Если мы придём на фабрику, на завод или хоть заглянем в окно, проходя мимо, то увидим там много разных машин и станков. Теперь почти всё, чем мы пользуемся, что видим вокруг себя, делается машинами или при помощи машин. На одних изготовляются ткани, другие печатают книги, третьи делают кирпичи... Паровые молоты забивают сваи, экскаваторы копают землю, пароходы, паровозы, автомобили перевозят грузы и пассажиров. Все эти станки, орудия и механизмы приводятся в движение особенными машинами, которые называются двигателями, или моторами. Первый в мире паровой двигатель был создан в нашей стране великим русским техником Иваном Ивановичем Ползуновым в 1765 году. Иван Иванович Ползунов родился в 1728 году на Урале, в городе Екатеринбурге, центре горнозаводской промышленности; здесь добывалось железо и разные другие металлы, было много заводов. Отец Ползунова был простым солдатом горной роты, охранявшей заводы. Маленький Ползунов учился в заводской школе. В школе проходили математику, механику, черчение, рисование, а вместе с тем ученики должны были и работать на заводе, приучаясь к ремеслу. Когда Ползунову исполнилось четырнадцать лет, его. перевели на завод в Барнаул, заставляя делать, что придётся. То он обмерял шахты, то заведовал лесной пристанью, то доставлял караваны с рудой по реке, мокнул под дождями, обмораживал руки, тонул, спасая разбитые бурей баржи. Однажды ему пришлось сопровождать обоз с серебром в Петербург, где он многому научился и многое увидел. По возвращении из столицы в Барнаул Ползунов был произведён в офицеры. Так назывались тогда старшие служащие казённых заводов. Вскоре после этого он представил начальству свой проект 1 «огненной машины, способной по воле нашей, что будет потребно, исправлять». «Она может действовать через посредство воздуха и паров, происходящих от варения в котле воды»,— так писал он в этом своём проекте об «огненной машине». Таким образом, Ползунов первый решил употребить силу пара для приведения в движение машины. Проект Ползунова понравился в Петербурге, куда его послали на отзыв, и зимой 1763 года в занесённый снегом Барнаул прискакал гонец с приказом немедленно начать постройку машины. Обрадованный изобретатель с воодушевлением принялся за дело. Пока проект Ползунова путешествовал в Петербург, он построил небольшую модель 2 своей машины и убедился в том, что она будет работать и «облегчит труд по нас грядущим», как он писал. Много было трудностей при постройке этого первого в мире парового двигателя, но упорство, изобретательность и огромный талант преодолели все трудности. Однако это дело стоило изобретателю жизни: полуголодное существование, заботы, бессонные ночи, споры с начальством измучили его, подорвали силы, и за несколько дней до пуска машины Ползунов умер от горловой чахотки. В мае 1766 года ученики Ползунова пустили машину в ход, и первый в мире двигатель начал работать. Мы все знаем и видим, какую огромную роль играют в нашей жизни машины-двигатели, как облегчают они наш труд, и потому мы глубоко чтим память Ивана Ивановича Ползунова и гордимся им. 1 Прое́кт — здесь: план, замысел. 2 Моде́ль — образец. Вопросы. 1. Какое значение имело изобретение Ползунова для последующих поколений? 2. Как Советское правительство заботится об изобретателях? | |
Просмотров: 218 | |
Всего комментариев: 0 | |