Царицынский уезд (статья из Историко-географического словаря Саратовской губернии) часть 16

предыдущая

[1249]

  • 2) Солодчи — Стефанидовка — Александровка — Большая Ивановка — Лозная — Дубовка; протяжение дороги 90 верст; с веткой: Трудовка — Малая Воробцовка — Большая Ивановка (18 верст, 12 000 пуд.). Наибольшая грузонапряженность дороги — 400 000 пуд.; грузонапряженность эта увеличена на 250 000 пудов транзита из области Войска Донского в Дубовку.

Селения и имения, которые обслуживает эта дорога и грузонапряженность каждого участка видны из следующей таблицы:

Направление грунтовых дорог Селения и имения, везущие по дороге: Солдчи — Стефанидовка — Александровка — Б. Ивановка — Лозная — Дубовка Грузонапряженность в пудах
Полностью Расст. до центр. Частью Расст. до центр.
Солодчи (20 000)         20 000
5 верст        
Стефанидовка (3 000)         23 000
5 верст        
Александровка (30 000)         53 000
15 верст        
Б. Ивановка (30 000)         100 000
25 верст Им. И. И. Носова при Б. Ивановке (5 000) 60    
    Трудовка (7 000) 70
    Б. Воробцовка (Ивановка) (3 000) 67
    М. Воробцовка (Розенкам.) ( 2 000) 65
Лозная (50 000)         150 000 + 250 000 (транз.)
40 верст        
Дубовка        
  •  
  •  
  •  
  • [1250]

    3) Зензеватка—Грязная—Семеновка—Давыдовка—Дубовка; протяжение дороги 95 верст; с ветками: от Усть-Погожей (6 верст, 65 000 пуд.), Захаровки (45 верст, 45 000 пуд.), Большой Ивановки — Малой Ивановки (27 верст, 101 000 пуд.) и Прямой Балки (6 верст, 25 000 пуд.).

Наибольшая грузонапряженность дороги 770 000 пудов; грузонапряженность эта увеличена на участки Зензеватка—Давыдовка на 25000 пуд., на участке: Захаровка—Давыдовка — на 100 000 пуд. и на участке: Давыдовка—Дубовка — на 375 000 пуд. транзитом из области Войска Донского в Дубовку.

Селения и имения, которые обслуживает эта дорога и грузонапряженность каждого участка видны из следующей таблицы:

Направление грунтовых дорог Селения и имения, везущие по дороге: Зензеватка — Грязная — Семеновка — Давыдовка — Дубовка Грузонапряженность в пудах
Полностью Расст. до центр. Частью Расст. до центр.
Зензеватка         1 000 + 25 000 (транз.).
25 верст     Им. М. В. Персидского при Зензеватке (1 000) 96
Грязная (25 000)         26 000 + 25 000 (транз.)
15 верст        
Семеновка (38 000) Усть-Погожая (65 000) 50     129 000 + 25 000 (транз.)
25 верст        
Давыдовка (95 000)         395 000 + 375 000 (транз.).
30 верст Петропавловское (4 000) 60    
    Захаровка (14 000 + 100 000) 85
Им. Н. И. Чернушкина при Захаровке и бр. Прохоровых (12 000) 85    
      Дмитриевка (15 000) 80
  Им. Хлюпина при Б. Ивановке (24 000) 55    
  Малая Ивановка (75 000) 40    
  Хут. Рулев (2 000) 45    
  Прямая Балк (25 000) 20    
Дубовка          
  • а) Верстах в 12 от Дубовки эта дорога сходится с дорогой Солодча — Стефанидовка — Большая Ивановка — Лозная — Дубовка, грузонапряженность которой 400 000 пуд., так что грузонапряженность последних 12 вер. будет 1 070 000 пуд.

  • б) Грузонапряженность участка Захаровка—Давыдовка увеличивается на 100 000 пуд., участка Зензеватка—Давыдовка — на 25 000 пуд., участка Давыдовка—Дубовка — на 225 000 пуд. транзитами из области Войска Донского, идущими ио этой дороге.

4) Родники—Олени—Дубовка; протяжение дороги 30 вер.; с ветками от: Широкого (2 вер., 27 000 пудов), Водяного (3 версты, 30 000 пудов), Екатериновки—Михайловки (2 версты., 34 000 пудов) и Песковатки (5 верст, 49 000 пуд.).

Наибольшая грузонапряженность дороги 218 000 пудов; грузонапряженность эта увеличена на 25 000 пуд. транзита из Дубовки в Балыклей.

[1252]

Селения и имения, которые обслуживает эта дорога и грузонапряженность каждого участка видны из следующей таблицы:

Направление грунтовых дорог Селения и имения, везущие по дороге: Родники — Олени — Дубовка

Грузо-

напряжен-

ность в пудах

Полностью Расст. до центр. Частью Расст. до центр.
Родники (16 000)         73 000
14 верст     Стрельное и Широкое (27 000) 30
    Водяное и хут. Западный и Селезнев (30 000) 25
Олени и хут. Алтухов (34 000)        

193 000

+

25 000

(транз.).

  Им. А. П. Корбутовского при Оленях (3 000) 16    
  Екатерновка (22 000) 17    
  Им. Л. Я. Вебер при Екатериновке (7 000) 17    
  Михайловка (5 000) 18    
  Песковатка (49 000) 8    
Дубовка          

Грузонапряженность участка Олени—Дубовка увеличивается на 25000 пудов товарами, идущими по дороге: Балыклей—Дубовка.

[1253]

Верстах в 5 от Дубовки эта дорога сходится с дорогой: Зен-зеватка—Грязная—Семеновка—Давыдовка—Дубовка, грузонапряженность которой 1 070 000 пудов, так что грузонапряженность последних 5 верст будет 1 288 000 пудов.

Пролейка. Границей грузового тяготения этого района может служить линия, проведенная через селения: Балыклей, Липовка, Ольховка, Грязная, Водяное. Подвоз грузов за последнее время к этой пристани равняется 415 000 пуд., из которых только 2000 пуд. приходится на хлеб частных владельцев; остальное же кол-во везется крестьянами.

Подвоз грузов происходит по следующим дорогам:

  • 1) Липовка—х. Полунин—Пролейка; протяжение дороги 50 верст; с ветками от Ягодной (15 верст, 15 000 пудов,) Ольховки (34 версты, 18 000 пуд.) и Балыклея (11 верст, 150 000 пудов).

    Наибольшая грузонапряженность 197 000 пуд.

    Селения и имения, которые обслуживает эта дорога, и грузонапряженность каждого участка видны из следующей таблицы:

    Направ-

    ление грун-

    товых до-

    рог

    Селения и имения, везущие по дороге: Липовка — Полунин хутор— Пролейка — Пристань

    Грузо-

    напряжен-

    ность в

    пудах

    Полностью Расст. до центр. Частью Расст. до центр.
    Липовка (14 000)         14 000
    15 верст        
    Полунин хутор         197 000
    35 верст        
          Ягодная (Таловка) (15 000) 50
          Ольховка (16 000) 60
          Им. Н. Н. Песидского при Ольховке (2 000) 60
          Балыклей (15 000) 20
    Пролейка (175 000)         372 000
    Пристань        

    <p>[1254]</p>

  • 2) Водяное—Пролейка (17 верст 43 000 пуд.), с веткою от Широкого (5 верст, 13 000 пуд.).

Балыклей. Как центр первого разряда, пристань эта не имеет почти никакого значения, так как за последнее время гужевой подвоз грузов к ней достигает только 106 000 пуд., считая и вывоз из с. Балыклея.

Центр этот обслуживает исключительно крестьян и скупка хлеба в нем производится большею частью приезжими покупателями.

Подвоз грузов к Балыклею происходить только по двум дорогам:

  • 1) Липовка—Щепкин хутор—Балыклей; протяжение дороги 30 вер., с ветками: Варькин хутор (10 вер., 8000 пуд.).

Наибольшая грузонапряженность 93 000 пуд.

Селения и имения, которые обслуживает эта дорога и грузонапряженность каждого участка видны из следующей таблицы:

Направ-

ление грун-

товых до-

рог

Селения и имения, везущие по дороге: Липовка — Щепкин хутор — Балыклей — Пристань

Грузо-

напряжен-

ность в

пудах

Полностью Раст. до центр. Частью Расст. до центр.
Липовка (14 000)         14 000
5 верст        
Щепкин хутор (6 000)         28 000
25 верст        
      Варькин хутор (8 000) 17
Балыклей (65 000)       30 93 000
Пристань        
  • 2) Грязная-Балыклей (30 верст, 13 000 пудов).

    [1255]

Быковы хутора. Центр этот находится в Самарской губернии и из Царицынского уезда в него везет только Романовская волость и с. Липовка и исключительно зимой. Гужевой подвоз грузов в него из Царицынского уезда равняется 95 000 пуд., который происходит по дороге: Липовка—Щепкин хутор—Варькин хутор—Караваинка—Быковы хутора, с веткой от Романовки (8 верст, 40000 пуд.); протяжение дороги 31 верста; наибольшая грузонапряженность 95 000 пуд.

Селения и имения, которые обслуживает этот путь, и грузонапряженность каждого участка видны из следующей таблицы:

Направ-

ление грун-

товых до-

рог

Селения и имения, везущие по дороге: Липовка — Щепкин хутор — Варькин хут. — Караваинка — Быковы хутора

Грузо-

напряжен-

ность в

пудах

Полностью

Расст.

до

центр.

Частью

Расст.

до

центр.

Липовка (14 000)         14 000
5 верст        
Щепкин хутор        
13 верст        
Варьких хутор (16 000)         30 000
10 верст        
Караваинка (25 000)         95 000
3 версты     Романовка (40 000) 17
Быковы хутора        

В район грузового тяготения г. Камышина, кроме южной части Камышинского уезда, входит еще северная часть Царицынского уезда и пограничная полоса области Войска Донского.

<p>[1256]</p>

Дорога на г. Камышин из северной части Царицынского уезда обслуживает следующие селения и имения:

Направ-

ление грун-

товых до-

рог

Селения и имения, везущие по дороге: Михайловка — Давьяловка — Каменный Брод — Успенка — Ольховка (Цар. у.) — Свиновка — Саломатино — Хут. Воинов — Камышин

Грузо-

напряжен-

ность в

пудах

Полностью

До Ка-

мышина

Частью

До Ка-

мышина

Михайловка (Цар. уез.) (20 000)         20 000
10 верст        
Давьяловка (3 000)         23 000
6 верст        
Каменный брод (18 000)         50 000
  Хут. О. А. Всеволжского при Каменном Броде (9 000) 87    
Успенка (28 000)         78 000
6 верст        
Ольховка (84 000) Хутора при Ольховке Перфилова (4 000) 70     284 000
  М. П. Персидского (3 000) 70    
  Н. П. Персидского (2 000) 70    
  Хут. П. А. Давьялова при Каменном Броде (6 000) 80    
  Зензеватка (6 000) 70    
      Хут. М. П. Персидского при Зензеватке (2 000) 70
      Хут. наслед. И. Г. Полякова при Кленовке (2 000) 70
  Гусевка (20 000) 60    
      Хут. при Гусевке наслед. Н. И. Кожина (7 000) 55
      Гусевская община (2 000) 60
      Е. П. Грековой (4 000) 60
      В. П. Шемякина (10 000) 50

Протяжение этой дороги по Царицынскому уезду 49 верст. Свиновка (Саламатинский выселок) и следующие селения и имения по этой дороге, на протяжении 47 верст, до г. Камышина принадлежат к Камышинскому уезду. Дорога эта, верстах в [1258] 10 от Камышина сходится с другой дорогой — Грязная—Ягодная—Ново-Александровка—Ежовка (Царицынского уезда)—Таловка (Камышинского)—Камышин, грузонапряженность которой — 456 000 пуд., а протяжение 70 вер. (37 по Царицынскому уезду и 33 по Камышинскому), с ветками от Липовки и х. Щепкина (22 версты, 88 000 пуд.), Романовка—Чухонастовка (20 верст, 87000 пул.) Царицынского уезда.

Затем существуют еще дорога из Царицынского уезда на г. Камышин от с. Караваинки (Царицынского уезда) на с. Антиповку—Средние Сестренки—Камышин; протяжение ее 45 верст и грузонапряженность 236 000 пуд.

Что касается до транзитных путей, то их собственно говоря — нет, они утратили свое прежнее значение, с увеличением сети железных дорог. По Царицынскому уезду пролегают следующие тракты:

  • 1) Камышин—Балыклей—посад Дубовка—Царицын; по этому тракту незначительное движение наблюдается в зимнее время между соседними центрами; кол-во проходящих транзитных грузов между Камышином и Балыклеем равняется 50 000 пуд., Балыклеем и Дубовкой — 25 000 пуд., Дубовкой и Царицыном — 50 000 пуд.; направление его: Камышин—Белые Горки—Балыклей—Оленье—Дубовка—Пичуга—Царицын.

  • 2) Астрахань—Царицын, через Сарепту. По этому тракту из Астрахани, и ее губернии провозится рыба — до 1 300 000 пуд.; 3) В Царицын из области Войска Донского провозится транзитом хлеб: через Червленоразное — 250 000 пуд., через Ивановку и Отраду — 150 000 пуд., мимо ст. Крутой и Разгуляйки — 100 000 пуд. и через Городище — 100 000 пудов.

В «Очерках по истории Саратова и Саратовской губернии» П. Ф. Хованского, 1884 и 1894 гг., мы имеем следующие разные заметки по Царицынскому уезду.

  • 1) В 1375-76 гг. Новгородские удальцы спустились вниз по Волге, под предводительством какого-то Прокопия, и грабили, пользуясь страшными неурядицами между татарскими ханами, владевшими Волгою от Казани до Астрахани, без сопротивления все встречавшееся по этой реке до самой Астрахани (тогдашней Хазиторокани), не пощадив и татарской столицы — Сарая; только в Астрахани дал им отпор, царствовавший там кн. Салчей.

  • 2) Между развалинами большого татарского города, ок. д. Мечетной и х. Нижнего Мечетного, были видны остатки крепости караван сарая и мечети. Здесь же найдены были драгоценные вещи, золотые седельные украшения и проч.; описание этих развалин сделал Паллас, причем он высказал предположение, что здесь находилось предместье столицы Золотой Орды — Сарая. Близ с. Городища, лет 60 тому назад, стояли развалины довольно обширного каменного здания и находимы были разные вещи, но ныне от развалин ничего не осталось.

  • 3) Когда в г. Саратове полдень (12 часов), то в [1259] гор. Царицыне — 11 часов 53 мин. 48 сек., в посаде Дубовке — 11 часов 55 мин. 4 сек., колонии Сарепте — 11 часов 53 мин. 56 с., в Москве — 11 часов 26 мин. и Петербурге — 10 часов 56 мин. 56 сек.

  • 4) Писатели и ученые — уроженцы Царицынского уезда: Гамель Иосиф Христианович родился 30 января 1788 г. в Сарепте, где отец его был полицеймейстером. Получив здесь первоначальное образование, Гамель на 19 году поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которая была основана не более как за 10 лет до его поступления. 23-х лет он кончил академию с зол. медалью и оставлен при Академии; 25 лет получил степень доктора медицины. Он более любил опытные науки, любил заниматься историей промышленности. В 1813 г. Гамель был послан в Англию для изучения технологии, разных нововведений и открытий в области промышленности. Добываемые за границей из опытов своих и наблюдений полезные сведения, Гамель спешил сообщить в Россию и желал видеть в своем отечестве все те улучшения и изобретения, которые делались в то время на западе. Масса сообщений Гамеля подобного рода помещена была в «Северной почте» и разных иностранных журналах; кроме того, он издал несколько своих сочинений. Затем Гамель поступил в число академиков, не переставая производить исследования о новых средствах и материалах для применения к промышленности. Последние годы Гамель грудился над историею телеграфии; он умер в 1861 г. Волохов Петр Михайлович, происходящий из Дубовских мещан, воспитывался в Саратовской гимназии, но не окончил курса, выйдя из 6 класса. В 1873 г. Волохов поступил вольнослушателем в Казанский университет на юридический факультет: впоследствии он переселился в Петербург, оставив в 1875 г. университет. Служа в конторе Петербургского патронного завода, он стал писать в «Петербургском листке» и в «Иллюстрированной неделе». В 1879 г., в «Отечественных записках» (кн. 7) был напечатан большой рассказ Волохова — «Провинциальная газета». В еженедельном «Новом времени» было напечатано несколько рассказов Волохова, под общим заглавием — «Из записок сельского учителя».

  • 5) У нас имеются некоторые сведения о народных бедствиях в Царицынском уезде, во второй половине XIX столетия: в 1873 г. в Царицынском уезде побито градом 200 десятин хлеба на сумму — 5 330 руб. В 1867 г. по уезду было 26 пожаров, сгорело 28 строений, убытку причинено на сумму 3 518 руб.; в 1868 г. — 9 пожаров, сгорело 12 строений, на сумму 3 811 руб.; в 1869 г. — 31 пожар, сгорело 43 строения, на 28 033 руб.; 1870 г. — 19 пожаров, сгорело 76 строений, на 18 546 руб.; в 1871 г. — 18 пожаров, сгорело 19 строений на 7 530 руб.; в 1872 г. — 14 пожаров, сгорело 42 строения, на 7 425 руб.; в 1873 г. — 20 пожаров, сгорело 36 строений, на 8 403 руб. Всего в течение этих 7 лет в уезде было: 137 пожаров, сгорело 316 строений, на сумму 77 467 руб. В 1880 г. 8 июня в с. Ерзовке (Ниж. Пичуга тож) в несколько часов сгорело — 155 дворов

Член Саратовской Ученой Архивной Коммнссин С. Щеглов.

Категория: Царицын и уезд | Добавил: shels-1 (24.09.2010)
Просмотров: 239 | Теги: Царицынский уезд | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]