Ф. Баранов НАШЕ И МОЁ

I.

До половины декабря снегу почти не было. И вдруг зима словно спохватилась, что запаздывает: как завьюжит, как закрутит белыми хлопьями! И пошли метели за метелями. Дней пять нельзя было на улицу показаться. Когда вьюга затихла, Николаша с соседом своим и товарищем Минькой достали лыжи и пошли бродить по первым пуховым сугробам. Пошли сперва к пчельнику. Неподалёку от пчельника был огород, где колхозники несколько лет сажали капусту, а теперь закладывали обширный сад. Посадили пока только крыжовник да рядом в питомнике выращивали яблони-саженцы. Этот участок прежде был пустырём, поэтому и звали его ещё по-старому: «пустырь» да «пустырь».

Ребята любили бывать здесь. На пустырь прилетали щеглы клевать семена репейника. А все знают, какие красавцы эти щеглы! Заманивали ребята сюда и других птиц. Выпросят у бригадира-полевода два-три пучка необмолоченного льна или пучок проса и выставят рядом с торчащими из-под снега головками татарника. И какие только птицы не прилетали сюда: и снегири, и чижи, и овсянки!..

Так вот, когда ребята шли к пчельнику, тут как раз Минька и набрёл на заячий след.

— Русак пробегал! — закричал он обрадованно.

Николаша бросился к нему: интересно всё-таки по первому снегу заячий след увидеть! И вправду заячий след! Совсем свежий. Стало быть, косой утром пробежал, после метели.

— Здорово! — говорит Минька-— Первая метель, а мы уже заячий след разыскали. Пойдём за русаком, он где-нибудь около дерева лежит.

— Пойдём,—согласился Николаша.— Только это нс русак, а беляк...

— Вот так сказал! Разве беляк в деревню побежит? Беляки только в лесу живут.

Продолжая спор, ребята шли по следу, который вёл к пустырю. Не раз Минька приседал над следом и, поправляя малахай, сползавший ему на глаза, показывал на снегу заскорузлой отцовской рукавицей, какие бывают следы у русака. А Николаша лыжной палкой зачёркивал их и рядом рисовал другие, побольше:

Когда перелезли через изгородь, Минька сказал:

— Вот хитрец — помнит, что в прошлом году тут капуста была!

Ребята рассмеялись:

— Думал и нынче поживиться.

Но на этом веселье и кончилось: подошли к питомнику, а саженцы объедены! Деревьев пять сгубил заяц, не меньше.

— Теперь он повадится сюда,— сказал озабоченно Николаша,— все яблоньки обгрызёт.

А у Миньки в своём огороде тоже саженцы росли. Он сейчас же о них вспомнил:

— И у меня в огороде, наверное, побывал. Зараз может сгубить мои яблоньки.

— Надо Степанычу сказать.

Они отправились к старику-садоводу Степанычу.

— Подстеречь с ружьём надо косого,— предложил Николаша.

— Хлопотливое дело,— сказал Степаныч.—Кто его знает, когда он прибежит? На морозе всю ночь не просидишь. Мы надёжнее сделаем. Бегите-ка в лес, раздобудьте еловых лап побольше. Обвяжем наши деревца лапником, да ещё снегом прикроем.

Через полчаса Николаша Ивин, наскоро позавтракав, вышел из дому. Минька уже дожидался у крыльца.

— Пойдём ребят собирать!—сказал Николаша.

- - А долго мы на питомнике пробудем?

— До вечера успеем сделать. А что?

— До вечера... А когда же я свои яблоньки укрою? — спросил Минька.— Не найдёт заяц сегодня ночью колхозного питомника, в наши огороды пожалует. Степаныч трудодни за питомник получает, пусть он сам его и бережёт.

Николаша не ожидал такого ответа. Глядя на Минькины валенки, он сердито сказал:

— У тебя каких-нибудь тридцать дичков, а в питомнике, может, тысячи. Пропадёт питомник — и колхозного сада не будет.

— Хочешь, так сделаем,— сказал Минька нерешительно,— укроем сначала наши яблоньки, а потом пойдём Степанычу помогать.

— Придумал тоже! И так уже полдня прошло. Много ли один Степаныч до вечера сделает?

Ребята стояли, опираясь о лопаты. Николаша смотрел исподлобья на Миньку, стараясь встретиться с ним взглядом, словно взглядом надеялся усовестить товарища. Но тот, упрямо насупившись, смотрел себе под ноги.

— Так не пойдёшь? — спросил Николаша.

— Укрою свои саженцы, тогда пойду.

— И не приходи совсем! Без тебя обойдёмся. Сиди со своими дичками!

Полчаса спустя Николаша Ивин вместе с другими ребятами уже работал на питомнике. Ребята съездили в лес за еловыми ветками и укрыли каждое деревцо лапником, да ещё снег кругом притоптали. Ночью заяц, может, и прибегал к яблонькам, но ни одной веточки открытой не нашёл.

II.

А когда пришла весна и на огородах уже обнажились из-под снега гряды, Минька заметил, что его саженцы всё же обгрызены. Зайцы не добрались—так мыши корешки обглодали.

Весна в тот год была дружная. Не успели реки вскрыться, как на тополях начали набухать почки. Сразу за жаворонками потянулись к северу косяки гусей. На припёке у завалинок задымился нагретый солнцем чернозём. И первые скворцы важно зашагали по огородным грядкам.

В колхозном саду готовились к высадке саженцев. Ребята теперь каждый день помогали Степанычу: носили в ямы заготовленный для яблонек чернозём; убирали из питомника мусор, лапник, чинили изгородь. Однажды Николаша напомнил садоводу о том, как они с Минькой заметили зимой, что зайцы до саженцев добрались.

— Молодцы, что тут говорить,— сказал Степаныч.— Увидите вот, какое богатство колхозу от сада будет. А вам я за это при посадке по десятку отборных саженцев дам. Садите и на своей усадьбе. Пусть всё село в яблоневых садах стоит.

— Нам бы, может, и не понадобилось,— сказал Николаша, обрадованный таким успехом,— да вот Минька не уберёг свои саженцы.

— Зайцы, что ли, сгубили?

— Мыши.

Степаныч теперь, конечно, уже не помнил, кто из ребят помогал ему зимой укрывать питомник, а кого не было.

— Говорил ведь вам,— сказал Степаныч,— что снег притаптывать поплотнее надо. Тогда и мыши бы не пробрались. Так что же — ты на питомнике одно делал, а дома тебе кто помешал?

Минька хотел признаться, что на питомнике не помогал тогда Степанычу, но только голову опустил.

— Ничего,— сказал садовод.— Благо общественное добро сохранили. От него, брат, наше богатство. А своим огородом не разбогатеешь.

Вопросы.

1. Какая работа производится зимой в колхозных садах?

2. Как помогали школьники садоводу?

3. Почему саженцы на колхозном участке уцелели?

4. Почему погибли саженцы на огороде у Миньки?

5. Почему рассказ назван «Наше и моё»?

Категория: Родная речь. 3-й класс | Добавил: shels-1 (25.09.2022)
Просмотров: 336 | Рейтинг: 1.0/1


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]