Ю. Рытхэу ПОВЕЛИТЕЛЬ ВЕТРОВ

Ю. Рытхэу

ПОВЕЛИТЕЛЬ ВЕТРОВ

Север велик. Есть там такое место — Чукотка. И живет там мальчик по имени Йоо.

Отец Йоо водит вездеход. Это такая машина, которая проходит везде: через сугробы, ледяные горы-торосы, болота и даже переплывает озера. А мать работает в яслях.

Йоо всего только седьмой год, но он уже в этом году идет в школу. Он умеет ездить на собаках, рубить топором мерзлое моржовое мясо, свистеть, заложив в рот два пальца. Прошлой весной его брали на вельбот. Это большая лодка, на которой охотятся на морского зверя. Он там качал насос. Недолго.

Йоо был и на железной палубе большого парохода.

Прицеливался из настоящего ружья!

Йоо часами сидел на берегу моря — не покажется ли дымок на горизонте.

Охотники уходили на вельботах в море.

Они на целый день скрывались за той полоской, где небо смыкалось с водой, будто скатывались на другую сторону земного шара.

Йоо ждал вельботы на берегу. Он знал, что они вернутся.

Вельботы приходили с добычей. Иногда с китом, иногда с моржами. Когда притаскивали на буксире кита, на берегу собиралась толпа встречающих. Тракторами вытягивали китов на берег — огромные горы вырастали на гальке. До позднего вечера разделывали морских великанов. С моржом дело было проще. Но все же, когда их было много, работа затягивалась за полночь.

Однажды в село прилетел большой серебристый самолет. Он привез из Якутии голубых песцов.

Йоо вместе со всеми побежал к самолету. Подкатил на своеіуі вездеходе отец. К вездеходу были прицеплены большие сани.

Летчики открыли широкие грузовые люки.

Йоо заглянул. Внутри самолета стояли клетки. В клетках сидели испуганные зверьки и жмурились от яркого света. Они совсем не были голубыми. Серые, грязные, маленькие...

—    О, голубые песцы! — радовался председатель колхоза.

Как хочется скорее вырасти и все узнать, все увидеть!

Вот только кем стать?

Когда приходил пароход, Йоо хотелось стать моряком. Когда прилетал серебристый самолет, ему хотелось стать летчиком. Когда он провожал геологов, ему тоже хотелось отправиться вместе с ними в дальнюю дорогу, чтобы открывать полезные ископаемые.

И каждый раз Йоо вздыхал.

Однажды мама спросила:

—    Что ты, Йоо, какой-то странный?

—    Я грустный, мама,— с серьезным видом ответил Йоо.

—    Почему?

И Йоо рассказал все, о чем написано в этом рассказе.

Мама внимательно выслушала сына и сказала:

—    Это ты растешь, Йоо...

Йоо поднимает портфель. Глухо ударяются о дно пенал и пачка тетрадей. Мальчик вздыхает: уж очень легким показался ему портфель. А по правде говоря, портфель совсем не маленький. В него можно положить очень много тетрадей и книг. Такого нет, наверное, ни у одного ученика. Мама сказала, что этот портфель сшила еще бабушка Йоо, когда в школу шел его отец. Сшила из шкуры молодого нериенка, сделала два кармана с наружной стороны и вышила на них оленьим волосом и блестящим бисером красивые узоры. И когда отец пошел в школу, у бабушки на глаза навернулись слезы: ведь никто, никто ни у нее в роду, ни в роду ее мужа не учился грамоте!

Когда начинал учиться отец, школа помещалась в старом доме, где когда-то торговал американец. Ученикам не на чем было писать. Только у учителя было с десяток карандашей да две-три тетради. Вместо доски стоял старый руль какого-то потерпевшего крушение корабля. Но через несколько месяцев из районного центра привезли карандаши и тетради, сделали классную доску.

На третий год учения построили большое здание, где было много окон,— школу.

И вот сегодня в это светлое здание идет Йоо.

Йоо идет в школу. Отец подходит к сыну, берет портфель, поднимает его на руке, словно взвешивая: «Тяжелый...»

—    Сын мой, Йоо! Отныне ты будешь называться полным именем Йоорэлё. А это значит—«повелитель ветров». Может быть, когда ты вырастешь, овладеешь науками, ты и вправду будешь управлять погодой. Или предсказывать ее, как метеорологи полярной станции.

—    Не забудь, что тебя по-настоящему зовут Йоорэлё,— повторила мать.

Йоо гордо несет свой портфель и не прыгает по лужам, как это делал всегда, а осторожно обходит их. Солнце уже поднялось довольно высоко, и железная школьная крыша ярко блестит: на ней еще не успел растаять иней. Собаки обнюхивают портфель Йоо и разочарованные уходят прочь, лениво помахивая хвостами.

Йоо не обращает на них внимания: какое ему дело до собак, если он идет учиться на «повелителя ветров»!

Йоо думал, что придет в школу первым. Но, подойдя к школе, он видит десятка два весело щебечущих мальчиков и девочек. Он еще раз оглядывает свой портфель и важно подходит к толпе ребят. Конечно, ни у кого нет такого красивого портфеля, как у него.

Вместе с ребятами стоит директор школы Всеволод Ильич. Он говорит:

—    Какой красивый портфель у тебя, Йоо! А ну, покажи-ка!

Пока Всеволод Ильич рассматривает портфель, Йоо стоит и гордо поглядывает на столпившихся ребят.

—    Ну вот, Йоо, учиться будешь,— говорит Всеволод Ильич, и і тебя, пожалуй, большой ученый выйдет. Будешь ученым, Йоо?

Йоо беспомощно оглядывается. У всех, кто первый раз пришел и школу, удивленные лица. А старшеклассники смотрят на малышей с улыбкой. И даже школьный истопник Танат—хранитель огня — улыбается ему.

—    Меня теперь надо звать не Йоо. Меня надо звать Йоорэлё,— тихо говорит мальчик и почти шепотом добавляет:— Я буду повелителем ветров.

Категория: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста | Добавил: shels-1 (23.07.2019)
Просмотров: 2108 | Рейтинг: 4.6/5


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]