Первый таран в Сталинградской битве

Первый воздушный таран в Сталинградской битве совершил летчик Илья Чумбарев 14 сентября 1942 года в бою около села Малая Ивановка (сейчас - село Малая Ивановка Дубовского района Волгоградской области).

Илья Чумбарёв у сбитого им разведчика - корректировщика FW-189. Фото Якова Рюмкина (газета Правда)
Илья Чумбарёв у сбитого им разведчика - корректировщика FW-189
Фото Якова Рюмкина (газета "Правда")


Чумбарев Илья Михайлович родился в 1922 году в селе Александровское Миндагаринского района Кустанайской области. С 1940 года в рядах Красной Армии, призван Челябинским ГВК. Окончил военную авиационную школу пилотов. С 27 августа 1942 года в действующей армии.

С 6 сентября 1942 года сражался в составе 237-го истребительного авиационного полка  (220-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Сталинградский фронт). К 15 сентября 1942 года сержант И. М. Чумбарёв выполнил 31 боевой вылет на Як-1, провёл 12 групповых боёв. 14 сентября 1942 года на подступах к Сталинграду таранным ударом уничтожил вражеский самолёт - корректировщик FW-189. Сам произвёл посадку на повреждённом самолёте.

За этот бой 15 сентября был представлен к ордену Ленина. Приказом по войскам Сталинградского фронта № 29/н от 17 сентября 1942 года награждён орденом Красного Знамени с присвоением внеочередного воинского звания "Лейтенант".

После Сталинградской битвы, где сбил ещё один самолёт противника, продолжал сражаться в составе 54-го Гвардейского ИАП. Войну закончил с составе 116-го ИАП  (283-я ИАД).

После войны продолжал служить в ВВС. Гвардии подполковник И. М. Чумбарёв умер 26 июня 1957 года.


На снимках (слева): летчик-истребитель сержант И. Чумбарев, протаранивший немецкий самолет-разведчик Фокке-Вульф. Справа - протараненный тов. Чумбаревым самолет. Фото А. Капустянского. Газета Красная звезда от 27 сентября 1942 года № 228 (5292)
На снимках (слева): летчик-истребитель сержант И. Чумбарев, протаранивший немецкий самолет-разведчик "Фокке-Вульф". Справа - протараненный тов. Чумбаревым самолет
Фото А. Капустянского. Газета "Красная звезда" от 27 сентября 1942 года № 228 (5292)

Из книги Михайлик Я. Д. Соколиная семья. — М.: Воениздат, 1971:

...Тревога !   И вот наша четвёрка в воздухе. Возглавить её поручено мне. Задача не новая - прикрыть участок фронта и уничтожить вражеский самолёт, корректирующий артиллерийский огонь. В группа одни сержанты. Ведущий первой пары - я, второй - Илья Чумбарёв.

При подходе к намеченному району нас встречают 4 Ме-109. Они пытаются навязать нам воздушный бой. Что ж, принимаем !   Но только мы начали атаку, как "Мессеры" почему - то ушли. Неужели трусят ?   Пожалуй, нет. Они стремятся увлечь нас в сторону от заданного маршрута.

Над облаками, над нашей территорией кружит FW-189. Видимо, он уже корректирует артиллерийский огонь. Не многим лётчикам удавалось сбивать "Рамы". Увёртлива она до необычайности. Два фюзеляжа со сквозным хвостовым оперением и два мотора позволяли "старшине фронта" виражить, что называется, на одном колесе.

С ходу, не обращая внимания на вражеские истребители прикрытия, идём в атаку. Корректировщик немедленно входит в крутой вираж. Никак не удаётся "вцепиться" ему в хвост. Ещё атака. "Фокке-Вульф-189" появляется в прицеле буквально на секунду. Нажимаю кнопку. Очередь успевает зацепить хвостовое оперение. Корректировщик скрывается в облаках, а на нас наседают "Мессеры". Они показываются то сверху, то слева, то справа и увёртываются от наших атак.

Неожиданно в стороне появляется новый самолёт FW-189 под прикрытием группы истребителей. Я принял его за удравшего корректировщика.

Как по уговору, вся наша четвёрка берет курс на новую вражескую группу. Илья Чумбарёв со своим ведомым устремляется в атаку на "Фокке - Вульфа", я иду на ведущего "Мессера" в лоб. Сближаемся. Немец не сворачивает. Открываю огонь. Противник ныряет вниз, разматывая за собой длинную пряжу дыма. Подбит ?   Оглядываюсь. Мой ведомый почти в упор расстреливает повреждённый мною истребитель, а ко мне в хвост пристраивается другой Ме-109.

Каскадом полувертикальных фигур ухожу от него и спешу к Чумбарёву. После неудачной атаки Илью взяли в клещи два "Мессера", а вторая пара напала на его ведомого. Блестящим маневром Чумбарёв вырывается и снова атакует "Фокке - Вульф". Мы выручаем его ведомого.

Илья удачно заходит огрызающемуся врагу в хвост. От "Яка" тянется огненная трасса и прошивает фюзеляж FW-189. Ответный огонь прекращается. "Фокке - Вульф" уже не маневрирует, он лишь пытается уйти по прямой. Чумбарёв буквально висит у него на хвосте. Илье можно расстреливать врага в упор. Вот сейчас вырвется смертоносная трасса и FW-189 будет уничтожен.

Секунда, вторая. Но трассы нет. Значит, ящики боеприпасов пусты. Об этом догадались и мы и немцы. Справа на самолёт Ильи ринулась пара "Мессеров". Иду им наперерез, а мой ведомый разворачивается и устремляется ведущему Ме-109 в лоб. "Як" Ильи прибавил скорость. От его винта до хвостового оперения "Фокке - Вульфа" остаётся не более 5 метров. Что задумал Чумбарёв ?   Неужели таран ?

"Як" подходит к вражескому самолёту вплотную и неожиданно взмывает вверх. Брызжут обломки. FW-189 будто получил хорошего пинка. Он клюёт носом и падает. Видно, как выбрасываются на парашютах лётчики. А Чумбарёв выходит из горки правым разворотом со снижением и начинает планировать. Его пытается атаковать один из истребителей противника, но мы в этот момент не дали бы в обиду безоружного товарища даже целой армаде "Мессеров". Немец, встретив мощный огонь, тотчас сворачивает с курса и убирается восвояси. Исчезают и остальные вражеские самолёты. Видимо, у них кончается горючее.

"Як" сержанта Чумбарёва выпускает шасси и успешно приземляется. Илья вылезает из самолёта и машет нам рукой: всё в порядке !   Делаем над ним почётный круг и спешим на свой аэродром. Горючего - то у нас тоже не на век запасено...

Едва успев прибыть в полк, сержант Чумбарёв оказался в объятиях Е. Мельникова.

- Соколик !   Молодчина ! - радостно тискал его майор. - Пехотинцы восхищены. Передаю спасибо.

Спустя несколько минут Илью поздравлял сам командир дивизии полковник Утин.

- Герой ! - хвалил он лётчика за самоотверженный подвиг. - Евгений Петрович, представляй парня к награде.

Как потом выяснилось, сбитый Чумбарёвым "Фокке - Вульф" выполнял функцию разведчика. Он возвращался с нашей территории после выполнения задания. За уничтожение такого ценного вражеского лазутчика Илья был награждён орденом Красного Знамени. Ему присвоили внеочередное звание "Лейтенант".

Это был первый таран в битве над Волгой. Причём Илья осуществил его с удивительным хладнокровием, расчётливостью и мастерством. На "Яковлеве" Чумбарёва лишь сменили винт, и самолёт был готов к новым боям...


Страницы Фронтового приказа № 29/н от 17.09.1942 о награждении Чумбарева орденом "Красного Знамени"

Фронтовой приказ № 29/н от 17.09.1942 Фронтовой приказ № 29/н от 17.09.1942
Фронтовой приказ № 29/н от 17.09.1942 Фронтовой приказ № 29/н от 17.09.1942

Категория: Обратите внимание | Добавил: shels-1 (09.05.2015)
Просмотров: 3367 | Рейтинг: 5.0/12


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]