Двести лет назад жил в городе Горьком, называвшемся тогда Нижним Новгородом, замечательный русский механик1 Иван Петрович Кулибин. Отец его был торговцем. Он заставлял сына помогать ему в лавке, но мальчик интересовался а совсем другим. Он любил всякие машины, приборы, механические устройства, которые хотел сам строить. Машин тогда почти совсем не было, и единственный механизм, с которым мог юноша познакомиться, были часы. Он так основательно изучил устройство всяких часов, от башенных, находившихся на церковной колокольне, до стенных, деревянных с кукушкой, что вскоре сам стал делать всевозможные часы разных размеров. В конце концов он сделал часы величиной с гусиное яйцо, которые доставили Кулибину великую славу. Они не только показывали время, отбивали часы, половины и четверти часа, но и ежечасно разыгрывали целое представление в крошечном театре-автомате, находившемся в часах. Это изобретение стоило Кулибину нескольких лет упорного труда. О необыкновенном механике дошли слухи до Петербурга. Кулибина выписали в Петербург и назначили на должность главного механика Академии наук. Тут он должен был строить научные приборы и обучать учеников своему искусству. В мастерских академии, созданных Кулибиным, изготовлялись подзорные трубы, телескопы 2, микроскопы 3, точные весы, барометры, электрические машины. Однако в столице Ивану Петровичу пришлось ещё более трудиться для царского двора. То ему заказывали подъёмную машину, то коляску-самокат для царицы, то заставляли делать фейерверки для празднеств, то приказывали найти способ освещения тёмных коридоров во дворце, то вызывали для починки каких-нибудь заграничных кукол-автоматов4. С гениальной находчивостью выполнял царские требования русский механик, вызывая всеобщее восхищение. Но сам он от праздной придворной жизни сторонился, знакомств со знатными людьми не заводил, крестьянской одежды своей не снимал и думал о том, как бы своим трудом и талантом послужить простым людям. В то время жителям Петербурга переправляться через Неву было очень трудно, особенно весной и осенью во время ледохода, так как постоянных мостов не было, а временные мосты осенью убирали. И вот Иван Петрович предлагает построить небывалый мост, длиной почти в триста метров, в виде дуги, концы которой упираются в берега реки. Для такого моста не надо было строить каменных устоев в реке, и под ним могли свободно проходить корабли. Никто не хотел верить в такой мост. Тогда Иван Петрович построил модель моста. Она выдержала все испытания. Учёные-академики признали возможным построить такой мост, но царское правительство боялось, что он будет недолговечным, так как арка моста делалась из дерева. Иван Петрович предложил другой проект моста — железного. Но нигде в мире ещё не строили мостов из железа, и у царского правительства нехватило смелости и инициативы построить впервые железный мост. Спустя много лет по планам Кулибина стали строить мосты в Америке. Американцы присвоили планы Кулибина и стали их выдавать за свои. По планам Кулибина и до сих пор строится большинство мостов. Была ещё одна заветная мечта у Кулибина. Он хотел построить такое судно, которое бы ходило против течения. Пароходов тогда ещё не было, и барки 5 с грузом против течения тянули лямкой бурлаки. Это был очень тяжёлый труд, убивавший людей. В 1782 году в Петербурге, на Неве, Кулибин показал собравшимся толпам любопытных своё «водоходное судно». Это была большая барка, по сторонам которой были устроены большие колёса с подвижными лопатками. Течение реки вращало эти колёса, и таким образом на вал колёс наматывался канат с якорем. Якорь на лодке завозили вперёд и бросали в воду, а колёса выбирали канат, и судно тогда двигалось вперёд против течения. Значит, силой течения реки судно двигалось против течения. Это было очень остроумное устройство, оправдавшее ожидания изобретателя. «Водоход» Кулибина был признан «обещающим великие выгоды государству». Спустя несколько лет, переселившись на родину, Кулибин показал нижегородцам «водоход» ещё больших размеров, который привёл в восторг всех его земляков. Однако с постройкой таких «водоходов» волжане не спешили, а тут вскоре появились первые пароходы. Этим пароходам придуманное Кулибиным колесо с подвижными лопастями сослужило большую службу. С такими колёсами пароходы стали ходить против течения много быстрее, чем «водоходы» Кулибина. В 1818 году Кулибин умер, ославив после себя множество чертежей и проектов с описанием различных придуманных им машин и механизмов. 1 Меха́ник — в данном случае машиностроитель. 2 Телеско́п — прибор для наблюдения небесных светил. 3 Микроско́п — прибор с сильно увеличивающими стёклами. При помощи микроскопа рассматривают предметы, которые невидимы без у величительных стёкол. 4 Ку́клы-автома́ты — заводные куклы. 5 Ба́рка—речное беспалубное плоскодонное деревянное судно для перевозки грузов. Вопросы. 1. Что интересовало Кулибина в детстве? 2. Какие изобретения сделал Кулибин? 3. Какие из этих изобретений были бы особенно полезны трудовому народу? 4. Почему изобретения Кулибина не были использованы при его жизни? | |
Просмотров: 271 | |
Всего комментариев: 0 | |