«Суть времени – 39»
Давайте хотя бы признаем его наличие! И начнем искать средства борьбы с подобным опаснейшим системным заболеванием! Давайте перестанем утешать себя тем, что вот-вот все наладится. Давайте перестанем запрещать самим себе апелляцию к своему историческому опыту по той лишь причине, что этот опыт скомпрометирован ужасами сталинизма. Давайте перестанем слепо копировать другие страны и культуры. Давайте снова поверим в то, что наша страна способна двигаться вперед лишь под водительством великих смыслов. Что лишь тогда сотворяется в стране то, что когда-то весь мир оправданно называл «русским чудом».
Давайте признаем также, что из всех возможных путей нами 20 лет назад был выбран самый худший – путь построения криминального капитализма.
Давайте признаем, что 20 лет назад произошло не освобождение России от «чудовищных оков советизма» и возвращение в «лоно мировой цивилизации», то есть, в капитализм, а катастрофа. Именно катастрофа, потому что это не было простым изменением политического строя и экономической модели, это было не имеющим аналогов в истории человечества добровольное отречение от созданного гигантскими усилиями и гигантскими жертвами великого государства. Отречением от своего исторического пути.
Давайте признаем – сейчас Москва во многом живет за счет остальных регионов России, процветание США и Западной Европы напрямую связано с нищетой всего остального мира.
Давайте, трезво посмотрев в глаза реальности, признаем хотя бы теперь, что нас, отказавшихся от своего исторического пути, не примут в команду избранных. СССР был альтернативой превращению России в страну периферийного капитализма. И поэтому, отказавшись от советского проекта, мы постепенно становимся (страной такого периферийного капитализма – С. К.) страной третьего мира (а то и чего-то похуже).
Признаем, что теперь мы живем в стране, где всё перевернуто с ног на голову – самые отрицательные человеческие качества возводятся в ранг добродетели, а честность, верность и преданность высмеиваются; казнокрады и нечистые на руку дельцы катаются словно сыр в масле, а учителя, врачи, ученые, военные и многие другие честные люди, трудящиеся на благо Родины, балансируют на грани выживания. В то же время мы видим, как те, кто стоит у кормила страны, два десятка лет совершают бессмысленные, чуждые нам политические ритуалы, но не понимают, или просто не хотят понять, куда править, забывая простую истину: «Горе тому кораблю, который не знает, куда он плывет, ибо нет ему попутного ветра». Очередная, грядущая предвыборная кампания может превратиться в тризну по стране, если после неё, как это всегда происходило раньше, ничего не изменится.
Дело усугубляется еще и тем, что и сама современная система мироустройства становится крайне неустойчивой: мировая экономика, подсаженная на иглу безудержной эмиссии американских долларов, идет в тупик; США теряют одну позицию за другой, уступая их странам Юго-Восточной Азии и Китаю. Возникло противоречие между ослабляемой экономической мощью США и их военным превосходством. Все чаще они решают свои проблемы силовыми методами. Сначала была Югославия, затем Ирак, теперь Ливия. Следующими могут быть Иран, Белоруссия, а затем и Россия.
Тонкая нить удерживает нас на краю разверзшейся перед нами бездны регресса. Нить эта – советское наследие. Это наука и техника, образование и просвещение, армия и флот, заводы и предприятия Великой страны. И эта нить, удерживающая нас от последнего гибельного шага, становится всё тоньше и тоньше. Но пока она не оборвалась, пока тонкая грань между жизнью и смертью ещё не пересечена, у нас есть надежда и возможность всё исправить.
Мы не хотим быть “иванами, не помнящими родства”, без прошлого и будущего. Мы хотим быть людьми, достойными своих великих предков. Предков, которые построили Великую Империю, победили величайшее зло в истории человечества – фашизм и водрузили красное Знамя Победы над рейхстагом, первыми покорили космос. Предков, которые стремились в будущее с чистыми помыслами. Как и они, мы сами хотим творить своё будущее!
И потому мы убеждены, что для того, чтобы разверзшаяся перед нами бездна регресса не поглотила нас и нашу страну уже завтра, чтобы обратить этот гибельный процесс вспять, необходимо срочно предпринять решительные действия. Сделать это надо независимо от того, какие мировоззренческие взгляды и политические идеалы будут у тех, кто окажется у власти в нашей стране.
По нашему мнению, для предотвращения краха страны необходимо в кратчайшие сроки предпринять следующее:
1. Ввести жесткие наказания за вывоз капитала из страны.
2. Ввести меры поощрения тем, кто ввозит капитал в страну и использует его созидательно на нашей территории.
3. Восстановить справедливость, превратив то, что было создано трудом наших отцов и дедов, – в ядро государственной экономики, позволяющее сформировать необходимые средства для обеспечения безопасности и обороны, развития науки, техники, культуры, для социальной защиты граждан.
(Итак, всё то, что даёт экспортный доход, что было создано трудами наших отцов и дедов, что представляет собой советское наследство и эксплуатируется сейчас в частных интересах, должно быть национализировано. И мы должны найти такую бюрократию для управления этим национализированным ядром, которая не будет воровать. И предпринять такие меры по отношению к этой бюрократии, которые не позволят ей воровать. Мы должны найти способы директивного, планового этим ядром, которое и должно собрать львиную часть бюджета, позволяющего развернуть новые программы в науке, технике, образовании, здравоохранении, культуре и так далее.
И это первая часть задачи. Далее...)
4. Предоставить тем, кто стремится осуществлять созидательную предпринимательскую деятельность, все возможности за пределами ядра национальной экономики. Для этого освободить от части налогового бремени созидательную часть рыночно-предпринимательского сектора. Жесточайше пресекая при этом все поползновения этого сектора на разрушительный криминальный способ обогащения.
5. Дать возможность крупному капиталу действовать на паях с государством, развивая труднодоступные регионы, решая крупнейшие государственные задачи.
(Пожалуйста, 50 на 50. Вы хотите развивать Восточную Сибирь, Камчатку, Чукотку, Сахалин, другие труднодоступные районы, строить дороги, начинать вкладывать деньги в труднодоступные месторождения? Пожалуйста. Вы получите с этого большую прибыль, гораздо большую, чем в других частях мира, и государство вас поддержит. Но это производится по принципу 50 на 50. Государство контролирует 50% результата и поддерживает вас в этом начинании. – С. К.)
6. Восстановить высокий приоритет культуры, свойственный России на протяжении столетий, остановить вал антикультурной псевдорыночной продукции.
7. Предоставить средствам массовой информации все возможности для организации полноценной, свободной национальной дискуссии по ключевым проблемам жизни страны. Вырвать СМИ из лап олигархии (в которых она находилась или находились, а отчасти и находятся – С. К.) и (и из лап – С. К.) бюрократии. (Надо – С. К.) Наполнить благородные слова «информационная свобода» народным, то есть подлинно демократическим содержанием.
8. Не отрицая рыночные принципы во всем, что касается среды, в которой они должны быть сохранены и даже усилены, (надо – С. К.) восстановить директивное плановое развитие в сфере ключевых национализированных секторов экономики. Применять при этом новейшие достижения современной теории планового хозяйства (экономической кибернетики) (и других дисциплин. Не надо ныть по поводу того, что когда-то это было недостаточно эффективно – «теперича не то, что давеча». Всё это вполне можно сделать – С. К.). Обеспечить сопряжение директивно-плановой и рыночной сферы, ставя во главу угла высшие приоритеты развития страны.
9. Восстановить общемировые справедливые нормы повышенной оплаты труда квалифицированных специалистов. Восстановить высокий социальный и экономический статус ученых, инженеров, высококвалифицированных рабочих. (Нужно вернуться к этому меритократическому принципу, а не созерцать под призывы о том, что у нас будет экономика пяти «и»: интеллекта и так далее, экономика знаний и всё прочее… Как профессора получают буквально нищенские зарплаты, оказываясь на гораздо более низкой ступени оплаты труда, чем люди очень примитивных профессий.
10. Ликвидировать постыдную беспризорность. (И учиться надо на советском опыте – С. К.)
11. Предпринять чрезвычайные меры во всем, что касается массовых заболеваний, наркомании и прочих порождений «невидимой руки рынка», обрушившихся на нас в последнее двадцатилетие.
12. Резко (качественно – С. К.) повысить минимальный уровень оплаты труда.
13. Наполнить реальным содержанием принцип социального государства, вернув людям бесплатное образование и здравоохранение.
14. Признать, что доходы подавляющего большинства российского населения и значительной части российского хозяйственного потенциала исключают потребление продукции и услуг естественных монополий по так называемым мировым или "равнодоходным" ценам. В связи с этим пересмотреть государственную политику тарифо- и ценообразования естественных монополий. (Не только энергетических, транспортной тоже – С. К.)
15. Признать, что вопиющая бедность большинства российского населения несовместима с жизнью России в XXI столетии. Приоритетно разработать и реализовать государственные программы борьбы с бедностью.
16.(Всё это пустые пожелания, если не – С. К.)Уйти от плоской шкалы налогообложения, заставив богатых социально отвечать перед ущемленными слоями населения.
17. Предпринять тактичные, но гораздо более настойчивые действия, позволяющие форсировать постсоветскую интеграцию.
18. Внести в уголовный кодекс изменения, предполагающие введение пожизненного заключения за хищения в особо крупных размерах и вымогательство, а также распространить процедуры конфискации имущества на лиц, осужденных за хищения.
19. Вернуть массовую практику строительства муниципального жилья для малоимущих граждан, введя, с целью предотвращения злоупотреблений при его распределении, запрет на приватизацию такого жилья, получаемого бесплатно.
20. Поставить во главу угла государственной социальной политики всемерную поддержку материнства и детства. Преодолеть на этой основе демографическую депрессию.
21. Осуществить развитие пустеющих регионов Дальнего Востока и Сибири. Качественно изменить структуру производительных сил страны».
Вот под этим должно стоять 100 000 подписей, если после дискуссии, которая развернётся с завтрашнего дня, мы признаем, что это является приоритетным направлением нашей деятельности на ближайшие месяцы.
Я лично убеждён, что подобные заявления необходимы, но у меня есть сомнения в том, что нас поддержат в достаточном объёме в стране, чтобы мы могли сформировать то, что хотим – Народный Конгресс или Общественную палату подлинного образца.
Без поддержки других – это «глас вопиющего в пустыне». Но даже этот «глас» необходим. Потому что это и наше представление о том, с чем надо идти на выборы. Мало сказать:
- Знаете, голосуйте, как хотите».
Надо выдвинуть своё представление о должном. Кроме того, мы призвали во всеуслышание других. И мы ждём ответа. Мы хотим понять, кто откликнется. Сколько ещё вокруг субъектов. И пусть завтра эти субъекты не говорят, что им не было сделано предложение. И пусть они не говорят о том, что не было никаких конструктивных крупных идей. Это крупнейшая идея, отвечающая на массу вопросов, включая те, которые сейчас подняты акциями «Захватим Уолл-стрит». Потому что в этих акциях тоже речь идёт о чём? – О прямой демократии. О гораздо более эффективной демократии в сочетании с анализом посткапиталистических перспектив.
Вот мы говорим о том же самом. И говорим об этом на языке действия. Инициатива есть. И это очень важно, как в случае, если она будет поддержана (чего, конечно, бы хотелось), так, в меньшей степени, но тоже важно в случае, если это будет не поддержано. Потому что жизнь не кончается ни декабрьскими, ни мартовскими выборами. В любом случае, давайте это обсуждать. Много говорится о том, что мы ничего не обсуждаем или занимаемся какими-то не теми вопросами. Вот это политическая злоба дня.
Теперь я могу перейти к чему-то другому. Последняя передача «Исторический процесс», на которой выступал Анатолий Чубайс, привлекла особое внимание. Много задаётся вопросов по поводу того, что произошло с голосованием. Я не любитель болтать по этим вопросам. И если возникнет острая необходимость, я дам твёрдый и конкретный ответ – какие фальсификации и как осуществлялись в ходе этого голосования. В каком объёме, какими методами, с каких терминалов.
20 лет руководимая мною организация занимается разного рода аналитикой. Если бы мы не научились твёрдо опознавать, что именно происходит в подобных случаях, мы бы давно уже ушли с политического рынка и из политической жизни страны. Я про то, что случилось тогда, в тот день, знаю всё. И мы понимали, что эти попытки, не просто дискредитирующие наших противников, которые их предприняли, а как-то очень девальвирующие их, выявляющие в них, мягко говоря, такое инфантильное начало, будут предприняты.
Сами мы никогда и ни при каких обстоятельствах ни до чего подобного опускаться не будем. Это не просто наше категорическое решение. Это краеугольный камень во всём, что касается нашего отношения к информационной войне.
Есть разрешённые правила.
Но за пределами существующих правил действовать нельзя.
В тот прискорбный день – в прошлую среду – наш противник решился на этот способ действий и потерпел фиаско.
Поэтому он опозорился трижды. Потому что он решился на эти действия. Потому что он осуществлял их, как дитё малое, неразумное под гогот всей страны. И потому что он-то считал, что он хотя бы добьётся – стратегической самодискредитации – но тактического выигрыша. А он ничего не добился. Ничего. Он получил такой же разгром, несмотря на всё, что он вытворял.
Почему произошёл этот исторически для нас важный разгром? Потому что к моменту, когда он был осуществлён, мы уже существовали. Мы были! Мы были субъектом, способным действовать. То, что противник будет действовать так, нам было понятно. И мы послали месседж всем нашим сторонникам: «Действуйте только законным и достойным образом. Сражайтесь в белых перчатках. Но вы можете, сражаясь в них, по законам этой телевизионной игры, а не за рамками этого закона, как наш противник, побеждать, потому что вы – народ. Вы большинство. Так же, как сейчас во всём мире идут шествия под лозунгом: «Нас 99%!», мы можем сказать: «Нас 89,7%». Мы убедились в этом. Вы большинство. Вы – народ, стоящий на своей родной земле твёрдо, двумя ногами. А жалкие противники, которые пытаются чего-то там добиться, выходя за рамки правил, они чужие. У них земля горит под ногами. Поэтому вам не надо им уподобляться и не надо рыдать по поводу того, что вы не обладаете их жалкими и смрадными возможностями. Вы свои возможности осуществляйте. Свои».
Один мой знакомый (у нас всё всегда находится на грани паники) начинает звонить:
- Вот. Мировой заговор… (То, сё…)
Я говорю:
- Ты звонишь по телефону или не звонишь? Что ты мне так орёшь в трубку про мировой заговор?
Ты мужик или баба?
- Через 20 минут мне он уже звонит снова, опять:
- Ну, вот ты видишь… Всё, вот мы побеждаем.
Я говорю:
- Побеждаем – не побеждаем… Твои все, все твои голосуют или не все? Давай, чтобы все голосовали. Честно, но, чтобы все.
Он мне орёт уже в трубку вполне мужским голосом, а не голосом истерика:
- Что значит все – не все? У меня все: и тётка, и братья, и (кто-то ещё…). Только собака не голосует, потому что не может.
Я говорю:
- И собаку научи!
Что с моей стороны было неправильно. Но я шучу. Я ему этого не сказал.
Итак, наша задача на сегодня и в будущих боях очень простая: им хочется песен – они их получат.
Мы хотим привлекать других людей к своей борьбе? – Вот мы их и должны привлекать – бескорыстно, благородно – так, как мы умеем. Так, как это делается, когда правда у тебя за спиной. Правда. Вот, надо поверить в свою правду до конца.
И когда были применены все жалкие, шулерские методы: все эти бени, фени, мени; все эти детские кувыркания – когда всё это было применено, а в итоге они открыли рот, увидев как народ реагирует на их фокусы. Они получили всё: и активизацию наших сторонников, и активизацию сторонников Жириновского, и активизацию людей просто возмущённых их низостью, потому что вся страна всё поняла. И не могла не понять.
Но никогда мы не могли бы организовать даже такое сражение, если бы не было (и здесь я перехожу к главному) уже создано ядра нашей организации. Ядро создано. Создано школой, создано постоянным диалогом нашего Политического центра и регионов, создано поездками по стране, конференциями и всем прочим. Ядро создано. И оно уже может стать штабом информационной войны.
Когда мне всё время говорят:
- Где демократия, сетевые структуры, гибкость и так далее?
Поверьте, я очень люблю демократию, очень не люблю деспотию, как любой нормальный человек. И прекрасно понимаю, что современные структуры должны быть гибкими. Я теорию разного рода сетевых структур знаю не хуже тех, кто их восхваляет.
Сетевая структура – это «Оккупируем Уолл-стрит». Вот это сейчас сетевая структура. Знакомые мне люди из Канады – неплохая фирма, занимавшаяся антирекламой и прочим – запустила импульс. Он получил фантастический отклик по миру. Но сделать-то этот мир ничего не может.
Люди выходят, кричат, что их 99%. Они ошарашили весь мир. Они заставили поддержать их и Обаму, и Сороса, и Гора, и Бог знает кого. Мир трясёт. Но у людей нет единого языка. Нет ядра. Нет мировоззрения. Мир подходит к 2017 году, который очень будет напоминать 1917-й. Но если тогда это ядро было – марксистское, коммунистическое, социалистическое – оно было, и так получилось, что оно оказалось успешным на территории России и вспыхнул это красный огонь, и мир действительно стал другим, - то 2017-м году может оказаться, что есть только эта диффузия. А диффузная система беспомощна.
Вопрос не в том, что хочется командовать. А вопрос заключается в том, что диффузные системы беспомощны. Они могут что-нибудь раскачивать, но они не могут ничего делать. Сетевые структуры, действовавшие на площади Тахрир и так далее, обернулись «Братьями-мусульманами». Они и действовать могли, потому что были «Братья-мусульмане», а к ним было подключено очень многое.
Поэтому – нет систем без ядра. Нет эффективных систем борьбы без ядра. Ядро должно быть. А вот если будет только ядро, – это будет жёстко-директивная система – то это будет секта, Орден, всё, что угодно. И ничего больше.
Поэтому вокруг ядра должны существовать на разных орбитах разной степени отдалённости другие структуры, связанные с этим ядром разной степенью связей. А также друг с другом. Вот тогда система вот здесь везде [на периферии] будет обладать необходимой гибкостью. А вот здесь [в ядре] будет обладать необходимой жёсткостью. Здесь будет очень большая жёсткость, а здесь будет гибкость. А если вы будете в среднем искать какую надо по системе получить гибкость или жёсткость, то никогда не найдёте правильный параметр, потому что его просто нет. Более того, жёсткость, плотность, консолидированность в ядре только и позволяет удерживать всю периферию в гравитационном поле или магнитном (это уж как вы хотите) поле этого ядра.
Если ядро не оказывается жёстким? – Всё. Нельзя удержать всё это в его поле.
Вот что мы пытаемся строить. Поэтому в ядре будет глубокая мировоззренческая общность и железная дисциплина.
И каждый, кто питает иллюзии на то, что он тут кого-нибудь с кем-нибудь разведёт и погреет тут руки у идеологического огня, перехватывая какие-то политические инициативы и всё прочее, - пусть оставит эти свои иллюзии в известном отхожем месте. Этого не будет. Здесь [в ядре] всё будет происходить, как в железной когорте единомышленников. А вот в этих местах [на периферии] всё будет происходить как угодно. На любой степени отдалённости, с любыми степенями несогласия. Кроме того, даже в этом железном ядре единомышленников всегда, пока я жив, будет абсолютно свободная идеологическая дискуссия. Абсолютно свободная.
У православных есть какие-то вопросы к тому, что мы делаем? - Ради бога! Мы готовы к широчайшей идеологической дискуссии – к теологической, мировоззренческой. Мы позовём лучших авторитетов церкви. Мы докажем свою правоту. Мы докажем, что в мире действительно существует то, что мы говорим, – что в нём есть левая хилиастическая церковь, и есть правая, чёрная, гностическая. Что они есть, что они противостоят друг другу, что они противостояли друг другу в истории всегда. Что есть теология освобождения в Латинской Америке, а есть тексос. Есть интегристы, а есть социалистические христиане. Что это всегда было и будет. И что за этим стоят метафизические модификации, причём, важнейшие.
И что единственный язык 21-го века, который только может что-то создать и предотвратить мировой крах, это язык, в котором красная религиозность, не противоречащая духу религии, причём, разной религии: ислама, буддизма, православия, католицизма, - вот эта красная религиозность окажется в метафизическом синтезе с людьми, для которых красная метафизика является светской, - эти люди найдут глубокий общий язык. Сформируют этот новый общий язык. Родится этот сплав, о котором мечтали величайшие люди мира. И если этот сплав действительно родится в нашей лаборатории, если мы не оттолкнём людей, а убедим их в своей правоте…
И для этого нужна будет длинная национальная дискуссия по этим вопросам, когда каждый убедится в том, что мы правы. И неврастеники, которые шарахаются при первом слове, пугаясь собственной тени, считая, что они пугаются чьей-то чужой. И действительно люди, которые до конца чего-то не поняли. А, может, и мы в чём-то уточним свои позиции в ходе подобной дискуссии. Мы не пытаемся быть оракулами. У нас есть практическая цель.
Мы должны сформировать новый язык. Должны, потому что иначе ливийский сценарий станет общемировым. И на основе этого мы будем формировать ядро. Не на основе того, что будут сидеть болванчики и кивать: «Да-да, вы говорите правильно!» А на основе яростной дискуссии. При сознании общей правоты и желания обеспечить глубочайший синтез здесь, в ядре. А на периферии будет находиться очень разное. По ситуации, а также, в принципе, по мере симпатии.
Вам это претит? И вы вместо этого хотите сформировать марксистский язык? Его уже столетие формируют. Я с глубочайшим уважением отношусь к Марксу. Что вы там хотите сформировать?
Если бы марксистский язык мог сковать ядро глобального противодействия империализму, мы бы жили сейчас при коммунизме. Но этого не произошло. В силу объективных причин. Потому что что-то было сказано и блестяще, а что-то нет. Если мы хотим реванша, то есть победы, а не невротического самоудовлетворения (сознательно не произношу более жёстких слов), то мы должны найти ошибки в своём проекте.
Вы не понимаете, что если мы не нашли ошибки в своём, любимом проекте, а этот проект рухнул, то мы дедушки и бабушки, обуреваемые ностальгией.
- Back to USSR. Бек ту еэсэса. Бе-е-е-к, бе-е-е-к, бе-е-е-к.
Так хотите? Так кто-то хочет, чтобы это всё происходило? Пусть так происходит на периферии, на самой далёкой, но не в центре.
Боксёр, потерпевший поражение, легкоатлет, проигравший Олимпийские игры, гимнастка, упавшая со снаряда, - все они анализируют ошибки. Свои – а не чужие. Почему? Потому что они хотят победить. И потому, что их тренеры днём и ночью сходят с ума для того, чтобы выявить эти ошибки и исправить. Выявить и исправить. Выявить и исправить.
Так ведут себя мужчины, которые хотят победить.
Всё остальное – это ностальгия. Это реставрационное «му-му». Оно 20 лет длится и ни к чему не идёт. Значит, была ошибка.
Была ошибка. И в марксизме она была. И в том проекте, который был сооружён, она была. И её надо выявить.
Так вот, к концу этого, последнего цикла передач я хотя бы пунктирно обрисую и эти ошибки, и методы их исправления с тем, чтобы в следующих циклах передач уже заняться подробным разбором всего этого. Но и это ещё не самое главное.
С каким врагом мы собираемся воевать? С каким врагом? С либералами? – Их нет уже. С неолибералами, с либероидами? Кто они? Самый точный термин по отношению к тому, что представляет собой то, с чем я воюю в «Суде времени» и в «Историческом процессе» - это постмодернистский враг.
Ну, и что? Кто-то собирается с постмодернизмом воевать с помощью чего? Ну, скажите честно… С помощью модерна, да? Рационального модернистского дискурса…
Но проиграл этот дискурс! Постмодернизм специально создан для того, чтобы его разгромить. С помощью чего? Того, что Дугин называет Традиционализмом (с большой буквы)? С помощью контрмодерна? С помощью возвращения в какую-то такую средневековую упёртость?
Но, во-первых, эта средневековая упёртость прекрасно находит общий язык с постмодерном. И в Ливии она его нашла. Западная сволочь и «Аль-Каида» нашли общий язык. И найдут его по всему миру. И всюду они его находят, потому что их интересует определённое мироустройство.
А во-вторых, это не наш язык. Это язык гетто. Никто же не хочет назад, в гетто. Так где же язык?
Если модерн разгромлен постмодерном, если контрмодерн – это гетто, и он связан с постмодерном, - то где же язык? Либо есть сверхмодерн, либо языка нет. И войны быть не может.
Кроме того, ведь не постмодерн же является окончательным врагом. Постмодерн – это только способ предуготовить зло, расчистить ему дорогу. Зло придёт после того, как постмодерн сломит волю к борьбе, уничтожит различения.
Религиозным людям очень близок язык пришествия Антихриста. Но вы же прекрасно понимаете, что, с точки зрения этого языка, вначале надо уничтожить различение. Вот когда грань между добром и злом, между скверной и благодатью будет стёрта, тогда «Добро пожаловать»,- скажут адепты зла.
Так вот, те, кто стирают грани – это одна группа. Это слуги зла. А дальше-то придёт само зло. Так что же это за зло?
Если мы находимся не на религиозной территории, то с каким злом мы хотим воевать? С империализмом? Транснациональным империалистическим государством? С кем? Но этого же недостаточно… Грядёт нечто намного более страшное, сосредоточенное, мощное. У него другие цели. Если служанки этого зла хотят обогатиться, сконцентрировать капитал или сделать что-то ещё, то само зло хочет утвердить в мире нечто ужасающее. И оно на наших глазах уже начинает это делать. Значит, нужна мобилизация против этого зла. Мобилизация на всех уровнях, включая метафизику. Так в чём же метафизика зла? И что мы ей хотим противопоставить? Вот самый фундаментальный вопрос практической теории.
Я создаю эту идеологическую модель так, как создают любые модели - с паяльником, - а не грежу о каких-то там заоблачных далях. Не создадим эту многоуровневую модель, не спаяем всё правильно, - проигрыш обеспечен – всех ждёт судьба Каддафи, всех, кто хочет сопротивляться этому злу.
Но должно-то быть по-другому.
Однажды сумели это победить? Сумели. И надо суметь второй раз. Будет очень нелегко – противник намного сложнее. На порядки.
Так в чём же всё-таки это зло? Какова его и светская, и религиозная метафизика? И что можно этой метафизике противопоставить для того, чтобы действительно мобилизоваться против этого зла до предела, потому что иначе не победить?
Все любят рассуждать о том, какие вопросы Чубайсу заданы были, какие – нет. И никто не видит, что Чубайс:
- первое, уже сидит на скамейке;
- второе, оправдывается;
- третье, совершает жалкокомические телодвижения, пытаясь каким-то образом вывернуться из ситуации, из которой вывернуться нельзя.
А значит, он боится.
Кого он боится? – Нас.
Почему?
Потому что у людей за счёт организации, за счёт сплочения и мобилизации возникла возможность быть. Мы не можем ничего здесь предоставить людям, никаких благ, которые даёт респектабельная политика, никаких должностей и позиций. Даже никаких возможностей к самовыражению. Мы можем предоставить им счастье быть и побеждать. И только тогда, когда люди мобилизуются до конца и сплотятся в эту когорту, - они станут непобедимы. Ради этого стоит жить и работать посреди всего нынешнего ужаса. Так какова же метафизика зла? Я имею в виду не какую-то там высосанную из пальца эзотерику, а конкретную, движущуюся на нас метафизику зла.
Что стоит за спиною людей, осуществляющих то, что они осуществили в Ливии, в Югославии, в Ираке и везде? Что у них за спиной, кроме гангстеров, которые хотят обогатиться? Что в следующем эшелоне? Что они готовят?
И чем на это можно ответить? Вот об этом мы и поговорим в следующей передаче.