Памятники старины в Царицынском уезде: а) Городища: 1) Близ с. Балыклей, на берегу р. Волги, до наcтоящего времени, заметны следы фундамента около 40 квадратных сажен, от какого то строения, которое местными жителями называется "дворцем"; на фундаменте этом, по преданию, был дворец какого то татарского хана. 2) В 3-х верстах выше посада Дубовки, на правом берегу р. Волги до 1395 г. (нашествие Тамерлана) существовал город, называвшийся «Бельджаменом». 21 июня 1888 г. на этом месте были произведены раскопки членами Саратовской архивной комиссии, приведшие к заключению, что город здесь был большой и принадлежал оседлому народу, стоявшему на значительной высоте развития. При этом были найдены следующие предметы: два человеческнх черепа в дачах В. В. Бабушкина и Синюрина, окружающих это городище. Мраморная колонна 1,2 аршина длины и 31/2 вершка в диаметре, в юговосточной части сада Бабушкина, где также обнаружены признаки водопровода. Два квадратных кирпича в северной стороне городища, с краю сухого оврага; там же — 8-ми угольный кирпич; 4 глазированных кирпича, трехугольной формы, найдены при раскопке жилья и вынуты из пола, устроенного в виде паркета. Полый каменный шар — в югозападной части сада В. В. Бабушкина. Буса из стекловидного вещества, найдена [1140] на северном краю городища при раскопке жилья. Несколько подвесок к бусам, найденные в разных местах городища. Бронзовый наконечннк стрелы найден в саду Бабушкина. 3) Между двумя Мечетными речками, впадающими в Волгу с правой стороны, находились развалины старинного города, по предположению некоторых исследователей — «Tortanlli» (Тортанли): сравнительно недавно существовавшие стены этого города были разобраны и кирпич увезен в Астрахань для постройки церквей и ремонта городской стены (Напротив, в луговой стороне, за Волгою, селения Верхне и Средне-Погромные расположены на месте, показанных на древних картах одновременно с Бельджаменом и Тортанли — «Базар и Кабако».). По списку населенных мест Центрального статис. комитета, изд. 1862 г., верстах в 10 от г. Царицына, близ с. Городища и хутора Нижне-Мечетного (№ 2089), в начале XIX столетия стояли развалины довольно обширных каменных зданий и выкапывались разные золотые и серебряные вещи; в настоящее время изгладилась и память об этих развалинах. 4) Остатки каменной обшивки крутого берега Волги в г. Царицыне, на юго-западе от церкви Иоанна Предтечи, существующей около 300 лет. 5) Близ с. Стрельны, Песковатской волости, имеются признаки вала, служившего укреплением по-видимому какому либо населенному пункту. б) Курганы и находки: 1) В списке населенных мест 1862 г. показаны, верстах в 3-х от села Романовки, 2 земляные насыпи, называемые в народе Шиханами: рассказывают будто они сооружены Мамаем. В описании Саратовской губернии Н. Я. Воскобойникова, 1875 г., в Царицынском уезде указаны: Еремкин или Грязной курган близ д. Грязной; Шиханы блнз с. Романовки; Венцевая гора; сторожевой вал близ с. Городища; Курган при с. Песковатке. 2) Близ с. Рыбинки, Камышинского уезда, на границе Царицынского, найден старинный медный котел. 3) Местность, где теперь расположено село Караваинка, в старину была покрыта, по горам и оврагам лесом, служившим притоном для разной вольницы. Здесь же затем устроен был правительством казачий пост для наблюдения за движением татар. Такой же пост был и на месте нынешнего села Липовки; раньше же здесь жили отдельными разбросанными по липовому лесу (от которого теперь нет и признаков) землянками раскольники молокане, ушедшие затем на речку Цацу, Астраханской губернии. [1141] 4) Близ с. Балыклей — 2 кургана. При селе, на берегу Волги, находится возвышенность, называемая Шихан, где крестьяне находят человеческие кости и стрелы. 5) На земле крестьян с. Липовки была найдена медная стрелка. Близ этого села имеется курган в 20 сажен вышины. 6) Близ дер. Грязной, Липовской волости, находится насыпь — Еремкин или Грязной курган, расположенный в 1/2 верстах от деревни, на юго-запад; он имеет в длину 19 сажен 2 аршина, в ширину — 19 саж. 1 аршин и вышину — 3 сажени, окружность его заключает 58 сажен (по другим показаниям курган имеет 2 сажени вышины, по 25 сажен в длину и ширину и 50 сажен в окружности). Здесь был казачий наблюдательный пост. Насыпь имеет кругообразную форму, поверхность ее ровная; на окраине ее, к северо-западу, растет вязовое дерево, очень старое, судя по его дуплистости. Курган помещен на высоком месте не вдалеке от урочища, называемого «Лиманом», представляющего в настоящее время вид бывших здесь озер. По направлению к западу, около насыпи, имеется укрепление и валы, длинною 20 сажен и шириной 14 сажен; валы шириной в настоящее время — 3 сажени и вышины — 1 аршин. Въезд или вход в укрепление был, как заметно, с севера в том месте, где растет вязовое дерево. Теперь насыпь и валы значительно разрушены искателями кладов и пастьбою скота. По народному преданию, здесь жил разбойник Eрема. Насыпь была раскапываема кладоискателями, что видно из 10 вырытых на ней ям, но найдено ли что ими неизвестно. (Материалы к описанию Саратовс. губ. 1875 г.). Ниже деревни Грязной Курган, в 5 1/2 верстах существует урочище «Почта», где когда-то был почтовый двор; между Курганом и почтовым двором жители находили стрелы в виде копий, а на месте двора, лет 45 тому назад, нашли несколько медных пятаков; исправник свидетельствовал эту местность, но ничего не нашел. (Полицейское описание Царицынс. уезда, 1892 г.). 7) При селе Романовке находятся насыпи «Шиханы» и несколько курганов. Шиханы будто бы сооружены Мамаем, который в 1360 г. жил близ речки Мечетной в 10 верстах от Царицына, вверх по Волге. Площади Шиханов ровные и имеют в длину и ширину 28 сажен; форма возвышенностей кругообразная, высота их 120 сажен (?). Грунт почвы плитняковый, коричневого цвета. (Материалы к опис. Сарат. губ. Н. Я. Воскобойникова, 1875 г.). Близ с. Романовки находится «Венцовая гора», с которой в ясный день видна поверхность приволжских гор верст на 80 вниз по течению Волги и верст на 70 вверх по реке. На Венцовой горе видны остатки бывших здесь когда-то деревянных построек, а около горы найден в промоине каменный молоток, темно-чугунного цвета, в виде кузнечного молотка: обделан он довольно чисто, с [1142] искусно проделанной щелью для вставки ручки; вес молотка 5 7/8 фунта. В Романовской волости такого камня, из которого сделан молоток, нет. (Материалы к описанию Саратовс. губ., 1875 г.). 8) На юге от с. Чухонастовки, расположенного на вершине р. Балыклей, Романовской волости, в долине была найдена стальная кольчуга, которую нашедшие продали кому то в г. Камышин. 9) По реке Иловле в Царицынском уезде, был в старину дремучий лес, служивший становищем разбойников; говорят, что там зарыто много сокровищ. В дер. Марьеве (Ореховка тож), Царицынского уезда, после разлития р. Иловли, не вдалеке от дома помещика Н. А. Дьяченко, находили обгорелые деревья и медные деньги XVIII столетия. Близ этой же деревни, по Котлобанской балке, при р. Иловле, как рассказывают в народе, ходил какой то старик между росших там четырех осин и все что то копал, после чего в этом месте сделали находку старых, 1700 г., монет серебряных и золотых. В Петрунином хуторе и Саламатинской волости, Камышинского уезда, существует предание, что между четырех осин у Орехового озера каким то сибиряком зарыт целый воз золота. 10) В Хоровском участке, Царицынского уезда, принадлежащем купцу Шемякину, местными крестьянами выкопан медный котел; может быть в нем были и деньги, скрытые крестьянами, так как некоторые из них теперь живут в достатке. 11) На границе Царицынского н Камышинского уездов, при селе Гусевке, расположенном при р. Иловле, в имении помещика Грекова, в Чертовом болоте или озере, по словам старожил, Стенькой Разиным был брошен бочонок с золотом; теперь из этого озера случайно извлекают железные обручи от бочонка. 12) При селе Илюшевке, Царицынского уезда, помещиком Мельниковым и бывшим владельцем Снежковым отрыт камень, под которым оказались медные деньги. 13) В 10 верстах от с. Александровки, расположенной при р. Иловле, выше пруда есть 2 кургана, между которыми проходит земская дорога; курганы имеют по 5 сажен вышины и по 50 в окружности; на курганах ямы, где находят кирпич старинного образца и дикий камень. В 7 верстах от них на границе земли крестья с. Большой Ивановки есть еще большой курган, называемый «Трехгранным». В нем находили кирпичи, камни и угли. В старину здесь по дорогам "разбойники шалили". 14) Около с. Большой Ивановки (расположенного при р. Бердии), на земле крестьян этого села, имеется курган в 10 сажен вышины. [1143] 15) В с. Пролейке, на правом берегу Волги, Балыклейской волости, 2 небольших кургана. 16) В 1 версте от дер. Широкой, Песковатской волости, на юге, в скале имеется пещера в 2 комнаты по 1 1/2 сажен вышиною, с узким отверстием; там по преданию спасался труженик, которому из окрестных селений крестьяне носили восковые свечи. 17) При дер. Стрельной, Песковатской волости, между балками Гужевой и Стрельной, на северо-восток, имеются признаки вала и землянок, окружностью с версту; вал тянулся сажен на 50 в длину и имеет 1 1/2 сажени ширины; говорят, что здесь во время Пугачева было сражение и потому местность эта носит название Пугачевой. Между Гужевой и Стрельной балками находили медные монеты, относившиеся к 1722 году, в расстоянии 1 версты на северо-восток от деревни, на правом берегу Волги; там же находили стволы ружей, чугунные ядра и пули, величиною в куриное и голубиное яйцо; на поле находили также каменные и бронзовые наконечники стрел. Деревня Стрельная образовалась только в 1877 году, раньше местность эта была пустынна. (Описание Цариц. уезда, составлен. Цариц. Полиц. Управл. в 1892 г.). 18) На вершинах речки Оленьей (приток Волги), Песковатской волости, против бывшего хутора «Большой», верстах в 2-х от хутора Ильина и в 1 версте от хутора Леднева, лет 40 тому назад находили золотые и серебряные монеты не русского чекана; там же были найдены ножны в серебряной оправе. 19) Близ деревни Олени, найдены г. Зимнюковым, при раскопке одного из двух курганов у Тюриной балки, впадающей в речку Оленью, древние глиняные могильные горшки и человеческие кости. (См. Тюрина балка). 20) При селе Песковатке, лет 40 тому назад, найдены были в балке Широкой кости человека, сидевшего на лошади и вооруженного саблей. При ceле есть курган. 21) В посаде Дубовке, недалеко от Успенского собора построенного в 1763 году, по Московской улице находится дом, бывший Персидского, строителя собора, сложенный из дикого камня. Из этого дома, по словам старожилов, устроены подземные ходы к собору и речке Дубовке. В этом доме, по преданию, останавливался Пугачев; дом отлично сохранился, так как некоторые камни, из которых он сложен, достигают 3-х аршин длины. Около посада — 10 курганов. 22) Курганы Ерзовской волости раскапывали местные крестьяне и находили только: золу, угли и кирпичи. 23) Чрез Ерзовскую волость проходит старый Царицинско-Донской вал, до сих пор отлично сохранившийся на всем протяжении; он идет в 1 версте от села Городища. (См. Царицынская сторожевая линия).[1144] 24) Около села Городища, Ерзовской волости, в балке Коренной, на самом русле, имеется курган в 3 сажени вышины и 30 сажен окружности; он видимо насыпной, по средине его яма; местность эта принадлежит Городищенскому сельскому обществу. 25) В г. Царицыне, при разрытии горы в 1889 году, у городского взвоза найдены крестьянином Мокеевым 189 штук серебряных старых монет с малопонятными надписями и 5 медных монет чекана Петра 1; они представлены в Саратовский губернский Статистический Комитет. 26) Во 2-й части города Царицына, в местности «Гора», где ветряные мельницы, имеются 3 кургана: 2 маленькие, по 1 1/2 аршина в вышину; и один — 1 1/2 сажени и 20 сажен в окружности. 27) Во 2-ой же части г. Царицына, за лесопильней Берлина, в устье крутого и дикого оврага, один из Царицынских жителей вырыл для себя пещеру, где и молится; в pycле оврага, обильного водою, он развел садик. 28) Заслуживают внимания Царицынские храмы: а) во имя Иоанна Предтечи, построенный в 1664 году; б) Успенский собор, — в 1718 году и в) Троицкая церков , двух-этажная, построена в 1720 году. Все они каменные. 29) В Отрадинской волости 18 курганов, незначительных размеров: на земле крестьян с. Червленоразного, около р. Червленой, — 2-х аршин вышины; на земле тех же крестьян, в 3-х верстах от села. — 3-х арш. вышины; около речки Червленой, на земле наследников Попова, — 2-х арш. вышины; там же — 11/2 аршина вышины; около речки Червленой, на земле крестьян с. Отрады, — 13/4 аршина вышины; на земле купца Воронина — 8 курганов, из них 2 близ р. Червленой, — 11/2 аршина вышины, 5 — около с. Отрады 3 аршина и один около оврага Ягодного — 11/4 аршин вышины; на калмыцком казенном участке — в 4, 3 и 2 аршина вышины; на Карагужинском казенном участке близ поселка Ивановки (на границе Астраханской губернии) — в 11/5 аршиа вышины; на Рассошинском казенном участке, в 4-х верстах от хутора Дубового, — в 3 сажени вышины. 30) В Сарептской волости есть несколько давно уже разрытых курганов, их раскапывал еще в 1780 году натуралист Паллас. Здесь находили кости и лошадиную сбрую. 31) При речке колонии Сарепты находили старинные серебряные и медные монеты с татарскими надписями; несколько таких денег имеет нашедший их житель Сарепты Александр Беккер. 32) В близ лежащей Калмыцкой степи находили каменные изваяния (бабы) очень плохой работы: один зкземпляр приобрел Фердинанд Глич, живший в Саратове. [1145] 33) Вблизи села Отрады, Царицынского уезда, на запад от него, находится западная балка; там есть несколько куганов, к раскопке которых пытались неоднократно приступить казаки области Войска Донского, но попытки их не осуществлялись, так как им каждый раз запрещала это местная администрация. По словам Донских казаков в западной балке курганы скрывают целый сокровища. Клады и драгоценности, по их же словам, основанных на письмах Сибиряков, скрыты в большем числе и на Сарпинском острове, куда также казаки несколько раз являлись на разведки и будто бы однажды нашли что-то; дальнейшие находки не делались по причине запрета владельцев этого острова. Население Царицынского уезда: Царицынский уезд заселен позднее других уездов Саратовской губернии: здесь нет ни одного селения, которое бы основалось ранее XVIII столетия, кроме города Царицына и посада Дубовки. Из старых селений XVIII века можно считать не более 18 деревень (в том числе колония Сарепта), остальные же заселились как государственными, так и помещичьими крестьянами, большею частью в 1800-х годах и преимущественно с 1820-х годов. По сказанию арабских писателей (список населен. места центральн. стат. комит., 1862 г.) с VIII и IX веков южную часть нынешнего Царицынского уезда занимали Хазары, а выше, в 20 днях езды от их столицы Итиля (Астрахани) до нынешней Симбирской губернии жили Буртасы. В XIII веке всю эту местность заняли монголы, или, как их звали у нас, — татары. В конце XV века Большая Орда, по выражению наших летописцев, «порушилась, и начали цари Ордынские жить в Астрахани, а Большая Орда опустела.» Здесь под именем Большая Орда разумеется — Сарай, на Ахтубе, где ныне стоит город Царев. С падением царств Казанского и Астраханского, в половине XVI века, этот край, вошел в состав русских владений. Начало правильного заселения здешнего края русским элементом можно считать лишь со времени проведения Петром 1 сторожевого вала от Царицына к Дону, с 1720-х годов, а также со дня распоряжения Анны Иоанновны о поселении здесь русских, малороссиян и Донских казаков (1731 и 1732 года), причем образовались на Волге первые станицы: Дубовка (существовавшая однако раньше и служившая сторожевым пунктом древней «переволоки», или «волока« между Доном и Волгою), Балыклейская и Караваинская, в Царицынском уезде, и Антиповская в нынешнем Камышинском. Затем большая часть Волжских казаков была переселена в 1777 г. на Терек (на Кавказе), как за участие в Пугачевском бунте, так и по стратегическим соображениям для укрепления новой Моздокско-Азовской сторожевой линии. В это время Царицынский уезд принадлежал к Астраханской губернии, но по указу 11 [1146] января 1780 г. учреждено было с 1781 г. Саратовское наместничество, куда отчислен был и Царицынский уезд с своим заволжьем. В 1836 г. за Волгой учреждены были новые уезды: Николаевский, Новоузенский и Царевский, которые в 1850 г. отошли от Саратовской губернии, первые два к внов образованной Самарской, а последний — к Астраханской. Заволжский край до 1837 г. принадлежал к уездам Саратовской губернии: Хвалынскому, Вольскому, Саратовскому, Камышинскому и Царицынскому, и, начинаясь от Самарского уезда, имел протяжения по Волге более чем на 800 верст, а во внутрь, до границ Оренбургской губернии, Уральского казачьего войска и орды Хана Букеева, к востоку от реки Волги верст на 250. С 1820-х годов Заволжье стало заселяться переселенцами из разных внутренних губерний: Смоленской, Харьковской, Черниговской, Полтавской, Воронежской, Тульской, Пензенской, Тамбовской и Саратовской с нагорной стороны. Население год от году стало увеличиваться; сверх того отводились в заволжье участки, Высочайше пожалованные разным сановникам от 1 до 2-х и более тысяч десятин, которые те продавали затем разным лицам: помещикам, купцам, колонистам и чиновникам, по низким ценам от 1 рубля до 3-х рублей серебром за десятину удобной земли; на этих купленных участках, приобретшие их, заводили хутора, скотоводство и хлебопашество. Таким образом заволжье сильно увеличилось в народонаселении, почему стал ощущаться недостаток полицейского надзора, в особенности по неудобству сообщения с уездными городами, расположенными на нагорной стороне Волги. Саратовский Губернатор Ф. Л. Переверзев составил проект открытия в Заволжье 3-х новых уездных городов: Николаевска (с. Мечетного), Новоузенска (с. Чертанлы) и Царева (с. Царевка (Царевка известиа была «развалинами Мамайских курганов», ко- торые разбирались водворявшимися переселенцами р. Ахтубы; кирпич был совсем другой формы, чем нынешний.). Проект этот был утвержден в 1835 г., а в мае 1830 г. были открыты те города Губернатором Степановым. При поверке «сказок« 8 ревизии (переписи) 1834 года, командированный в Царицынский уезд, чиновник Саратовского Губернатора К. И. Попов, насчитывает в заволжье, принадлежащих к Царицынскому уезду, на левой стороне Волги и по Ахтубе, не более 20 селений на протяжении 150 верст, но селения эти были большие и имели от 500 до 2000 душ, довольно хорошо и богато устроенные, с домами из соснового леса, жители богаты и живут в большом довольстве, занимаясь более скотоводством: они имели хутора верст за 10, 15 и более от селений, где содержали множество всякого скота, так что самый бедный имел до 25 лошадей, 25 коров и до 100 овец, многие же имели большие табуны баранов, рогатого [1147] скота и лошадей, не зная им счета. (Саратовский край, вып. 1. 1893 г., «записки К. И. Попова»). Кроме Русских, Царицынский уезд заселен Малороссами, которые явились сюда в первой четверти XVIII столетия когда после вторжения в нынешний Саратовский край крымских и Кубанских татар. Петр I устроил (1718—1720 гл.), от Царицына к Дону сторожевую линию и приказал поселить по ней Малороссиян. Это было первое водворение их в здешнем крате; позднее оно усилилось в 1732 г. и затем в 1840-х годах, когда началась разработка Елтонского соляного озера и перевозка соли в губернии Тамбовскую, Воронежскую и другие. В 1860 году Малороссы занимали в Царицынском уезде селения: Каменный Брод, Давьяловку, Стефанидовку, Захаровку, Дмитриевку, Большую Воробцевку, Илюшевку (Александровку), Березовку, Лозное, Гусевку, Ольховку, Екатериновку, Бекетовку, Климкино, Городище, Елшанку и Червленоразное. Вот несколько характерных фамилий малороссов слободы Ольховки: Гетман, Гайдамака, Берко, Будырь, Живой, Холбоша, Аненка, Сорока, Яровой, Гапка, Дерегуз, Козырь. Казаки—остатки бывшего Волжского войска (ныне Астраханского), переселенного большею частью в 1777 г. на Кавказ, живут теперь в Царицынском уезде: в г. Царицын и станицах — Александровской (Суводской тож), Пичужинской (Красноглиновка тож) и хуторах. Переименование Волжских казаков в Астраханское казачье войско (см. это слово) последовало в 1804 году. Царицынские казаки образовали 3-й округ Астраханского казачьего войска. Немцы занимают в Царицынском уезде, лишь одну колонию Сарепту, основанную в 1765 г.; кроме того они живу в в посаде Дубовке и городе Царицыне. Калмыки. В начале ХVII века монголы составили союз под главенством великого хана Веван Ропшана, но калмыцкий хан Хорлюк, недовольный этим, откочевал из Монголии к берегам Урала, а сын его Пунцук перешел при царе Алексее Михайловиче эту реку и его орда проникла в Волге до Самары, в край, бывший в то время пустынным. Сын Пунцука — Аюка хан владычествовал над калмыками нынешней Саратовск. и Астраханской губернии и части Кавказа. Он сумел придать самостоятельность своей орде, искал одновременно покровительство и в Москве и в Пекине и был данником Петра I только по наружности, в сущности же был самостоятельным правителем. (Из бумаг бывшего Саратовского губернатора А. М. Фадеева). В настоящее время калмыки имеют в Царицынском уезде, одно только селение, где водворены крещеные калмыки, называемое Калмыцкая колония или Каменный Буерак; кроме того летом прикочевывают несколько кибиток калмыков к Сарепте, Царицыну и Дубовке. При бойнях в Царицыне и Дубовке они живут в кибитках [1148] круглый год, при чем некоторые из них нанимаются в пастухи общественных стад рогатого скота. Еще в начале XVIII века они не редко, соединяясь с Ногаями, производили набеги по всему поволжью и даже до границ нынешней Харьковской губернии. В позднейшее время сближение калмыков с русскими не осталось без последствий: многие из них приняли православие, и русское правительство, между прочим, поселило их при устье речки Терешки, в нынешнем Вольском уезде, но хан Аюка разорил это селение, а калмыков увел в свои улусы; с тех пор велено было новокрещенцев отправлять на Дон или в Чугуев и записывать в казаки. (Многие из донских казаков как рядовых, так и офицеров имеют и теперь калмыцкий тип лица). По смерти Аюки, в 1724 г., когда родной его внук принял крещение, обращено было особенное внимание на распространение Евангелия между этим народом и выбраны были особые миссионеры. Вскоре затем значительная часть крестившихся калмыков выселена была в нынешнюю Самарскую губернию, где построена для них крепость (ныне уездный город) Ставрополь. Живущие в Царицынском уезде крещеные калмыки не расположены к земледелию: свои земли они оставляют необработанными или сдают их за небольшую цену русским в аренду, а сами большею частию нанимаются в пастухи в окрестные селения. Крещеные калмыки в обращении с русскими говорит по русски, а дома между собою объясняются и теперь по калмыцки. Все калмыки чрезвычайно падки до водки, причем они в высшей степени невежественны. В 1850-х годах калмыки владели большими стадами рогатого скота, лошадей, верблюдов и овец, гоняли караваны мороженой рыбы между Астраханью и Царицыном и жили богато. Невежеством их пользовались Сарептские и Царицынские купцы, расплачиваясь с ними вместо кредитных билетов какими нибудь ярлыками от водочных бутылок и водкой, чем нажили себе порядочное состояние. Цыгане. В Царицынском уезде, в числе государственных крестьян, мещан, есть несколько цыган, занимающихся кузнечным и коновальным ремеслами; вероятно, цыгане поселены здесь вследствие указа Сената 14 июля 1803 года, коим требовалось разделять цыган на малые части и поселить по разным селениям, для пресечения бродяжества и наглости их. Фамилии Галишников в селе Песковатке, Чалченков и Гиченков в слободе Ерзовке(Нижняя Пичуга) несомненно принадлежат цыганам. С начала поселения, крестьяне Царицынского уезда пахали отведенные им земли «вольно» без разверстки, кто где себе облюбует и сколько захватит, выбирая при этом для пашни лучшую. Когда же стало "теснее", и поселенцы обзавелись скотом, преимущественно после X ревизии 1857 года, то стали делить по ревизским душам, помещичьи же крестьяне «до воли» [1149] (1861 года) пользовались землей по тяглам (муж и жена) или венцам (у малороссов), но затем перешли также, как и государственные до этого, на дележи по ревизским же душам. Сроки переверстки (переделов) земли у сельских обществ различные. До 1870-х годов, было развито между крестьянами чумачество (извоз), но с проведением Царицынской и Тамбово-Саратовской железных дорог, чумачество пало и крестьяне вынуждены были обратиться к хлебопашеству. Кроме надельной 299788 десятин крестьяне арендуют (по сведениям Саратовской Губернской Земской Управы 1883 г.) — 53973 десятины и имеют собственной «купчей» земли 1626 десятин. Надельная земля в Царицынском уезде имеет вообще для крестьян первенствующее значение, кроме тех помещичьих, которым отведено только по одной с небольшим десятины на душу. Царицынский уезд, многоземельный и недостатка в арендных полях нет, поэтому, при переделах между собою, крестьяне не отличаются тщательным измерением земель и нередки примеры общин, где она делится просто глазомерно — «на глаз». Суслики сильно вредят хлебопашеству в уезде, так что более зажиточные крестьяне роют глубокие канавы вокруг своих паев; кроме того приходится караулить поля от сусликов, мешающих залужать земли для отдыха, так как на заброшенных паях он начинает плодиться больше. Дробность, отдаленность и чрезполостность душевых пайков, при необходимости энергичной борьбы с сусликом, вынуждает некоторых домохозяев-землевладельцев сдавать часть своих пайков, в особенности отдаленных, чтобы на деньги, получаемые за них, снять другую, смежную с большею частью их посева. Если не находятся съемщики за отдаленностью, неудобством, или за множеством сусликов, земли забрасывают. Солонцов в уезде довольно много и они обыкновенно разбросаны оазисами в наделах. Большинство маломощных крестьян, забросивших свои наделы, "по нужде", живут на стороне. В Царицынском уезде в большинстве общин, «николавским солдатам» (т. е. служившим до общей рекрутской повинности 1874 г.) (В поселке Новогеоргиевском (Ежовка тож), поселены отставные солдаты в большинстве георгиевские кавалеры с земельным наделом. Название поселка Новогеоргиевского очевидно, а сохранившееся за ним еще название Ежовка требует пояснения. Рассказывают об этом так: в лесных порослях близ поселка водилось много ежей; бабы из поселка ловили их и топили из них сало, для света . Липовские мужики как-то отняли у Георгиевских баб наловленных ежей, за баб вступились мужья и между последними с Липовскими мужиками произошла драка. После этого за Новогеоргиевцами осталось прозвище «ежи», перешедшее и на их поселок. (Полицейское описание Царицынского уезда 1892 г.).), при возвращении их со службы, не давалось полевой земли, а лишь усадьба для поселения, почему они и вошли в разряд безземельных, как бобыли и другие приписные к обществам «для счету» и не пользующиеся наделами; [1150] большинство этих семей не ведут никакого хозяйства и живут плохо. В крестьянском скотоводстве Царицынского уезда преобладают волы, составляющие здесь главную рабочую силу. Падежи и неурожаи влияют на изменение количества голов в скотоводстве. С 1860-х годов более всего происходят чрезвычайно крупные опустошения в рогатом скоте от чумы, постигшей многие селения уезда по нескольку раз. Некоторое изменение к уменьшению скота, по освобождении крестьян от крепостной зависимости (с 1861 г.) у бывше помещичьих произошло от того, что «до воли» они пользовались барскими покосами, бесплатной пастьбой по жнивам и атавам, чего теперь нет. Зимой крестьяне кормят скот преимущественно яровой соломой; за недостатком же ее — ржаной; дают также мякину и месиво из соломы с отрубями или мукой; с весны скот выгоняется на подножный корм. В Царицынском уезде редкая община и то разве маленькая, в 2—10 дворов, не имеет волов; количество последних всегда и везде превышает, часто более чем в двое, число лошадей: волы употребляются для обработки земли и извоза (чумачества). Маловаловые хозяева складываются вместе, чтобы составить плуг. В плуг впрягается обыкновенно 4 пары волов, когда же пашут, новь , то 5 пар. Пашут и на лошадях, но пахота на волах предпочтительнее — можно пахать глубже. Торговля скотом производится больше на ярмарках. Главное топливо в Царицынском уезде — кизяк, который делают из навоза. (Калмыки для топлива употребляют чистый без примеси помет рогатого окота, собирая его уже высушенный солнцем и складывая в правильные кучи. Кучи эти плотно замазываются разжиженным пометом и оставляются до зимы, тогда уже этот материал идет в дело, для чего стенка кучи где нибудь с боку проламывается и в образовавшееся отверствие берется по мере надобности помет). Затем солома и дрова. Лес для построек население покупает. В некоторых селениях, имеющих лес в своих наделах, он не более как хворост и им крестьяне пользуются крайне рачительно. В уезде пахатные земли назьмом неудобриваются. (А. Н. Мннх материалы к описанию Царицынского уезда). Плотность населения Царицынского уезда за 38 лет с 1852 г. по 1889 г. включительно. На пространствтве 6091,7 кв. верст, занимаемом по данным астронома Швейцера, плотность народонаселения Царицынского уезда, выражается следующим образом: в 1852 году т. е. с того времени, когда отделением от Саратовской губернии Царевского, Новоузенского и Николаевского уездов, были определены настоящие границы губернии, на 1 кв. версту: приходилось - 7,2 человека об. п. в 1860 году - 11,5 человек об. п. в 1870 году - 11,3 человека об. п. [1151] в 1880 году - 11,5 человек об. п. в 1884 году - 18,4 человека об. п. в 1880 году - 22,7 человека об. п. (Статистич. сборн. Саратов. губ., Ф. С. Шиманский, 1890 г.) В 1860 году в Царицынском уезде было: 63591 чел. обоего пола, населенных мест 82, т. е. на одну квадратную милю приходилось 0.65 селений. Селений имеющих более ста дворов было 28. В посаде Дубовке было 1127 дворов. Селений малолюдных, в которых не более 10 чел. обоего пола в Царицынском уезде было 4. Селений же, имеющих более 1000 душ, было 23. На каждый двор приходилось 7,78 чел. обоего пола. (Список населенных мест, С.-Петербург, 1862 г). В 1870 году в Царицынском уезде было 76722 человека обоего пола, в 1880 г. — 110418, в 1889 г. — 138775, в 1893 году 151560 человек обоего пола с пос. Дубовкой. По пространству 6795.3, занимаемому Царицынским уездом, согласно измерения Стрельбицкого, в 1893 году — на 1 квадратную версту приходилось 22.16 чел. об. пола. (По списку населенных мест центральн. стат. комит. изд. 1862 г. в Царицынском уезде считалось в 1860 г.: в г. Царицыне — 976 домов, 3485 душ муж. пола, 3542 жен., итого 7027 душ обоего пола жителей; в уезде — 8189 дворов, ; 31164 души муж. пола, 32427 жен., итого — 63591 душ обоего пола, всего же в городе и уезде — 70618 душ обоего пола. По сведениям А. Раевского в 1872 году (мартовская книжка "Дело", 1873 года "очерк Саратовской губернии") в Царицынском уезде, на площади в 718435 десятин было населения 77449 душ обоего пола. В 1880 г. в Царицынском уезде было 7 волостей и 61 сельское общество. По официальным сведениям в 1892 г. из числа населения всего Царицынского уезда считалосе раскольников 4221 д. об. пола. В этом же году, в уезде было 5 богоделен. — А. И. Минх.) Исторические известия о заселении Царицынского уезда были приведены выше. Самое же прочное и правильное развитие народонаселения началось после пугачевского бунта и с учреждением Саратовского наместничества. В 1830 году считалось в Царицынском уезде 15752 д. м. п. и 15861 женского, в г. Царицыне 3317 д. м. п. и 1936 женского (?). В уезде 2 полицейских стана: более заселенным был и есть до сих пор 1-й стан; берега Волги и Иловли исстари давали место для возникновения поселков. 2-й же стан важен в историческом значении, так как местность его с древнейших времен была обитаема, чему свидетелями остаются курганы и остатки кирпичных городищ. Северная часть уезда, т. е. 1-й стан, представляет в настоящее время более удобств для заселения: в нем были и отчасти еще остаются лесные поросли, там более воды и почва удобнее для земледелия; южная же часть уезда, т. е. 2-й стан, скуднее водою и почва в большинстве песчаная; но близость реки Дона к Волге, еще в глубокой древности, способствовала образованно удобного волока (переволоки) между этими большими водными путями (от [1152] Качалинской станицы на Дону к посаду Дубовке на Волге), почему мы видим в X веке по Рожд. Христ. хазарский город Саркел или Белую Вежу, близ нынешней Качалинской станицы и в ХIV веке город Бельджамен (близ Дубовки), поставленные в видах торговых и военных. Народонаселение Царицынского уезда состоит почти в равных частях из русских и малороссов, незначительную же часть его составляют калмыки, немцы и цыгане; в гор. Царицыне много евреев. При сопоставлении числа жителей с количеством церквей (включая в то число и монастыри) православного населения усматривается: к 1 января 1874 года - в г. Царицыне одна церковь приходилась на 1809 человек, в уезде — 1 церковь на 2679 человек. Отношение числа горожан к проживающим в уезде в 1873 году было: мужского пола 1:6,6 и женского 1:7, по городу Царицыну вместе с пос. Дубовкой таковое отношение было: мужского пола 1:1,9 и женского 1:2. Что касается отношения мужчин к женщинам, то таковое усматривается из нижеследующих данных: в г. Царицын 1:1, в уезде 1:1,09. По плотности, сообразуюсь с исчислением Швейцера, в Царицынском уезде (считая в нем 6091,7 квадр. верст) на 1 квадратную версту приходилось: в 1852 году, когда при отделении Царевского, Николаевского и Новоузенского уездов от Саратовской губ., последняя установилась в настоящих границах, — 7,2, а в 1874 году — 13 человек обоего пола. | |
Просмотров: 5186 | | |
Всего комментариев: 0 | |