275 лет со дня рождения русского скульптора Федота Ивановича Шубина

Федо́т Ива́нович Шу́бин (28 мая 1740 — 24 мая 1805) — наиболее значительный русский скульптор XVIII века, представитель классицизма.



Шубин (Федот Иванович) — скульптор, сын крестьянина; род. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в СПб. с обозом трески. По ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в академию художеств, где вскоре сделался лучшим из учеников профессора Жиле. Во время прохождения академического курса был награжден двумя серебряными медалями, малой в 1763 г. и большой в 1765 г., а в 1766 г. окончил этот курс с золотой медалью и в следующем году отправлен для дальнейшего своего усовершенствования в Париж в качестве пенсионера академии. В Париже Ш. обратил на себя внимание французской академии, которая ходатайствовала перед императрицей Екатериной II через Фальконе о продлении срока его пенсионерства, для того чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. H. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Возвратившись оттуда в СПб., он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императорском Эрмитаже) и после того постоянно, в течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и для князя Г. А. Потемкина, в лице которого нашел себе горячего покровителя. В 1774 г. академия избрала его в академики, но интриги товарищей Ш. по специальности, Гордеева и Ф. Щедрина, долго, во все время управления академией И. Бецкого, мешали Ш. получить высшее художественное звание, хотя он и приобрел себе репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов, и только в 1794 г. академия возвела его в профессора. Он умер в СПб., 12 мая 1805 г.

Кроме других достоинств, произведения Ш. отличаются особенно мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Конференц-зала академии художеств украшена превосходной статуей Екатерины II, исполненной Ш. для князя Потемкина. Из прочих его работ известны бюсты русских полководцев: Шереметева, Румянцева, Суворова и адмирала Чичагова (в Императорском Эрмитаже), горельефные изображения русских великих князей (в Оружейной палате и Петровском дворце в Москве) и бюст князя Безбородко.

Энциклопедический словарь. Том XXXIXа. Издатели: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (С.-Петербург). - С.-Петербург. Типография Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, Прачешный пер., № 6. 1903. - страница 954



СМОТРЕТЬ ФОТОАЛЬБОМ "СКУЛЬПТОР ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ"



Статья из Большой Советской Энциклопедии:

Шубин Федот Иванович [17(28).5.1740, дер. Тючковская, ныне Архангельской обл., — 12(24).5.1805, Петербург], русский скульптор, один из крупнейших представителей просветительского классицизма в русском искусстве 18 в.

Сын крестьянина-помора, Ш. с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург; в 1761—67 учился в АХ у Н. Жилле. Пенсионер АХ в Париже, где работал под руководством Ж. Б. Пигаля (1767—70), и в Риме (1770—72). Ранним произведениям Ш. («Ф. Н. Голицын», мрамор, 1771, Третьяковская галерея), созданным под влиянием античного искусства, присущи классическая ясность и реалистическая достоверность. В 1773 Ш., вернувшись в Петербург, работал над портретами, предпочитая в качестве материала мрамор, мягкость которого позволяла ему достигать тончайших живописных эффектов. Виртуозно моделируя пластику лица, мастерски использовал возможности кругового обхода, позволяющего достигать многообразия взаимодополняющих аспектов образа. Ш. подчёркивал в облике портретируемого черты парадной импозантности («А. М. Голицын», мрамор, 1775, там же), передавал впечатление духовной стойкости и энергии, одухотворяющей внешне непримечательные лица («З. Г. Чернышёв», 1774, там же; «П. А. Румянцев-Задунайский», 1778, Русский музей, Ленинград; оба — мрамор), раскрывал сложный внутренний мир портретируемого («Неизвестный», мрамор, сер. 1770-х гг., Третьяковская галерея). В 1774—75 Ш. выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями росс. князей и царей (мрамор, Оружейная палата, Москва), в 1789—90 — статую «Екатерина II — законодательница» для Таврического дворца (мрамор, Русский музей, Ленинград). В 1770—80-е гг. Ш. создал также многочисленные монументально-декоративные произведения (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775—82, и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786— 1789; все — мрамор).

Особой точности и правдивости характеристик достиг Ш. в портретах 1790-х гг. («Г. А. Потёмкин-Таврический», мрамор, 1791; «Е. М. Чулков», см. илл.; «М. В. Ломоносов», гипс, 1792; «А. А. Безбородко», мрамор, около 1798; все — Русский музей, Ленинград). Сложностью и остротой психологической характеристики отличается бюст Павла I [мрамор, 1797(?), там же]. Последние годы жизни Ш. прошли в затруднениях, во многом связанных с враждебным отношением правящих кругов к его искусству.

Лит.: Исаков С. К., Федот Шубин, М., 1938; Жидков Г. В., Образ Шубина, М., 1946; Лазарева О. П., Русский скульптор Федот Шубин, М., 1965.

Категория: Обратите внимание | Добавил: shels-1 (28.05.2015)
Просмотров: 1862 | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]