На одном из островов по Северной Двине, в Архангельской губернии, расположилась деревня Денисовна. В 1711 г. в этой деревне, в семье рыбака, родился сын. Мальчик этот был Михаил Васильевич Ломоносов. Он впоследствии стал известным учёным и поэтом. Хорошо жилось Михаилу Васильевичу, пока он был ребёнком и пока была жива его мать. Рос он сильным, бойким, здоровым мальчиком. Жизнь его была наполнена детскими забавами: то он носится по деревне с другими мальчишками, то в бабки играет, то рыбу ловит. Но и тогда он уже выделялся среди своих сверстников своей наблюдательностью. Играет он иной раз с ребятами и вдруг среди весёлой игры остановится как вкопанный. Не поймут ребята, что с Мишей. Кажется, ничего не случилось особенного. А Миша уставился на падающие звёздочки снега и глаз от них оторвать не может. Кто так чудно вырезал эти звёздочки? Отчего они падают из тучи? Отчего они, падая на руку, становятся водой? Как попала вода в тучу?.. Всё, мимо чего ни пройдёт мальчик, всё останавливает его внимание, всё занимает его. Буря, блеск молнии, звёзды, свет солнца, насекомые — всё вызывает в его детской головке бесчисленные вопросы, с которыми он обращается к отцу, к матери. Но родители его —люди тёмные: ничего объяснить ему не могут. — Будешь учиться грамоте, из книжек всё узнаешь,— говаривала часто мать, лаская Мишу. И мальчик с нетерпением ждал того времени, когда можно будет всё узнать. Вот, наконец, отдал отец Мишу учиться к крестьянину Ивану Шубному. Быстро научился мальчик читать, чем возбуждал зависть во многих своих сверстниках. — Весной пойдёшь со мной в море,—сказал отец Михаилу. На промысел уходили тогда почти все мальчики в десять-двенадцать лет. Уйдя с отцом в море, Михаил Ломоносов ко всему присматривался. Про отца Михаила Ломоносова говорили, что он в рыбной ловле удачлив. А был он удачлив потому, что хорошо знал жизнь моря. — На сей неделе треска близко к берегу не подойдёт,—говорил Василий Дорофеевич. — Отчего? — спрашивал Михаил. И отец объяснял ему, куда в такую погоду рыба должна направиться, чтобы найти хороший корм. — Следи, куда чайка летит. Чайка — наш брат, рыбак,— говорил отец. И он объяснял сыну, как, наблюдая за полётом морских птиц, можно проследить ход рыбы. Мальчик был понятлив. Ему не нужно было повторять два раза одно и то же. Он запоминал сразу и навсегда. Когда начинался лов, на судне было много работы. Мальчики помогали ставить и вытаскивать сети. Михаил привыкал не поддаваться усталости. Особенно трудно бывало во время шторма в открытом море. Маленькое судно то взлетало вверх, то летело вниз... Волны перехлёстывали через борт, и мальчики должны были непрерывно вычерпывать воду. Широко расставив ноги, чтобы не упасть, Михаил целые часы проводил в упорной работе. — Море упрямо. Ежели его не переупрямишь — пропадёшь,— говорил отец. С каждым месяцем плавания в душе мальчика вырастало упорство. Оно росло незаметно. Чем труднее было дело, за которое приходилось браться, тем настойчивее доводил он его до конца. В четырнадцать лет Ломоносов стал высоким, сильным и смелым подростком. ----- Но вот Ломоносов узнаёт, что один крестьянин привёз какие- то новые книги. Тотчас же отправляется он к нему. Больших трудов стоило ему упросить крестьянина дать ему книги. Не чувствуя под собою ног от радости, прибежал он домой и спрятал книги на дно своего ящика. Он знал, что отец не одобряет его стремления к чтению. В особенности же мачеха (в то время он уже лишился матери, и отец был женат во второй раз) нападала на него за чтение и часто отнимала у него книги. Поэтому мальчику иногда приходилось ждать, пока все в доме заснут, и тогда он мог приступить к своему любимому занятию. Так и на этот раз дождался он ночи и стал читать новые книги и просидел над ними до рассвета. Слышал Ломоносов от своего бывшего учителя, что в Москве есть школы, где всему учат и даже иностранным языкам. Мысль о Москве, где многому можно научиться, глубоко запала в душу Ломоносова. Шёл ли он с отцом на промысел, делал ли что- нибудь по хозяйству дома,— всё думалось ему о том, как бы пробраться в Москву, как бы попасть там в школу. Но вот минуло Михаилу 16 лет, и мачеха стала говорить отцу, что пора Михаила женить, помощницу в дом брать. Отец завёл с сыном речь о женитьбе, но Михаил чуть не заплакал и высказал отцу свою сокровенную мысль, что ему учиться хочется и что не лежит его душа к крестьянской жизни. Тут напали на него и мачеха, и отец. Долго бранили его. Михаил же Васильевич всё продолжал думать о Москве и решил переговорить с отцом. Василий Дорофеевич не сразу его понял. — Какого ещё тебе учения надобно? Лёгкой жизни захотел? — спросил он сурово. Отец долго говорил с сыном и долго думал. Он знал, что Михаил настойчив. Раз задумал уйти, его не своротишь. Если не пустишь, уйдёт сам. Тогда, пожалуй, назад не вернётся. «И пускать нельзя и не пускать нельзя»,— думал Василий Дорофеевич. Он решил не мешать сыну, но и не снабжать его деньгами для жизни в городе. Михаил стал собираться в путь. Нельзя было пускаться в путь, не имея ни копейки. Помог Шубной: дал три рубля. Долго жить на такие деньги в Москве было невозможно. Михаил выехал из Холмогор с рыбным обозом. С обозом добрался он до Москвы. Радостно забилось сердце Ломоносова, и слёзы появились на глазах, когда открылась перед ним Москва. Однако в Москве ему некуда было деться, и он провёл первую ночь в санях у рыбного ряда. Рано утром в рыбный ряд случайно пришёл земляк Ломоносова. Он приютил у себя Михаила Васильевича и вскоре, при помощи одного знакомого, определил его в Заиконоспасское училище при монастыре. Трудно приходилось Ломоносову в Москве. Вот что писал он впоследствии о своей жизни в Москве своему другу: «...Имея один алтын 1 в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. А школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!» Но за своими занятиями забывал Ломоносов и свою бедность, и насмешки товарищей, которых он вскоре обогнал, пройдя в один год курс трёх классов. Ко времени окончания Ломоносовым училища в Заиконоспас- ский монастырь пришло из Петербурга требование о высылке из училища двенадцати лучших учеников во вновь образованную гимназию при петербургской Академии наук. Вызывались ученики для изучения физики и химии. Конечно, Ломоносов оказался в числе двенадцати и с радостными надеждами отправился в Петербург. В Петербурге Ломоносов пробыл недолго. Вместе с двумя товарищами он был отправлен учиться за границу. С обычным старанием принялся он за занятия. Профессор в своих письмах в академию давал похвальные отзывы о талантах и занятиях будущего учёного. 8 июля 174! г. возвратился Ломоносов в Петербург. Радостно билось его сердце при виде родной земли. Он любил Россию. Вернулся Ломоносов в Россию с богатым запасом знаний. Но самым любимым занятием Ломоносова были естественные науки, которым он посвящал всё своё свободное время. Он написал исследования о происхождении электричества, о молнии, о зарнице, о северном сиянии, о происхождении гор, где искать руду металлов, о возможности угадывать погоду. Он также писал стихи, работал над грамматикой русского языка. Ломоносов принимал живейшее участие в основании Московского университета, где первыми учителями являлись его ученики. Он не забывает и начальных училищ, сознавая необходимость образования для всего русского народа. Много поработал Ломоносов на пользу русского народа, и память о нём останется вечной во всех концах нашей родины. 1 Алты́н — три копейки. Вопросы и задания. 1. Какие черты характера развивались и укреплялись с детства у Ломоносова? 2. Какие явления природы поражали Ломоносова? 3. Почему он стремился в Москву? 4. Как учился Ломоносов? 5. С какими знаниями вернулся Ломоносов из чужих стран на родину? Перечислите заслуги Ломоносова перед родиной. Составьте самостоятельно план и подготовьтесь к рассказыванию статьи. | |
Просмотров: 297 | |
Всего комментариев: 0 | |