Отправляясь за натурным материалом для задуманной им картины «Грачи прилетели» в отдаленные районы Ярославской или Костромской губерний, расположенные где-либо на проселочных дорогах, Саврасов мог встретить в пути такого именно вида равнинный пейзаж с перелесками, кривыми березками и бедными селениями, затерявшимися среди полей. Находясь в состоянии творческого подъема после успеха картины «Волга под Юрьевцем», он среди этого скромного и однообразного по внешнему облику пейзажа мог особенно почувствовать поэтическую прелесть влекущей вперед дороги. Она становилась для него своеобразным «ключом» к лиризации зимнего пейзажа.
Вполне естественно, что высшим достижением в решении этой же задачи стал образ русской весны в картине «Грачи прилетели». Значение ее прекрасно поняли современники художника и его непосредственные последователи, пейзажисты 1890-х го
...
Читать дальше »