ЦАРИЦЫН, уездн. гор., на песчаных буграх прав. б. при речке Царице, в 55 в. от Дубовки с пристанью. У Царицына оканчиваются настоящие приволжские горы, но берег довольно возвышен до Черного Яра; вышина берега у Царицына 40 саж. Царицын первоначально был построен по повелению царя Иоанна Грозного на острове, лежащем против нынешнего города; потом был перенесен на прав. берег на устье речки Царицы.Речка эта, как говорит предание, названа от дочери Батыя; по другому же преданию, название и реки и города произошло от Царицы, супруги Батыя. До основания крепости здесь кочевали татары Золотой Орды, и на том месте, где теперь церковь Иоанна Крестителя был дворец Батыя. Царицын заселялся в разное время, сначала русскими и казанцами, потом переселенцами из Азова. Для защиты от нападения Ордынцев, в 1694 г. была проведена земляная линия от Царицына до Дона с тремя крепостями. В 1718 г. Царицын был причислен к Астраханской, в 1752 г. к Саратовской губ. В 1722 г. здесь был Петр I; он утвердил права жителей на окружные земли, был на собрании граждан отдал им свою фуражку и трость и сказал: "вот вам моя трость; как я управлялся ею с друзьями, так и вы обороняйтесь ею от врагов и как никто не смеет этот картуз с головы Царского Величества снять, так никто не смеет вас из Царицына выводить". Обе эти вещи хранятся в Думе. В 1773 г. Царицын выдержал сильную осаду Пугачева. Город состоит из нескольких частей: крепости, обнесенной валом и трех форштадтов: Царицынского, Преображенского и Бутырского; в нем считается 8 370 жителей, 12 кам. и 910 дер. домов, 6 кам. церквей, уездное училище и калмыцкое училище (открытое в 1839 году для распространения евангельского учения между калмыками), городская больница, две частные богадельни, трактир и гостинный двор. Заводов здесь только 6: 3 кирпичных и 2 салотопенных и 10 мельниц; есть горчичный завод и мойки для шерсти. В Царицыне бывают 3 ярмарки. Вообще торговля и промышленность не в цветущем состоянии от близости Дубовки, где сосредоточивается главная торговая деятельности края. На пристани Царицынской получается лесной товар, хлеб, железо, спирт, рыба и др. Лес доставляется из Казанской и Вятской губ., железо с Нижегородской ярмарки, спирт идет из Симбирской губ., рыба из Астрахани. В 1861 г. к пристани было подвезено товаров 336 812 пуд. на сумму 197 220 руб.; из этого количества муки ржаной 500 п. и пшеничной 1 090 пуд., вина виноградного 1 922 п., фруктов 3 415 п., масла деревян. 1 500 п., сала 1 070 п., горчицы 5 679 п., шерсти 9 733 п. и антрацита 278 400 п. Все эти товары развозятся во внутренние губ. и поволжские города. Для этого употребляются фурщики, которых иногда приходит в Царицын до 7 000 челов., при них до 80 000 быков. Но одним из главных мест сбыта товаров является Дон. Дорога от Царицына идет к двум пунктам: Качалину около 60 в. и Калачеву несколько более. Товары, идущие этим путем (также на волах), состоят преимущественно из икры с каспийских промыслов, сарачинского пшена из закавказских провинций и других предметов, подвозимых из Астрахани. Разобранные барки идут только на Качалинскую пристань. Во время весеннего разлива Дона товары везутся к Качалину, а когда вода сбудет, то к Калачеву. Возчики предпочитают первый тракт, потому что, по Калачевскому тракту около Дона, идут на 20 в. пески. Купцам же удобнее отправлять товары на Калачев, потому что здесь пристань просторнее и выше над водою, чем в Качалине. При том при сплаве грузов вниз к Дону избегаются 3 переката, находящиеся выше Калачева между ним и Качалиным. Для удобства сообщения между Волгой и Доном в 1858 году образовалось общество Волжско-донской железной дороги с капиталом в 4 000 000 руб., разделенным на 10 000 акций по 400 р. каждая. Дорога идет от Волги в 41/2 в. от Царицына до Калачевского хутора и составляет 741/2 вер. На Донской станции будут устроены магизины для 100 000 четв. хлеба. По смете дорогоа обойдется в 4 200 000 р. За провоз товаров с нагрузкою и выгрузкою полагается взимать по 4 к. с пуда и с пасажиров III класса по 1 к. на версту, т. е. всего 75 к. Необходимым продолжением железной дороги есть пароходство на Дону. Пароходы на Дону ходят от Калачевского хутора вверх до Качалинской пристани, и вниз до Ростова по 1-му разу в неделю; по Азовскому морю между Ростовом и Таганрогом по 3 раза в неделю, а в ярмарочное время ежедневно (*). (*) Общество Волжско-донской железной дороги имеет следующие пароходы: пассажирские: Аксай 50 сил, Атаман, Донец, Казак 60 сил и Волга 80 сил; буксирные: Ласточка 24 силы, Ростов, Нихичевань 50 и Дон 80 сил. Кроме того, изготовляются еще один пассажирский и три буксирных парохода. Плата за проезд в 1861 году была следующая: по Калачево-Качалинской линии I класс 15 рублей, II - 10 рублей, III - 5 рублей; по Калачево-Ростовской I класс - 4 руб., II - 2 руб., III - 1 рубль; по Ростово-Таганрогской линии I класс - 2 руб., II - 1 руб. Сведения о нынешних ценах можно узнать в Калачеве у агента общества г. Шейковского и в Ростовской конторе пароходства, а также в Царицыне в конторе общества и Таганрог у агента г. Яковенко. Таким образом по Волжско-Донской железной дороге будут провозимы исключительно товары, назначенные для отпуска за границу, через Азовское и Черное моря; хлеб и военные снаряды для войск на западной стороне кавказской линии, железо уральское и лесной товар для продовольствия южной России. Горный берег у Царицына представляет два рода весьма замечательной глины; одна белая, в виде порошка и употребляется туземцами на беление стен, другая бурая, слоистая встречается большими массами у самого берега Волги и от просачивания воды делается рыхлою и часто обваливается целыми глыбами. В самом Царицыне есть место в конце города, где жители через каждые десять лет принуждены бывают перестраиваться, потому что дома их постепенно приближаются к самому берегу. В глинистом бер. выше города саженях в 4-х над уровнем Волги найдена была мель из устриц, толщиною от 1/4 до 1 аршина, которая занимала пространство целой версты. Все раковины лежали горизонтально слоями и составляли с песчаным хрящем одну твердую массу. Близ Царицына добывается белый камень довольно твердый, употребляемый туземцами для надворных построек. Верстах 2-х от Царицына Волга обходит большой заселенный остров Сарпинский, 12 вер. длиною, заключающийся между устьями реки Царицы и Сарпы; тут же проходит перекат Сарпинский длиною 1 в. и глубиною 7 ф. 6 д. в весеннее время. Река Сарпа представляет последний приток Волги; она вытекает из безводной соляной Куманской степи и образует у самого истока своего множество глубоких, широких заливов, поросших камышом и озер, соединенных мелкими каналами. На Сарпе с версту от В. лежит кол. Сарепта. Когда Екатерина II издала свои манифесты 1762 и 63 годов, которыми вызывала иностранных поселенцев в Россию, то первая колония, основанная ими в Саратовском крае, была Сарепта, колония братьев гернгутеров. Степь и название р. Сарпы напомнили первым основателям ее о шествии пророка Илии в город Сарпат, или Сарепту, и они назвали свое поселение Сарептою. Агент евангелического братства. гернгутеров Петр Конрад Фриц заключил с русским правительством договор о поселении братьев на лучших землях и с самыми выгодными условиями. Они сами выбирали земли, сами делили их между собою, имели свою внутреннюю полицию, свой суд и расправу, получил право торговать, заводить фабрики, заводы, беспрепятственно курить вино, пользоваться исключительно рыбными ловлями и звериными промыслами. Они были освобождены в течение 30 лет от всяких податей, кроме акцизных пошлин, были навсегда изъяты от рекрутской повинности и имели право свободного выезда из России, с отдачею 5-й части всего нажитого имущества в казну в случае выезда навсегда. Кроме этих привилегий, им было дано материальное вспомоществование для построек и обзаведения. Из всех колоний Сарепта уже в 1767 году обратила на себя внимание правительства. В 1774 г. она сильно пострадала: Пугачев сжег ее до основания; жители ушил заранее в Астрахань, но по усмирении волнений, они снова возвратились, и с тех пор постепенно колония приходила в более и более цветущее состояние. В 1793 году Павел I дал право жителям Сарепты торговать свободно по всей России. В настоящее время всей земли у колонистов - 17 167 десятин; в Сарепте находится 56 кам. и 136 дерев. дом., вне колонии 1 кам. и 45 дер. дом., здесь есть одна церковь, школа для мальчиков, для девочек, вдовий дом и 450 жит. Колония устроена красиво и опрятно, жители гораздо образованнее других поселенцев. Хлебопашество идет здесь дурно, но садоводство приносит большой доход. Главную же отрасль занятий жителей Сарепты составляет с давних времен фабрики и ремесла. В ней находятся следующие фабрики: горчичная (Глича и Кнобло), табачная, чулочная и колпачная, красильная и 3 ткацких, заводы: винокуренный, пивоваренный, мыльный и свечной, кожевенный, гончарный и кирпичный. Горчичная фабрика Глича самая важная в колонии; она основана в 1815 году г. Нейцом и най ежегодно приготовляется до 1 000 пуд. горчицы и до 300 пуд. горчичного масла. Для продажи своих изделий колония имеет своих коммисионеров в С.-Петербурге, Москве, Саратове и Астрахани. На фабрике паровая машина в 18 сил; с недавнего времени здесь стали разводить сорго. В 1860 г. Лангерфельд делал первый опыт посадки сорго и устроил фабрику; но его попытка была сначала неудачна. По последним же известиям, сорго растет хорошо и на песчаной и на глинистой почве и дает удовлетворительные результаты; с десятины собирали 500 - 600 пуд. Сорго продается по 10 коп. за пуд. Для путешественника в Сарепте покажется отрадным явлением порядочная гостиница: он может в ней хорошо покушать и выпить бутылку плохого пива; но, кроме этого, он не вынесет никакого другого впечатления из скучной Сарепты, приходящей ныне год от году в упадок. От пр., где останавливаются пароходы, Сарепты не видать; в праздничные дни она наполняется народом; но никогда не отличается гостеприимством. Здесь и за деньги ничего нельзя достать. Путеводитель по Волге. Составил П. П. Нейдгардт. Санкт-Петербург, 1862. В типографии В. Безобразова и комп. Страницы 86 - 92 | |
Просмотров: 1091 | | |
Всего комментариев: 0 | |