И. Винокуров САМОЛЕТ ЛЕТИТ

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

НА АЭРОДРОМЕ

Интересно рано утром побывать на аэродроме!

Аэродром — огромное поле. По краям поля стоят самолёты. Много их тут, и все разные.

Вот этот — большой — возит сразу по многу пассажиров и поднимает тяжёлые грузы. А вот тот — совсем маленький. Кроме лётчика, в нём может поместиться только один или два человека.

Здесь же, рядом, находятся мастерские, склады и большие, высокие ангары, куда вкатывают самолёты во время ремонта.

Раньше всех на аэродром приходят техники. Первым делом они проверяют, хорошо ли работают у самолётов моторы.

Вот техник осмотрел машину, проверил исправность моторов. Тут к самолёту подъехал автозаправщик.

—    Будете заправляться? — спросил шофёр у техника.

—    Обязательно! — ответил техник и взобрался на крыло самолёта. .

Шофёр протянул - ему длинный резиновый шланг. Техник вставил конец шланга в бак, устроенный в крыле, и бак постепенно стал заполняться горючим.

Для полёта нужно много горючего. Чем больше самолёт, чем дальше надо лететь, тем больше требуется горючего.

Но вот баки наполнились до краёв.

—    Довольно!— крикнул техник. — Спасибо!

—    Летите на здоровье! — ответил шофёр и повёз горючее к другому самолёту.

Только отъехал автозаправщик, к самолёту подкатил тягач, подцепил его на буксир и потянул к перрону аэровокзала. Там уже ждал машину командир самолёта.

—    Ну, как дела? — спросил он у техника.

—    Всё в порядке! — ответил тот.

Командир внимательно проверил, готова ли машина к полёту, и разрешил начать погрузку.

Тягач подвёз к самолёту целый поезд вагонеток с багажом. В самолёт погрузили ящики, чемоданы, корзины и термосы с горячей едой для пассажиров.

Пока шла погрузка, командир тоже готовился к полёту.

Получив у диспетчера полётный лист, в котором написано, куда надо лететь и какой везти груз, командир отправился в штурманскую комнату, чтобы разработать план своего полёта.

Потом зашёл на метеорологическую станцию узнать, какая погода ожидает его в пути. Очень часто бывает так: над аэродромом ясное небо, светит солнце, а пролетит лётчик час или два, его встречает уже совсем другая погода.

Наконец командир выяснил всё, что было нужно, и доложил начальнику:

—    Я готов к полёту. Разрешите вылетать?

—    Хорошо, — сказал начальник,— летите. Желаю вам счастливого пути.

И командир направился к своему самолёту.

Возле самолёта уже стоял самоходный трап — высокая лестница с перилами. По трапу в самолёт поднимались пассажиры.

—    Можно лететь? — спросили у командира его помощники, когда посадка закончилась.

—    Летим! — ответил командир и прошёл в пилотскую кабину.

К самолёту снова подъехал тягач и на буксире потянул его к началу бетонной дорожки.

Какой бы ни был большой аэродром, взлетать самолёты могут только с одного места. Это место называется стартом. Его легко узнать. Весь аэродром покрыт травой, а там, где старт, проложена прямая широкая дорожка из бетонных плиток.

На старте строгий порядок. А следит за порядком диспетчер командного пункта.

—    Я ЭЛ-5612, разрешите запустить двигатели? — спрашивает по радио командир самолёта.

—    Разрешаю, — отвечает диспетчер.

Заработали двигатели, быстро завертелись винты самолёта.

—    Я ЭЛ-5612, двигатели в порядке. Разрешите выруливать на старт?

—    Разрешаю.

Теперь уже сам, без помощи тягача, самолёт выруливает на старт и останавливается, приготавливаясь к разбегу.

—    Я ЭЛ-5612. Разрешите взлёт?

—    Разрешаю, — отвечает диспетчер.

Двигатели начинают работать сильнее. Всё быстрей и быстрей вертятся винты. И вот самолёт уже бежит по бетонной дорожке. Потом отрывается от земли и начинает подниматься всё выше и выше.

—    Я ЭЛ-5612, на борту всё в порядке, — говорит по радио командир самолёта.

А на старте уже дожидается своей очереди другой самолёт.

—    Я ЭЛ-6317. Разрешите взлёт?

—    Разрешаю, — снова отвечает по радио диспетчер командного пункта.

И в небо поднимается ещё один самолёт. А за ним ещё и ещё... Днём и ночью на аэродроме не стихает гул моторов. Одни самолёты улетают, другие прилетают.

Много дел у наших лётчиков. У каждого своё задание.

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

СКВОЗЬ БУРАН

Жарко или холодно, зима или лето — высоко в горах никогда не тает снег. Потому его и называют вечным снегом.

В некоторых местах, близко к вершинам гор, стоят маленькие, крепко сколоченные домики. Это высокогорные метеорологические станции. Круглый год живут в них и трудятся научные работники —метеорологи. Налетают ли из-за гор холодные ветры, набегают ли дождевые облака — обо всех переменах погоды метеорологи предупреждают по радио.

Некоторые метеорологи живут так высоко в горах, что редко какая птица туда залетает. Все, что нужно для жизни и работы на высокогорных станциях, учёным доставляют самолёты.

Как-то раз на одной такой станции заболел человек. С каждым днём ему становилось всё хуже. Два его товарища день и ночь дежурили у постели больного. Но ничем помочь не могли. Тогда они послали по радио телеграмму:

"Заболел наш товарищ. Опасаемся за его жизнь".

Сразу же, как только на аэродроме получили эту телеграмму, в воздух поднялся небольшой самолёт с красными крестами на крыльях и хвосте. В самолёте, кроме лётчика, находился доктор.

Лётчику не раз приходилось летать на эту станцию. Он знал, что она расположена на самой высокой горе. В ясные дни белая вершина горы искрилась под солнцем и чёрный домик был виден издалека. Но едва задувал ветер, горная вершина пропадала из виду. С каждым порывом ветра вздымались большие тучи снега, и постепенно гора как будто закутывалась в толстое снежное одеяло.

Всё выше в горы забирался самолёт. Погода была хорошая. Лётчик спокойно вёл машину вперёд и время от времени говорил доктору, как называется гора или ущелье, над которыми они пролетали.

На станции уже знали, что к ним вылетел санитарный самолёт с доктором на борту, и с нетерпением его ожидали. Чтобы долететь до станции, требовалось не больше полутора часов. Но метеорологи беспокоились, как бы не ухудшилась погода. В непогоду лететь в горах, среди узких ущелий, очень опасно.

По лётным правилам, лётчик должен немедленно вернуться назад, как только он увидит, что начинается ветер. А в горах погода очень изменчива. Часто бывает так: вот только сейчас небо было ясное — и вдруг, откуда ни возьмись, из-за гор потянулись облака, задул ветер, закружились снежные вихри и начался буран.

Но пока погода была лётная. И ровно через полтора часа самолёт был уже у цели.

Сделав круг, лётчик примерился и точно посадил самолёт на маленькую площадку. Не выключая мотора, он развернул машину и подрулил к самому домику.

—    Принимайте доктора!—крикнул лётчик.

—    А мы, кажется, вовремя поспели, — добавил доктор, вылезая из машины, и показал лётчику на тёмное облачко, которое медленно выползало из-за края соседней горы.

—    Теперь оно нас не испугает, — ответил лётчик.— Переждём здесь непогоду. А потом полетим обратно.

Доктор сразу принялся осматривать больного. А лётчик сообщил по радио начальнику аэродрома о благополучном прилёте на станцию. Заодно лётчик передал, что погода начинает ухудшаться.

—    Обязательно дождитесь хорошей погоды, — ответил начальник,— и только тогда возвращайтесь.

—    Ну, как больной? — спросил лётчик у доктора, когда тот закончил осмотр.

—    К сожалению, положение очень тяжёлое,— ответил доктор. — Больной нуждается в срочной операции.

Из-за соседней горы ползли серые густые облака. Ветер налетал всё чаще и чаще. Посыпал снег. Начинался буран. Вылетать в такую погоду было очень рискованно. Но лётчик сказал:

—    Готовьте скорей больного!

Пока доктор с помощью метеорологов одевал и укутывал больного, лётчик доложил по радио начальнику аэродрома, что погода всё больше портится, но больному нужно срочно делать операцию, и, если они сейчас же не доставят его в больницу, больной погибнет. Лётчик попросил у начальника разрешения на вылет.

Начальник знал, какая серьёзная опасность грозит лётчику, если тот вылетит в дурную погоду. Но в то же время он так же, как и лётчик, понимал, как важно спасти жизнь больному.

И начальник ответил:

—    Действуйте по своему усмотрению!

—    Спасибо за доверие! —сказал лётчик. — Немедленно вылетаю.

..С каждой минутой погода ухудшалась. Всё сильнее становились порывы ветра. Ветер вздымал тучи снега. И самолёт шёл, словно пробиваясь сквозь снежную преграду.

Лететь было очень тяжело. Самолёт то подкидывало высоко вверх, то он точно в яму проваливался. Поднятый ветром снег застилал всё впереди. До боли в глазах лётчик всматривался в густую снежную пелену. Перед самолётом в любой миг могла возникнуть скала. Малейшая неосторожность — и самолёт разобьётся.

Всё пуще расходился буран. Густые тяжёлые облака нависали над острыми скалами, косматились и заполняли собой каждое ущелье, каждую выемку в горах. Они будто хотели закрыть отважному лётчику дорогу в долину...

Прошло уже два часа, как лётчик вылетел со станции. Те, кто был на аэродроме — и лётчики и механики, — все знали, что их товарищ, несмотря на метель в горах, решился доставить больного в больницу. С тревогой смотрели они в ту сторону, откуда мог появиться самолёт. Но время шло, а самолёта всё не было и не было.

—    Товарищ начальник, — не утерпел один из лётчиков, — разрешите, я полечу на разведку! Может быть, он сел где-нибудь и нуждается в помощи.

Вдруг кто-то громко крикнул:

—    Летит, летит!

Из-за облаков появилась маленькая чёрная точка, и через несколько минут все увидели самолёт, который стремительно приближался к аэродрому. Когда он опустился на лётном поле, все бросились навстречу.

Лётчик вылез из кабины, подошёл к начальнику и сказал:

—    Разрешите доложить: задание выполнено!

Начальник посмотрел на его утомлённое лицо и крепко его обнял.

Больного метеоролога тотчас отвезли в больницу. Там ему сделали операцию. И жизнь его была спасена.

А через несколько дней, когда лётчик вернулся после выполнения нового задания, ему подали радиограмму, полученную с высокогорной станции:

"От всей души благодарим Вас за спасение нашего товарища. Восхищены Вашим лётным умением и бесстрашием. Мы знаем, что советские лётчики никогда не оставят человека в беде".

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

И. Винокуров - Самолет летит - рис. А. Лурье

Категория: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста | Добавил: shels-1 (28.05.2017)
Просмотров: 3549 | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]