I. К Егоровым из города приехал слепой брат Николай. Федюшка никогда слепых не видал. Раз стоит он с Васей, братом Николая, у избы Егоровых, разговаривает и видит — идёт мужчина. Идёт он прямо, голова закинута назад, в руках палка. Впереди себя ею постукивает. Вася подскочил к нему, взял его за руку и повел в избу. Тут догадался Федюшка, что это и есть слепой. Пошёл Федюшка в избу будто к Васе. Видит, слепой сидит на лавке, в руках у него палка и нож, голова закинута назад. Ножом он водит по палке и вырезывает на ней узоры. Федюшка искоса посматривает и диву даётся. Ткнул Васю в бок и шепчет: — Как это он ловко-то! — Это ещё что! А вот погляди, каких он мне из глины игрушек налепил! Вася стал показывать человечков, зверей, посуду, весы с гирями. II. Перебирает Федюшка игрушки, надивиться не может. А Вася ему: — Он и читать умеет! — Как читать? Да ведь он слепой! — Ну так что ж, книга-то ведь у него не похожа на нашу. Он по ней пальцами водит. — Вот кабы поглядеть! — шепнул Федя. — Николай, покажи Федюшке свою книжку! — попросил Вася. — А зачем ему моя книжка? — спросил слепой. — Ему поглядеть охота! Улыбнулся Николай, снял с полки большую и толстую книгу. Смотрит Федюшка, а там всё точки выдавлены. Повёл Николай по странице пальцами и стал читать вслух, да так быстро, что Федюшке, пожалуй, и глазами так не прочесть. — Привычка нужна,— говорит Николай.— Глаза-то у меня сроду не видят, потому и руки всему выучились. У меня глаза на пальцах! Вынул он из кошелька монету и говорит: — Вот с закрытыми глазами пощупай и скажи, какая это монета,— и положил Федюшке на ладонь двадцать копеек. Щупал, щупал Федюшка, да так и не прощупал. — А я тебе любую сразу назову, клади,— сказал Николай. Пощупал Николай монету и сказал, сколько копеек и какой рисунок выдавлен на обратной стороне. III. С этого дня зачастил Федюшка к Егоровым. Уж очень ему полюбился слепой: как он хорошо песни поёт, голос у него такой звучный, и на балалайке играет! Рассказывал про школу, где его выучили грамоте, и корзины плести, и щётки делать. Дивило Федюшку и то, что как только, бывало, вбежит он в избу, а Николай ему: — Здравствуй, Фёдор! — А ты как узнал, что это я? — спросил раз Федюшка.— Ведь ты меня не видишь. — Я узнаю всех по походке. — А я так не умею! — А ты прислушивайся больше, тогда выучишься! Вопросы и задание. 1. Кто узнаёт буквы зрением, а кто осязанием (на ощупь)? 2. Прочитайте, как об этом сказано в рассказе. 3. Что ещё слепой узнавал осязанием? 4. Какие работы выполнял слепой? 5. У кого слух был лучше — у Николая или у Федюшки? 6. Какие органы чувств у слепых развиты лучше, чем у зрячих? Круглая монета. Прозрачная вода. Горячий утюг. Звонкая песня. Пронзительный свист. Горькая рябина. Сладкий мёд. Кислая клюква. Душистое мыло. Пахучая мята. Чем мы видим? Чем мы слышим? Чем мы ощупываем (осязаем)? Чем мы узнаём запах? Чем узнаём вкус? Что из этого мы узнаём: зрением... обонянием... вкусом... слухом... осязанием... Ответьте полными ответами на вопросы. Слова для справок: глазами, ушами, носом, языком, концами пальцев. Скажите названия органов чувств по образцу: Нос — орган обоняния. Глаза — ... Ухо — ... Язык — ... Концы пальцев и вся кожа —... Слова для справок: зрения, слуха, вкуса, осязания. Загадка. Брат с братом через дорожку живут, а друг друга не видят. Вопросы и задание.
Глаза нужны, чтобы . . . Уши . . . Язык . . . Нос . .. Пальцы ... Для справки: видеть, слышать, пробовать, нюхать, ощупывать. | |
Просмотров: 402 | |
Всего комментариев: 0 | |