С волнением и гордостью следите вы, ребята, за ходом великих работ, начатых советскими людьми на Волге, Днепре и Аму-Дарье. На наших широких реках возводятся самые большие в мире электростанции, плотины, через засушливые степи и пустыни прокладываются невиданной длины каналы. Как же будут выглядеть эти гигантские сооружения? Каков будет внешний облик первых строек коммунизма? Величественный шлюз № 1 открывает вход в канал со стороны Волги. Об этом мы узнали в архитектурном отделе Гидропроекта, которым руководит лауреат Сталинской премии архитектор Леонид Михайлович Поляков. Он возглавляет большой коллектив зодчих, художников и скульпторов, работающих над проектами архитектурных сооружений будущих гидроузлов. Леонид Михайлович рассказал нам о работе коллектива и показал альбомы с проектами будущих сооружений. Раньше на этом месте была полупустыня, а теперь здесь Варваровский гидроузел: плотина, водосброс, насосная станция и шлюз № 10, который вы видите. * * * В нашей стране не найдёшь, пожалуй, такого уголка, где бы не шла стройка. Мы возводим новые дома и новые школы, новые заводы и новые театры, новые стадионы и новые клубы. И что бы ни строили советские архитекторы, они всегда стремятся сделать любое сооружение не только прочным, удобным и долговечным. Они хотят, чтобы каждое новое здание было и очень красивым, чтобы созданные ими постройки радовали глаз, украшали советские города и сёла, несли народу искусство наших лучших художников. С особенной заботой и любовью, с особым увлечением работают советские архитекторы над проектами гигантских сооружений на Волге, Днепре и Аму-Дарье. То, что советский народ строит на века, должно быть величественным и прекрасным. Какие бы каналы, шлюзы, плотины ни сооружались в капиталистических странах, там обычно не заботятся, красивы или уродливы будут их очертания. Ведь для капиталистов любое предприятие — лишь средство наживать деньги. Им неважно, как выглядит электростанция, только бы она давала как можно больше дохода. Выгадывая каждую копейку, капиталисты наскоро возводят голые железобетонные коробки, нагромождают однообразные строения из стекла и железа. Чаще всего эти сооружения грубо нарушают природную прелесть пейзажа, выделяются безрадостными, серыми пятнами на фоне лесов и гор. У нас другой мир, другие задачи. Перестраивая и подчиняя себе природу, советские люди украшают её созданиями своего труда. Весной этого года новый нарядный теплоход пройдёт по каналу, соединившему Волгу с Доном. Давайте вообразим, что мы осматриваем с борта этого теплохода сооружения канала. Последний шлюз перед выходом в Дон — шлюз № 15. Отсюда теплоход поплывёт по Дону к открытым морям. ...Пароход приближается к входу в канал. На одетом в светлый гранит обрыве возвышается величественная статуя того, кому советский народ обязан всеми своими победами. Товарищ Сталин!.. Его изображение высотой в 25 метров сделано из чеканной меди. Скульптору Е. В. Вучетичу удалось создать величественный образ вождя. Лицо вождя обращено к Волге, к кораблям, входящим в канал. Напротив, на украшенном цветником островке, возвышается стройное и лёгкое здание маяка. Так открывается путь к далёким морям. Пароход входит в канал. На изумрудной зелени откосов ярко выделяется узор каменной кладки. А вот и первый шлюз. Монументальная арка соединяет берега, облицованные белым, как снег, камнем. Сколько изящества в чугунном кружеве оград! Как красивы барельефы, вознесённые над тихой водой! Шлюз сменяется шлюзом, один прекраснее другого. Каждый отличается от соседних, но чем-то на них похож. Один общий архитектурный стиль объединяет творчество многих зодчих. Величественным языком архитектуры строители рассказывают о мыслях и чувствах людей, создававших эти замечательные сооружения. Они стремятся воплотить в камне наше ясное, светлое и радостное будущее. Сооружения рассказывают и о славном прошлом тех мест, по которым пролегла бирюзовая нить канала. Вот здесь шли жестокие бои в дни Отечественной войны. На этой равнине наши войска сомкнули стальное кольцо окружения, сковавшее десятки фашистских армий. Арка шлюза украшена высеченными из камня победными знамёнами и увенчана скульптурными изображениями доблестных советских воинов. А вот и последний шлюз перед выходом в Дон. На верхних площадках высоких башен словно застыли в стремительном порыве донские казаки... Эта красивая гидроэлектростанция с гигантской плотиной расположена на Цимлянском гидроузле. В зеркальной воде шлюзов отражаются стены, массивные лестницы, набережные, лёгкие колонны портиков, выразительные барельефы и стройные статуи, украшающие арки и башни. Но не думайте, что все эти огромные сооружения построены только для того, чтобы сделать новый канал красивым и нарядным. Нет, они необходимы для его работы. В башнях разместятся сложные и громоздкие механизмы, наполняющие шлюзы водой. В арках скроются гигантские стальные ворота, закрывающие входы в водохранилища. Даже эти лёгкие балкончики, прильнувшие к башням высоко над водой, устроены не зря. С них будут наблюдать за шлюзами дежурные механики. И все эти нужные для работы шлюзов сооружения выполнены в такой прекрасной форме, которая делает их произведениями искусства. Величественны и красивы будут и гигантские плотины на Днепре и Волге, огромные электростанции возле Куйбышева, Сталинграда и Каховки, сооружения на берегах Крымского и Туркменского каналов. Над их проектами работают лучшие наши архитекторы и скульпторы. Шлюз № 14 Цимлянского гидроузла. Их творчество, запечатлённое в камне, сохранится навеки, как чудесный памятник великой сталинской эпохи, эпохи строительства коммунизма. | |
Просмотров: 135 | | |
Всего комментариев: 0 | |