Царицын. Уездный город Саратовской губернии. Лежит на правом берегу Волги, под 48°42′ с.ш. и под 62°11′ в.д. От Петербурга 1667 в., от Москвы - 994 в., по Волге: от Саратова - 403 в., от Камышина - 184 в., от Черного яра - 124 в., от Нижнего - 1378 в., от Астрахани - 457 в. Жителей около 7 тысяч. Основан в XVI веке, вскоре после присоединения к России Астраханского царства. Был крепостью. В 1670 г. сдался Разину. В 1707 году Царицын был разграблен бунтовщиком Булавиным. В 1721 году посетил Царицын Петр Великий, на возвратном пути из Персидского похода. Он здесь, окруженный народом, просившим его об утверждении прав города на землю, отдал ему трость и сказал: "Вот вам моя трость! Как я управлялся ее с друзьями, так вы обороняйтесь ею против врагов". Потом снял с головы шапку и отдавая народу, сказал: "Как никто не смеет этот картуз с головы Царского Величества снять, так никто не смеет вас из Царицына выводить." Картуз Петра в виде круглой шапки с откидным козырьком, из валеного сукна и на половину изъеден молью. Палка с большим суком, вырезана из турецкой или персидской черешни; палка огромных размеров, достойна великана, и глядя на нее можно себе представить, каково приходилось тем "друзьям", с которыми расправлялся Петр посредством этого орудия. Палка и картуз хранятся в Думе. В начале 1770 годов Царицынцы принимали сторону самозванца Богомолова. В 1774 году подступал к Царицыну Пугачев, но был отбит гарнизоном. Через год тут был пойман и приговорен к ссылке в каторжную работу предводитель шайки Заметаев. В настоящее время торговое значение Царицына невелико. Он важен только, как исходный пункт пути с Волги на Дон, так как отсюда до Калача (на Дону) проложена железная дорога. Царицын разделяется на две части речкою Царицею, или лучше сказать оврагом, по дну которого протекает эта речка. В полую воду овраг бывает полон воды и через него переезжают на лодках; в межень же он высыхает. По одну сторону Царицы (выше) лежит старая часть города, по другую новая. Первая, вокруг которой виднеются остатки вала, когда-то окружавшего город, отжила свое время и начала дряхлеть; все там веет стариной, на всем лежит ее неизгладимый отпечаток: старые церкви, старые, уже пустые корпусы лавок и старые дома. Новая часть города с пароходными пристанями, со станциею железной дороги, возникает вследствие развивающейся торговой деятельности, - и там признаки молодой и деятельной жизни. Здесь на каждом шагу строятся новые дома, безпристанно попадаются лавки и лавочки, есть несколько гостиниц, а о кабаках и говорить нечего! Всюду развиваются их красные и пестрые флаги. Пароход пристает у самого того места, где находится станция железной дороги. Тут вы увидите кроме дебаркадера, целый ряд деревянных, вычурно изукрашенных домов, построенных для служащих при железной дороге. Здесь же есть гостиница, овощная лавка и ренсковый погребок. Во время прибытия парохода, на берегу стоят обыкновенно два-три импровизированных извощика, на каких-то длинных уродливых экипажах. Но они редко имеют пассажиров, потому что ехать в город не зачем, кроме того случая, когда приезжает кто-нибудь собственно в Царицын.ПУТЕВОДИТЕЛЬ по ВОЛГЕ между НИЖНИМ и АСТРАХАНЬЮ. САНКТПЕТЕРБУРГ. 1870 - cтраницы 214 - 218 | |
Просмотров: 980 | | |
Всего комментариев: 0 | |