Сад земных наслаждений
Иероним Босх
Сад земных наслаждений. 1500—1510
Дерево, масло. 389,005 × 220 см
Музей Прадо, Мадрид
Босх Бос (Bosch) Хиеронимус (собств. Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken) (родился около 1450-60, Хертогенбос, - умер в 1516, там же), нидерландский живописец. Писал религиозные, аллегорические и жанровые картины («Искушение святого Антония», Национальный музей старинного искусства, Лисабон; «Операция головы», триптихи «Воз сена», «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» - в Прадо, Мадрид; «Корабль дураков», Лувр, Париж; «Блудный сын», Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам).
Творчество Босха, сложившееся в пору кризиса нидерландской живописи, сложно и противоречиво, отмечено смелым расширением круга тем и образов, их необычностью и зачастую причудливостью. Изощрённую средневековую фантастику, мрачные демонические образы Босх сочетал с фольклорными сатирическими и нравоучительными тенденциями; источником его фантазии были народные пословицы, поговорки, притчи, суеверия. Новаторские тенденции искусства Босха, яркость его народных типов и бытовых мотивов, поражающие жизненной свежестью пейзажные фоны его картин подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа.
(Tolnay К., Hieronimus Bosch, Baden-Baden, 1965.)
Сад земных наслаждений. 1500—1510
Дерево, масло. 389,005 × 220 см
Музей Прадо, Мадрид
Босх Бос (Bosch) Хиеронимус (собств. Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken) (родился около 1450-60, Хертогенбос, - умер в 1516, там же), нидерландский живописец. Писал религиозные, аллегорические и жанровые картины («Искушение святого Антония», Национальный музей старинного искусства, Лисабон; «Операция головы», триптихи «Воз сена», «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» - в Прадо, Мадрид; «Корабль дураков», Лувр, Париж; «Блудный сын», Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам).
Творчество Босха, сложившееся в пору кризиса нидерландской живописи, сложно и противоречиво, отмечено смелым расширением круга тем и образов, их необычностью и зачастую причудливостью. Изощрённую средневековую фантастику, мрачные демонические образы Босх сочетал с фольклорными сатирическими и нравоучительными тенденциями; источником его фантазии были народные пословицы, поговорки, притчи, суеверия. Новаторские тенденции искусства Босха, яркость его народных типов и бытовых мотивов, поражающие жизненной свежестью пейзажные фоны его картин подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа.
(Tolnay К., Hieronimus Bosch, Baden-Baden, 1965.)
Всего комментариев: 0 | |