Н. Незлобин В КОЛХОЗЕ ОСЕНЬЮ

I.

Река стала холодною и прозрачною до самого дна.

Ласточки улетели.

В колхозе с зари до зари стучат сеялки.

Днём и ночью гудят тракторы.

Ребята идут в школу. Серёже Маркову сшили тёплую байковую рубаху, Коля в новых сапогах. Все стали серьёзнее, подросли, а больше всех — Тихонов Гриша: на нём настоящий костюм, с галстуком, и в школу Гриша едет на велосипеде.

Через реку для школьников сделали новый переход с перилами из толстых брёвен, ошкуренных и гладких: даже самые маленькие идут одни и не боятся.

II.

Стоят ясные дни, в поле летают паутинки, и небо над полем такое чистое, какое оно бывает только в это погожее время.

Начали копать картошку.

Лёгкий одноконный плужок выезжает в поле.

— Прямо-о! — кричит пахарь, и лошадь умно идёт по самой борозде, разваливая её надвое.

Картошка вытряхивается из борозды, как из мешка.

Ребята после школы тоже все на картошке — помогают. Каждый другого перегнать старается. Даже Миша и тот полную корзину набрал.

Большие корзины набирают с верхом.

— Ребята, вы помногу не набирайте, тяжело! — говорит бригадир.

— Ничего, выдержим!

И корзину за корзиной подтаскивают за ручки к картофель­ному вороху.

Ворох растёт, растёт.

Фыркая, подъезжают грузовики.

— ЗИС! — кричат ребята.

— А вой ГАЗ, зелёненький.

Ребята знают все марки машин.

Картошку теперь с поля в город колхозники не возят — за ней приезжают машины прямо на пашню. Весы тут же, на борозде.

Кладовщик вешает; люди, прибывшие с машинами, грузят; счетовод записывает; бригадир, а то и сам председатель колхоза наблюдает, а шофёры стоят у моторов и курят.

Пока загружают картошкой просторные кузова, ребята бросают работу — и все возле машин. А как только караван готов тронуться, они с заднего борта ловко залезают в полные доверху грузовики.

С криками, с песнями едут ребята с поля.

Далеко за деревней шофёры останавливают машины:

— Ну, хватит, а то в Москву отвезём!

Ребята соскакивают на землю:

— Спасибо, дяденька! — и долго машут кепками вслед машинам.

А потом бегом, вперегонки — опять на поле, опять на работу.

III.

Холода наступают.

По утрам, когда ребята с полными сумками книг и тетрадок переходят речку, земля на её берегу и дальше, за берегом, блестит, белая и кудрявая от мороза.

В поле уже ничего нет. Только внизу, у реки, синеет капуста.

Капуста не боится заморозков: от них она лишь белеет да соку накапливает.

Срубать капусту колхозники приходят уже в телогрейках и варежках. Кочаны огромные — не обхватишь.

Улетели грачи.

Ребята остаются в школе после уроков. Рисуют лозунги, украшают классы.

Скоро праздник.

IV.

Праздник.

У перехода через реку — высокая арка, разубранная можжевельником и кумачом. Под праздничной аркой идут с песней ребята в красных галстуках, все пионеры.

Миша Марков ещё не учится, но на утренник и его взяли.

Ой, какая нарядная стала школа!

Раиса Дмитриевна в новом платье. На груди у неё две медали. Нo и ребята не отстают от своего директора: почистились, приоделись. Особенно девочки — в ленточках, в бантиках, в белых воротничках.

Многие матери и отцы тут же — пришли порадоваться на своих детей.

Пришёл тракторист Иван Васильевич с баяном, чтобы была у ребят музыка.

Утренник начинается с гимна.

Потом ребята поют песни. И Миша поёт вместе со всеми:

Хорошая родина есть у ребят,

И лучше той родины нет!

Мишенька Марков подходит следом за братьями к праздничному столу, и ему, как и всем, тоже дают гостинец — целый кулёк: конфеты, печенье, орехи и яблоки.

А потом ребята играют в разные игры. Председатель колхоза тоже на празднике. Он часто приходит в школу. Смотрит, тепло ли, светло ли. Учительница рассказывает ему, кто как учится.

Возвращаются ребята из школы уже вечером.

В окнах ярко блестят огни. Праздничная улица кажется ребятам шире и просторнее.

А воздухе летают белые мухи — первый снег.

Вопросы.

  1. Как позаботились родители о детях перед началом учебного года?

  2. Что сделал для школьников колхоз?

  3. Какие осенние работы проводились в колхозе?

  4. Как школьники помогали взрослым?

  5. Какое удовольствие они получили?

  6. Как теперь доставляется картофель в город с полей?

  7. Как готовилась школа к празднику Великой Октябрьской социалистической революции?

  8. Как праздновали дети и родители день Великого Октября?

Категория: Родная речь. 3-й класс | Добавил: shels-1 (01.09.2022)
Просмотров: 377 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]