И. Груздев В УЧЕНЬЕ У ЧЕРТЁЖНИКА

(Из книги о Горьком.)

Алёша снова вернулся к деду.

Бабушка встретила Алёшу ласково и тотчас ушла ставить самовар; дед насмешливо, как всегда, спросил:

— Много ли золота накопил?

— Сколько есть — всё моё,— ответил Алёша.

Дед ешё больше сердил его:

— Ну, Лексей, за то, что место себе сам нашёл да денег прикопил,— молодец! Поживи-ка у нас пока, а потом я тебя тоже на хорошее место поставлю.

— Куда ещё? — недовольно спросила бабушка.

— К тётке Матрёне, к сыну её... Чертёжником будет.

Дом, в который отвели Алёшу, находился на окраине города. Дом был новый, но какой-то худосочный, грязный. Перед домом был овраг, в него сваливали мусор с дворов, а на дне его всегда стояла лужа густой темнозелёной грязи. Место было донельзя скучное. После реки, полей и леса этот угол города возбуждал у Алёши злую тоску.

Спал он в кухне, у дверей на парадное крыльцо; голове его было жарко от кухонной печи, в ноги дуло с крыльца; ложась спать, он собирал все половики и складывал их себе на ноги.

Работал Алёша охотно — ему нравилось уничтожать грязь в доме, мыть полы, чистить медную посуду, отдушники, ручки дверей; но хозяйкам всё казалось мало. То и дело они шипели:

— Таши самовар! Подотри здесь! Снеси это! Беги в лавку...

Они жаловались хозяину на дерзости, а хозяин строго говорил своему ученику:

— Ты, брат, смотри у меня!

Но однажды он равнодушно сказал жене и матери:

— Ездите на мальчишке, другой бы давно убежал али издох от такой работы...

Не стерпев обиды, Алёша сказал:

— Тряпичником-то лучше жить, чем у вас! Приняли в ученье, а чему учите? Помои выносить...

Алеша думал, что его прогонят, но случилось не так. Через день хозяин пришёл на кухню. В руках у него была трубка толстой бумаги, карандаш, угольник и линейка. Он сказал Алёше:

— Кончишь чистить ножи, нарисуй вот это!

На листе бумаги был изображён двухэтажный дом со множеством окон и лепных украшений.

— Вот тебе циркуль! — говорил хозяин.— Смеряй все линии, нанеси концы их на бумагу точками, потом проведи по линейке карандашом от точки до точки. Сначала вдоль — это будут горизонтальные, потом поперёк — это вертикальные. Валяй!

Алёша обрадовался чистой работе и началу учения. На бумагу и инструменты он смотрел со страхом и благоговением, ничего не понимая.

Однако тотчас же вымыл руки и сел за стол. Провёл на листе все горизонтальные, смерил — хорошо! Хотя три оказались лишними. Провёл все вертикальные; с изумлением увидел, что лицо дома нелепо исказилось. Окна перебрались на места простенков, а одно, выехав за стену, висело в воздухе, по соседству с домом. Парадное крыльцо поднялось на второй этаж, карниз очутился посредине крыши, слуховое окно — на трубе.

Алёша долго и со слезами смотрел на эти непоправимые чудеса, пытаясь понять, как они совершились. Потом решил кое-как исправить дело. Нарисовал на всех карнизах и на гребне крыши ворон, голубей, воробьёв, а на земле перед окном — людей под зонтиками. Затем исчертил всё это наискось полосками и отнёс работу учителю.

Тот высоко поднял брови, взбил волосы и угрюмо осведомился:

— Это что же такое?

— Дождик идёт,— объяснил Алёша.— При дожде все дома кажутся кривыми, потому что дождик сам кривой всегда. Птицы — вот это всё птицы — спрятались на карнизах. Так всегда бывает в дождь. А это —люди бегут домой, вот барыня упала, а это разносчик с лимонами...

— Покорно благодарю,— сказал хозяин и вдруг захохотал и закричал: — Ох, чтоб тебя вдребезги разнесло, зверь-воробей!

Пришла хозяйка, посмотрела и сказала мужу:

— Ты его выпори!

Но хозяин заметил:

— Ничего, я сам начинал не лучше...

Дал ешё бумаги и сказал:

— Валяй ещё раз! Будешь чертить это, пока не добьёшься толку.

И когда Алёша сделал исправную копию, хозяину очень понравилось.

— Вот, видишь, сумел же? Эдак, пожалуй, мы с тобой дойдём скоро и до настоящего дела...

И задал ему урок:

— Сделай план квартиры, как расположены комнаты, где двери, окна, где что стоит. Я указывать ничего не буду —делай сам!

Алёша пошёл в кухню и задумался: с чего начать?

Но на этом дело и кончилось. Подошла старуха-хозяйка и зловеще спросила:

— Чертить хочешь?

Схватив Алёшу за волосы, она оттащила его от стола, разорвала чертёж и отшвырнула инструменты.

Прибежал хозяин, приплыла его жена, и начали все друг на друга кричать, а когда всё кончилось и бабы разошлись плакать, хозяин сказал Алёше:

— Ты покуда брось всё это, не учись — сам видишь, вон что выходит!


Вопросы и задание.

1. Для чего поступил Алёша к чертёжнику?

2. Чем занимался Алёша у хозяев?

3. Что последовало после протеста Алёши, выраженного им словами: «Приняли в ученье, а чему учите?»

4. Что навевало на Алёшу «злую тоску» в том уголке города, где он жил?

5. Расскажите, как Алеша выполнил первое задание чертёжника. По поводу чего хозяин сказал Алёше: «Эдак, пожалуй, мы с тобой дойдём до настоящего дела»?

6. Что общего в ученье Алёши и Ваньки Жукова?

Категория: Родная речь. 4-й класс | Добавил: shels-1 (13.01.2023)
Просмотров: 384 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]