью в себе» по Канту, то есть государством «в себе и для себя». Но это адресует уже к превращённым формам деятельности.
Я не хочу здесь подробно это всё обсуждать. Главное, что территория оказывается освобождённой. Территория интегрального государства становится местом, где силы будут конкурировать. Даже если мы с вами самоустранимся – другие силы будут конкурировать.
Я сейчас внимательно наблюдаю за тем, как на это пространство заходят международные силы, и как именно они готовят здесь очередную твиттерную революцию. Это так видно, нескрываемо, что даже чуть-чуть смешно становится. А одновременно тревожно донельзя. Потому что никто этого не замечает, и никому до этого нет дела.
Победить могут, я повторяю, очень мощные, деструктивные силы, как международные, так и отечественные криминального розлива.
Значит, борьба за эту территорию (она же – гражданская альтернатива) – это не только гражданская деятельность, деятельность в пределах гражданского общества (а мы должны, безусловно, учиться этому, иначе мы всё проиграем). Но это ещё и позиционная война, если использовать термин Грамши, ибо это политическая борьба. Это территория, за которую надо политически бороться. Тут очень важно кто её и как заполнит.
Очень важно, чтобы эту борьбу выиграли разумные патриотические силы. Специфика текущего момента состоит в том, что без победы в позиционной войне никакая победа в маневренной войне (как у нас все любят, захлёбываясь, говорить: «Почта, телеграф, телефон») просто невозможна. Об этом, кстати, очень много писал Грамши, говоря, что у Ленина был уникальный момент, когда это было возможно. А в принципе-то в нормальной жизни это невозможно. Сейчас это наиболее невозможно, если так можно выразиться.
Значит, весь этот разговор о «почте, телеграфе, телефоне» – это во многом пустопорожняя болтовня, которая идёт уже 20 лет. Чем более активно её ведут, тем дальше все от тех целей, которые они сами заявляют, а также от каких-либо конструктивных целей вообще.
Причины того, что эта прискорбная болтовня доминирует, надо обсуждать отдельно, не здесь и не в этой части. Я пока что только сказал, что вся наша деятельность носит характер гражданской альтернативы. Все эти 12 направлений – это гражданская альтернатива, или «Грааль» сокращённо. Милости просим в этот «Грааль».
Итак, в первом из подразделов нужно хотя бы собирать материалы. Мы это предлагаем осуществить. Ведомства, которые должны этим заниматься, в существенной степени самоустраняются. И потому особенно важна независимая, разумная, тактичная и гражданская альтернатива – «Грааль». По первому, а также всем остальным направлениям.
Мы предлагаем создание соответствующей электронной библиотеки, базы данных, открытой для тех, кто хочет исследовать происходящее или хотя бы знакомиться с происходящим. Материалы надо ведь не только собирать, их надо упорядочивать – как по хронологическому, так и по другим принципам.
Итак, мы их собрали. И это первый подраздел в пределах раздела «Территориальная целостность».
Теперь второй подраздел. Их надо анализировать – в основном, те материалы, которые представляют для нас наибольший интерес. Вы готовы их анализировать? Мы готовы их анализировать сами. Но вы готовы к этому подключаться? Кто-то из вас хочет собирать, кто-то хочет анализировать.
Третий подраздел.Надо изучать факторы, обеспечивающие целостность России, и факторы, подрывающие её целостность. Число изучаемых факторов, безусловно, относится к количественно измеряемой степени регресса в сфере индустрии, сельского хозяйства, культуры, науки и образования, и так далее.
Настоятельно рекомендуем при этом в максимальной степени избегать риторического алармизма, не просто говорить: «Всё плохо, всё ужасно, всё кошмарно!», а подкреплять модели, конкретные модели – достоверными, конкретными данными. Желательно, количественными. Но, в любом случае, данными аналитическими.
Наступило время, когда любая поверхностная истерика уже бессмысленна. Если мы действительно хотим чему-то противодействовать, нам надо переходить на сухой и одновременно очень энергичный и доказательный аналитический язык. Иначе всё с истерик начнётся и ими же и кончится.
Итак, изучение факторов. Для этого мы уже зовём серьёзных исследователей, как студентов и аспирантов, так и профессоров, которые в состоянии изучать факторы, обеспечивающие целостность и подрывающие целостность. Мы называем эти факторы. Предлагаем подключиться к их обсуждению и изучению. И это третий подраздел.
Четвёртый подраздел.Изучение разных форм государственности, в разной степени отвечающих специфике нашей страны. Вот для меня, например, очень важно реабилитировать слово «империя». В какой-то момент ведь аж либералы пытались его реабилитировать, говоря о «либеральной империи».
Империя не в прошлом, а в будущем. Империя – это вполне допустимая форма государственного устройства. И как я, например, уверен, это форма, в наибольшей степени отвечающая специфике России, а также будущему. Концентрации геополитических капиталов, если можно так выразиться, в Европе, Азии, в Северной Америке – во всех регионах. Это всюду происходит.
Так что же такое империя? Как она устроена? Как устроено национальное государство? Какова судьба национального государства в XXIвеке? Так называемый «Кризис национального государства»... Это ведь серьёзные вопросы.
Давайте собирать по этому поводу статьи, книги, новые оригинальные исследования. Давайте это изучать, если мы хотим противостоять распаду, нарушению государственной целостности.
Пятый подраздел – смыслы и территория. Как макросоциальные идентичности связаны с территориальной целостностью. Ведь территория, особенно в России – это ещё и территория смыслов. Если мы теряем смыслы, можем ли мы сохранить территорию?
Мне памятно, как в Нагорном Карабахе один мой собеседник шутил: «У нас демократия, понимаешь… У нас можно пить до дна или до конца». Наливал мне вино, потом грустно на меня смотрел и говорил: «Народ, который начал изменять свою историю, обречён на то, чтобы начать делить территорию… Так до дна или до конца будем пить с тобой?» И было ясно, что он говорит по принципу «Да минует нас чаша сия». Очень умный был человек, очень грустно смотревший на происходившее.
Мы увидели, как с покаяния за сталинизм и за всё прочее начался распад СССР. Мы понимаем, что каждый раз, когда речь идёт о покаянии, речь фактически идёт о том, чтобы начать в очередной раз делить территорию. Что никого из продвинутых (говорю в кавычках и без кавычек) людей ничто по существу больше не интересует.
Так вот будем ли мы изучать соотношение смыслов и территорий, и логику всех этих покаяний? И теоретические работы, на основе которых это всё строится? В частности, у Бжезинского есть не очень открытые (но я думаю, что мы сумеем их достать) работы о том, как историческое время можно превратить в актуальное время. Это очень серьёзные разработки. Будем ли мы этим заниматься?
Шестой подраздел –сепаратизм как общемировая тенденция. Ну, у нас же Испания распадается понемножку. Каталония уже стала независимым государством фактически. Баскам вот не дают, а каталонцам дали... Очень много разговоров идёт о том, как будет разделена Англия… Какие тенденции возобладают во Франции… Есть карты, на которых указано, как через 20 лет возникнет ещё 150 новых государств. Есть вообще желание превратить каждую этническую территорию в отдельное племенное государство.
Вот этот сепаратизм как общемировую тенденцию – будем ли мы это обсуждать? Найдутся ли желающие? Хотят ли они только читать, знакомиться с этими материалами или они хотят вносить свою лепту? Хотят ли они, в конце концов, заниматься распространением этих материалов и увязывать процессы, происходящие у нас, с процессами, происходящими в мире? А главное – как эти процессы преодолевать, если мы действительно хотим сохранить территориальную целостность?
Седьмой подраздел– это опыт развала СССР в ходе так называемой перестройки. Я уже говорил о покаянии и о покаянии-2, которое сейчас начинается, или, я уже не знаю, покаянии-3, -4… Хрущёвское покаяние – оно не до конца было покаянием… За ним горбачёвское, ельцинское, теперь новое. Вот эти покаяния – это же только части перестроек. Перестройки и есть процессы, направленные на обрушение сознания, а значит, и территориальной целостности. Как эти процессы сейчас намереваются осуществлять?
Восьмой подраздел– это сепаратизм в псевдорусском духе, так называемый «уменьшительный» национализм. Я в предыдущих передачах говорил о том, что сейчас не надо бороться с национализмом. Национализм национализму рознь. Важно выделить «уменьшительный» национализм. Ксенофобия – это не синоним шовинизма, это прямая противоположность. Ибо шовинист хочет захватить как можно больше территорий и там всех топтать. Потом он понимает, что всех не растопчешь, и начинает строить разумные отношения. А у ксенофоба, в отличие от шовиниста, есть одно желание – чтобы все пошли вон. И развитие ксенофобческого синдрома в нашем обществе – это часть перестройки. Как когда-то Распутиным говорилось, что РСФСР будет выходить из состава СССР (а сейчас вот Личутин говорит, что все только этого и хотели), так сейчас создаётся уменьшительный национализм, который желает отделения Кавказа. А за Кавказом пойдут другие части территории, и потом всё кончится полной смертью русского народа. Но выдаётся это за национализм особого рода. Мы подчёркиваем – «уменьшительный».
Итак, сепаратизм в псевдорусском ключе или духе. Будем мы его обсуждать? Это восьмой подраздел.
Девятый подраздел– национал-сепаратизм. История, текущая ситуация… Обсуждению подлежат все национальные территориальные образования на территории РФ, а также конфликты внутри таких национально-территориальных образований, конфликты между национально-территориальными образованиями, поддержка подобных сепаратизмов со стороны разного рода международных субъектов. Вот Грузия осуществляет открытую поддержку сепаратизма северокавказских республик (для этого были созданы соответствующие передачи, сайты и прочее). Но ведь не она одна. И так далее. Это девятый подраздел только одного данного раздела.
Десятый подраздел– региональный сепаратизм. Понимаете, неважно ведь, какие убеждения у Олега Кашина, который пишет статью «Россия для русских», и что он на самом деле в неё встроил. Но он в ней это обсуждает. Вы должны иметь возможность прочесть эту статью, в которой он подробно обсуждает, что России уже нет. Лекция о том, что никакой России скоро больше не будет.
Может быть, если острота понимания того, что мы подходим к грани, за которой никакой России больше не будет, возникнет у всех от ознакомления как с материалами, которые нравятся, так и с материалами, которые не нравятся, как с материалами, идеологически ангажированными, так и нейтральными – может быть, тогда что-нибудь и начнётся?!
В пределах подраздела, о котором я говорю, происходят самые странные вещи, которые, как мы знаем, давно существуют.
Соединённые Штаты Сибири... Иркутский священник считает, что в России появилась новая национальность – сибиряк. Проводили перепись и зачем-то [в переписной лист] ввели много национальностей. И вот вам – вдруг появилась национальность «сибиряк»! А я уже говорил в предыдущих лекциях, что ещё на Съезде народных депутатов СССР слышал, как читают стихи: «Не упрекай сибиряка, что держит он в кармане нож, ведь он на русского похож, как барс похож на барсука»… То есть закладки-то шли уже тогда! Теперь эти закладки переходят в актуальную фазу.
Так будем мы обсуждать сибирский сепаратизм, дальневосточный, северный, южный… мало ли где ещё это зашевелилось… казацкий и так далее?
Рассматриваются любые виды регионального обособления, порождающего угрозу для целостности России. И особенно те виды обособления, в которых прямо рассматривается подрыв территориальной целостности.
Одиннадцатый подраздел.Дальше возникает такая тема – «угроза целостности русского этнического ядра». Если уже казаки нерусские, то кто такие русские? И какой подкоп идёт под русское – этническое, подчёркиваю – ядро. Пока молодые люди выпячивают это ядро и кричат разного рода лозунги, кто-то уже подкапывается под само это ядро. Давайте-ка посмотрим, кто именно и как.
И, наконец, двенадцатый подраздел – это другие вопросы, касающиеся территориальной целостности, предложенные к рассмотрению активистами.
Я снова подчёркиваю, у нас будет создан этот раздел на сайте. У этого раздела будет модератор – человек, который будет передавать мне все материалы, классифицировать их, помогать их упорядочивать. И мы ждём активистов, ждём тех, кто подключится к этому направлению.
Что же касается всех остальных [направлений], то подключайтесь уже сейчас к их разработке. Предлагайте свои классификаторы, свои подразделы, вводите их, начинайте их изучать. Будьте активными, в противном случае всё это начинание бессмысленно.
Теперь по видам деятельности.
Первый вид деятельности– просто сбор информации. Хотите просто собирать информацию – вы уже поможете. Передайте нам несколько важных статей из региональной прессы, которые мы не успеваем прочитать. Мы не знаем уже, что происходит в каком-нибудь малотиражном издании. Помогите. Покажите, если это интересно. Мы это услышим, мы будем вам благодарны.
Второе – систематизация. Ведь обрушится шквал информации. Её надо систематизировать – иначе какой смысл в том, что мы делаем. Ну, будет такая очередная свалка электронная. Значит, её надо систематизировать. Помогайте, это не сделает один человек. Это не сделают двое, это не сделают четверо. Все же говорят о том, что нужна деятельность. Вот она – деятельность.
«Мы чувствуем, что всё, конец («трындец» говорят) приближается, мы это чувствуем и нервничаем. У нас машина вот есть, используйте нас, у нас руки есть, ксероксы…»
Мозги нам нужны ваши, мозги! Мозги, которые должна охватывать не просто эта энергия неупорядоченного беспокойства. Нужно канализировать это справедливое беспокойство в деятельность. Да, наступает, как вы говорите, «трындец». Или край (мне более близко это выражение). Да, за ним – бездна. И что? Вы, наконец, проснулись, и зашевелилась какая-то энергия? Если эта энергия не будет направлена в определённое русло, то она только сама же разрушит быстрее и вас, и страну.
Встают люди у меня на клубе с места и говорят: «Когда я слышу, как бабушка умерла из-за двух сырков, я начинаю бегать по комнате, мне хочется что-нибудь разбить». Я говорю: «Ну, хорошо, что Вы не безразличны. Часть людей уже стала безразличными. Но если Вы будете только бегать по комнате, ведь ничего не изменится, Вы только свою психику надломите и быстрее упокоитесь вместе со всеми, кто уже сломался за счёт того, что не мог выносить негативную информацию».
Значит, если вы это не канализируете в деятельность, то вы будете работать на саморазрушение, а в каком-то смысле на разрушение всего. Вопрос сейчас в деятельности. Готовы систематизировать информацию, умеете, хотите учиться?
Третье– это анализ информации. Есть студенты, которые хотели бы учиться этому и размышлять по этому поводу. Есть блестящие интеллектуалы, которые могли бы к этому подключиться. Дверь открыта, пожалуйста.
Четвертое– распространение информации об угрозах. Идеология – это всегда формирование идей и их распространение. И распространение – это чертовски интересная деятельность. Если вы хотите поставить знак тождества между обеспокоенным политическим активом и обществом, то вы сошли с ума. Общество разорвано на социальные среды. Есть среды, которые вообще не смотрят никаких политических передач. Это наши соотечественники, которые не понимают и не улавливают связи, например, между покаянием, десталинизацией и распадом страны. Для них эта связь – это тайна за семью печатями. Это для нас она понятна. Вы можете сделать так, чтобы она стала понятна другим? Вы готовы в разных формах распространять информацию? Это огромная деятельность.
Пятое– организация коммуникаций в рамках полученного контента, то есть собранной, систематизированной, проанализированной информации. Ведь есть другие организации, мы не одни. Есть люди, которые вполне обеспокоены этим и тоже готовы этим заниматься. Предоставление им контента, обсуждение контента вместе с ними, создание единых системных коммуникаций в рамках контента – это деятельность. Это оргдеятельность. Если вы больше расположены к ней, милости просим.
Шестое– всемерная поддержка сил, отстаивающих целостность страны. Мы можем оказывать очень разную поддержку. Для каких-то сил даже просто публикация – это поддержка. Для каких-то сил – очень большая помощь, если группа с камерой выедет на места и там снимет интервью с этими людьми, и мы поместим его у себя.
Говорил и повторяю: Москва постепенно становится местом, которое ненавидит вся страна. И, между прочим, антимосковские настроения – это отдельный подраздел в пределах этого раздела. Я совсем не хочу ограничиваться теми, которые я назвал. Давайте вводить другие. Я сам по ходу дела вот ввожу его. Но ведь должна быть другая Москва, которая в этом заинтересована, которая этого хочет, которая готова откликнуться. Мало ли средств поддержки! Их совсем не так мало.
И, наконец, седьмое направление – разумное конституционное противодействие силам, посягающим на территориальную целостность. Что, таких методов и мер не может быть? Почему? Мы не граждане? Активность парализована?
Всё может быть. Существуют очень разные способы противодействия. Отнюдь не организация лобовых физических конфликтов, упаси бог. Есть совершенно другие методы. И ими надо владеть, потому что противник-то старается овладевать очень многими методами. Я повторяю: сетевая революция явным образом готовится. Я не знаю, будет ли Россия следующей за Египтом, или следующими будут другие страны, а Россию приберегут на закуску. Но и этого недолго осталось ждать. Это всё будет.
Поэтому противодействие людям и силам, которые хотят нарушения территориальной целостности – это наш гражданский долг. И, между прочим, информационное противодействие – это тоже противодействие, потому что очень часто эти люди так «спаривают» явления, что те, кому адресована их информация, просто не замечают, о чём они говорят (или не хотят замечать). В нашем обществе, за счёт специфических свойств общественного сознания, взгляд стал очень нецепким. Люди не вчитываются. Помогайте им вчитываться – это уже противодействие.
Не будем забегать вперёд в том, какие способы противодействия на каком этапе понадобятся. Скажем только, что:
- сбор информации,
- систематизация информации,
- анализ информации,
- распространение информации об угрозах,
- организация коммуникаций в рамках полученного контента (то есть собранной, систематизированной, проанализированной информации),
- всемерная поддержка сил, отстаивающих целостность страны,
- разумное конституционное противодействие силам, посягающим на территориальную целостность,
– это виды деятельности.
Эти виды деятельности могут быть осуществлены по отношению к каждому из блоков. Что превращает нашу деятельность в матричную. Вот это – одна из квартир в доме. Или один из домов в районе. Заходите в него, организуйте квартиры. Кто-то говорил, что наши собрания напоминают собрания достройщиков квартир. Вот всё очень правильно. Мы сейчас только начинаем достраивать квартиры.
Вот это квартира # 1. А в следующей передаче я опишу квартиру # 2, 3, 4 и так далее. Тем более что в квартире #2 по одному из подразделов уже проводят социологический опрос. И далеко не самым худшим способом. Гораздо лучше, чем можно было ожидать в начале деятельности. Поэтому мы будем двигаться вот так подряд в первом разделе нашей передачи. В каждой передаче второго цикла будет вот этот первый раздел «Деятельность». Сейчас я могу считать, что с этим разделом завершил. Могу, соответственно, переходить к следующему.
Часть вторая – актуальная политика
Следующий раздел – это актуальная политика. Мы взяли в виде одного из направлений актуальной политики десталинизацию. Сейчас мы можем перейти к гораздо более серьёзным направлениям, потому что они есть, и они начинают оживать вслед за десталинизацией. Сейчас я зачту один материал – письмо Денисюка И.Ю.
«Полностью поддерживаю данную инициативу!!! (Имеется в виду инициатива по десталинизации – С.К.) Несомненно, преступления Сталина, погубившего в лагерях десятки миллионов, стоят в одном ряду с преступлениями фашистов. И в то же время наметившаяся реабилитация сталинизма в молодёжной среде порождает создание ультраправых группировок. (Каких ультраправых группировок? – С. К.). Результат мы уже видели в прошлом году на Манежной площади. (Причём тут Манежная площадь? Вы им скажите, что они там Сталина поддерживали… Они кавказцев там хотели, так сказать, «логарифмировать», а вовсе не Сталина поддерживать – С.К.) Вероятно, для ограничения хождения сталинских идей в молодёжной среде необходимо ввести цензуру на книги, включая псевдоисторические фэнтези, от которых молодые люди и получают превратное представление о временах коммунизма (замечал в студенческой среде). Несомненно, впереди большой путь по искоренению сталинизма, но нужно с чего-то начинать! То, что сделано – шаг в верном направлении! С уважением, Денисюк Игорь Юрьевич, доктор физико-математических наук, профессор, Университет ИТМО, Санкт-Перербург».
Президентский Совет по правам человека на своём официальном сайте публикует это письмо (http://www.president-sovet.ru/treatment/) и отвечает:
«Уважаемый Игорь Юрьевич! спасибо за слова поддержки проекта «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». Надеемся на Ваше активное участие в его реализации».
Значит, речь идёт о том, что президентский Совет по правам человека организует «охоту на ведьм», требует введения цензуры вслед за Денисюком, поддерживает Денисюка. А таких Денисюков будет очень много.
Мне надо объяснять Валерию Абрамкину (который за это проголосовал, которого я помню по клубу студенческой песни, честнейшему человеку), какую он волну гонит? Он не понимает, что он делает? Или понимает?
Я знаю, что несколько человек поняли.
Абрамкин не понял, он гонит эту волну. Айвазова, Алексеева, Амбиндер, Аузан, Воробьёв, Ганнушкина, Гефтер, Головань, Джибладзе, Дондурей, Засурский, Орешкин, Кабанов, Караганов, Кравченко, Кривенко, Кузьминов, Куклина – это члены Совета по правам человека и гражданскому обществу, которые проголосовали «за» «денисюкацию» процесса. За Оруэлла, за «пятиминутки ненависти» под видом антисталинизма. Они проголосовали «за».
Не голосовали: Легойда, Литовченко.
Лукьянов проголосовал «за», Малева, Морщакова.
Николаева проголосовала «против», Паин проголосовал «против». Это люди с совершенно другими убеждениями, чем у меня. Но это люди, у которых хватило ума понять, что за этой поднятой рукой пойдёт «денисюкация» процесса по всем направлениям.
Знаете, кто готов заниматься десталинизацией? Общество басмачей заявило, что оно готово. Общества входивших в «Ваффен СС» заявили, что они готовы. Процесс пошёл, господа голосующие!
Итак, Николаева «против», Паин «против». Панфилова «за», Поляков «за», Полякова «за», Пустынцев «за» (я читаю список членов Совета, вы можете ознакомиться на сайте http://www.president-sovet.ru/structure/group_5/materials/vote_on_a_nationwide_program.php?sphrase_id=282 ).
Пушков «против», Радзиховский «за», Симонов «за». Сорокина «воздержалась» и опубликовала по этому поводу свое особое мнение. Федотов «за», Цыпленков «за», Чмыхов «за», Чугуева «за», Юргенс «за» и Ясина «за».
Это опубликовано. «Денисюкация» началась, господа либералы!
Паин опубликовал очень интересный текст по поводу того, почему он против. Сорокина опубликовала свой текст. Тексты абсолютно либеральные. Модест Колеров опубликовал большой текст по поводу того, почему он против.
Нарастает протест. В Татарстане представители молодежных движений протестуют. Собираются тысячи подписей. Но главное – что с народом? С народом что? Примут ли широкие массы общества это еще раз или не примут? На этот вопрос честно должно ответить АКСИО. Мы должны «понять свое общество». Не кормить всех мифами о том, каково оно, а понять его.