НА АЭРОДРОМЕ Интересно рано утром побывать на аэродроме! Аэродром — огромное поле. По краям поля стоят самолёты. Много их тут, и все разные. Вот этот — большой — возит сразу по многу пассажиров и поднимает тяжёлые грузы. А вот тот — совсем маленький. Кроме лётчика, в нём может поместиться только один или два человека. Здесь же, рядом, находятся мастерские, склады и большие, высокие ангары, куда вкатывают самолёты во время ремонта. Раньше всех на аэродром приходят техники. Первым делом они проверяют, хорошо ли работают у самолётов моторы. Вот техник осмотрел машину, проверил исправность моторов. Тут к самолёту подъехал автозаправщик. — Будете заправляться? — спросил шофёр у техника. — Обязательно! — ответил техник и взобрался на крыло самолёта. . Шофёр протянул - ему длинный резиновый шланг. Техник вставил конец шланга в бак, устроенный в крыле, и бак постепенно стал заполняться горючим. Для полёта нужно много горючего. Чем больше самолёт, чем дальше надо лететь, тем больше требуется горючего. Но вот баки наполнились до краёв. — Довольно!— крикнул техник. — Спасибо! — Летите на здоровье! — ответил шофёр и повёз горючее к другому самолёту. Только отъехал автозаправщик, к самолёту подкатил тягач, подцепил его на буксир и потянул к перрону аэровокзала. Там уже ждал машину командир самолёта. — Ну, как дела? — спросил он у техника. — Всё в порядке! — ответил тот. Командир внимательно проверил, готова ли машина к полёту, и разрешил начать погрузку. Тягач подвёз к самолёту целый поезд вагонеток с багажом. В самолёт погрузили ящики, чемоданы, корзины и термосы с горячей едой для пассажиров. Пока шла погрузка, командир тоже готовился к полёту. Получив у диспетчера полётный лист, в котором написано, куда надо лететь и какой везти груз, командир отправился в штурманскую комнату, чтобы разработать план своего полёта. Потом зашёл на метеорологическую станцию узнать, какая погода ожидает его в пути. Очень часто бывает так: над аэродромом ясное небо, светит солнце, а пролетит лётчик час или два, его встречает уже совсем другая погода. Наконец командир выяснил всё, что было нужно, и доложил начальнику: — Я готов к полёту. Разрешите вылетать? — Хорошо, — сказал начальник,— летите. Желаю вам счастливого пути. И командир направился к своему самолёту. Возле самолёта уже стоял самоходный трап — высокая лестница с перилами. По трапу в самолёт поднимались пассажиры. — Можно лететь? — спросили у командира его помощники, когда посадка закончилась. — Летим! — ответил командир и прошёл в пилотскую кабину. К самолёту снова подъехал тягач и на буксире потянул его к началу бетонной дорожки. Какой бы ни был большой аэродром, взлетать самолёты могут только с одного места. Это место называется стартом. Его легко узнать. Весь аэродром покрыт травой, а там, где старт, проложена прямая широкая дорожка из бетонных плиток. На старте строгий порядок. А следит за порядком диспетчер командного пункта. — Я ЭЛ-5612, разрешите запустить двигатели? — спрашивает по радио командир самолёта. — Разрешаю, — отвечает диспетчер. Заработали двигатели, быстро завертелись винты самолёта. — Я ЭЛ-5612, двигатели в порядке. Разрешите выруливать на старт? — Разрешаю. Теперь уже сам, без помощи тягача, самолёт выруливает на старт и останавливается, приготавливаясь к разбегу. — Я ЭЛ-5612. Разрешите взлёт? — Разрешаю, — отвечает диспетчер. Двигатели начинают работать сильнее. Всё быстрей и быстрей вертятся винты. И вот самолёт уже бежит по бетонной дорожке. Потом отрывается от земли и начинает подниматься всё выше и выше. — Я ЭЛ-5612, на борту всё в порядке, — говорит по радио командир самолёта. А на старте уже дожидается своей очереди другой самолёт. — Я ЭЛ-6317. Разрешите взлёт? — Разрешаю, — снова отвечает по радио диспетчер командного пункта. И в небо поднимается ещё один самолёт. А за ним ещё и ещё... Днём и ночью на аэродроме не стихает гул моторов. Одни самолёты улетают, другие прилетают. Много дел у наших лётчиков. У каждого своё задание. СКВОЗЬ БУРАН Жарко или холодно, зима или лето — высоко в горах никогда не тает снег. Потому его и называют вечным снегом. В некоторых местах, близко к вершинам гор, стоят маленькие, крепко сколоченные домики. Это высокогорные метеорологические станции. Круглый год живут в них и трудятся научные работники —метеорологи. Налетают ли из-за гор холодные ветры, набегают ли дождевые облака — обо всех переменах погоды метеорологи предупреждают по радио. Некоторые метеорологи живут так высоко в горах, что редко какая птица туда залетает. Все, что нужно для жизни и работы на высокогорных станциях, учёным доставляют самолёты. Как-то раз на одной такой станции заболел человек. С каждым днём ему становилось всё хуже. Два его товарища день и ночь дежурили у постели больного. Но ничем помочь не могли. Тогда они послали по радио телеграмму: "Заболел наш товарищ. Опасаемся за его жизнь". Сразу же, как только на аэродроме получили эту телеграмму, в воздух поднялся небольшой самолёт с красными крестами на крыльях и хвосте. В самолёте, кроме лётчика, находился доктор. Лётчику не раз приходилось летать на эту станцию. Он знал, что она расположена на самой высокой горе. В ясные дни белая вершина горы искрилась под солнцем и чёрный домик был виден издалека. Но едва задувал ветер, горная вершина пропадала из виду. С каждым порывом ветра вздымались большие тучи снега, и постепенно гора как будто закутывалась в толстое снежное одеяло. Всё выше в горы забирался самолёт. Погода была хорошая. Лётчик спокойно вёл машину вперёд и время от времени говорил доктору, как называется гора или ущелье, над которыми они пролетали. На станции уже знали, что к ним вылетел санитарный самолёт с доктором на борту, и с нетерпением его ожидали. Чтобы долететь до станции, требовалось не больше полутора часов. Но метеорологи беспокоились, как бы не ухудшилась погода. В непогоду лететь в горах, среди узких ущелий, очень опасно. По лётным правилам, лётчик должен немедленно вернуться назад, как только он увидит, что начинается ветер. А в горах погода очень изменчива. Часто бывает так: вот только сейчас небо было ясное — и вдруг, откуда ни возьмись, из-за гор потянулись облака, задул ветер, закружились снежные вихри и начался буран. Но пока погода была лётная. И ровно через полтора часа самолёт был уже у цели. Сделав круг, лётчик примерился и точно посадил самолёт на маленькую площадку. Не выключая мотора, он развернул машину и подрулил к самому домику. — Принимайте доктора!—крикнул лётчик. — А мы, кажется, вовремя поспели, — добавил доктор, вылезая из машины, и показал лётчику на тёмное облачко, которое медленно выползало из-за края соседней горы. — Теперь оно нас не испугает, — ответил лётчик.— Переждём здесь непогоду. А потом полетим обратно. Доктор сразу принялся осматривать больного. А лётчик сообщил по радио начальнику аэродрома о благополучном прилёте на станцию. Заодно лётчик передал, что погода начинает ухудшаться. — Обязательно дождитесь хорошей погоды, — ответил начальник,— и только тогда возвращайтесь. — Ну, как больной? — спросил лётчик у доктора, когда тот закончил осмотр. — К сожалению, положение очень тяжёлое,— ответил доктор. — Больной нуждается в срочной операции. Из-за соседней горы ползли серые густые облака. Ветер налетал всё чаще и чаще. Посыпал снег. Начинался буран. Вылетать в такую погоду было очень рискованно. Но лётчик сказал: — Готовьте скорей больного! Пока доктор с помощью метеорологов одевал и укутывал больного, лётчик доложил по радио начальнику аэродрома, что погода всё больше портится, но больному нужно срочно делать операцию, и, если они сейчас же не доставят его в больницу, больной погибнет. Лётчик попросил у начальника разрешения на вылет. Начальник знал, какая серьёзная опасность грозит лётчику, если тот вылетит в дурную погоду. Но в то же время он так же, как и лётчик, понимал, как важно спасти жизнь больному. И начальник ответил: — Действуйте по своему усмотрению! — Спасибо за доверие! —сказал лётчик. — Немедленно вылетаю. ..С каждой минутой погода ухудшалась. Всё сильнее становились порывы ветра. Ветер вздымал тучи снега. И самолёт шёл, словно пробиваясь сквозь снежную преграду. Лететь было очень тяжело. Самолёт то подкидывало высоко вверх, то он точно в яму проваливался. Поднятый ветром снег застилал всё впереди. До боли в глазах лётчик всматривался в густую снежную пелену. Перед самолётом в любой миг могла возникнуть скала. Малейшая неосторожность — и самолёт разобьётся. Всё пуще расходился буран. Густые тяжёлые облака нависали над острыми скалами, косматились и заполняли собой каждое ущелье, каждую выемку в горах. Они будто хотели закрыть отважному лётчику дорогу в долину... Прошло уже два часа, как лётчик вылетел со станции. Те, кто был на аэродроме — и лётчики и механики, — все знали, что их товарищ, несмотря на метель в горах, решился доставить больного в больницу. С тревогой смотрели они в ту сторону, откуда мог появиться самолёт. Но время шло, а самолёта всё не было и не было. — Товарищ начальник, — не утерпел один из лётчиков, — разрешите, я полечу на разведку! Может быть, он сел где-нибудь и нуждается в помощи. Вдруг кто-то громко крикнул: — Летит, летит! Из-за облаков появилась маленькая чёрная точка, и через несколько минут все увидели самолёт, который стремительно приближался к аэродрому. Когда он опустился на лётном поле, все бросились навстречу. Лётчик вылез из кабины, подошёл к начальнику и сказал: — Разрешите доложить: задание выполнено! Начальник посмотрел на его утомлённое лицо и крепко его обнял. Больного метеоролога тотчас отвезли в больницу. Там ему сделали операцию. И жизнь его была спасена. А через несколько дней, когда лётчик вернулся после выполнения нового задания, ему подали радиограмму, полученную с высокогорной станции: "От всей души благодарим Вас за спасение нашего товарища. Восхищены Вашим лётным умением и бесстрашием. Мы знаем, что советские лётчики никогда не оставят человека в беде". | |
Просмотров: 3549 | |
Всего комментариев: 0 | |