I. Детские годы. Отец Суворова Василий Иванович был небогатый помещик. Лето он с семьёй проводил в деревне. Для Александра здесь было приволье: лес, луг, река. Незаметно проходил день. Ложились рано. Однажды после ужина Александр по лестнице поднялся в свою комнату, лёг в постель. Когда в доме затихло, он встал, взял огарок толстой восковой свечи, зажёг его, потом из-под подушки достал книгу и стал читать. Это была любимая книга Александра про древнего полководца Ганнибала. С восторгом он читал, как Ганнибал с большим войском перешёл через Альпийские горы и напал на римлян. Всю ночь читал Александр. Настало утро. Послышался рожок пастуха. Заскрипели двери. Дом пробуждался. Александр оторвался от книги, погасил свечу, быстро оделся и вышел во двор. В избе, где жили дворовые, топилась печь. Стряпка пекла оладьи. — Анисья, дай оладышек! — Бери прямо со сковороды,— ответила она. Оладышки обжигали пальцы. Александр разрывал их на части и жевал. Потом побежал к конюшне и вывел своего любимого жеребчика, которого называл Шермак, вскочил на него и понёсся вихрем со двора. — Александр! Куда?.. Не кормя коня? — крикнул отец, выходя на крыльцо, но мальчик не слышал. Жеребчик нёсся через деревню, разогнал гусей, пересёк поле и спустился к реке. Река была глубокая. Седок понукал коня; наконец, конь поплыл на другой берег. Солнце было уже высоко, когда Александр возвратился домой. Во дворе стояла тройка чужих лошадей, ела овёс. Дворовые, одетые в праздничные кафтаны, суетились. На крыльце сына поджидала мать. — Матушка, кто это у нас? — спросил Александр. — К нам приехал Ганнибал... он уже генерал,— ответила она. — Ганнибал?.. Что ты сказала, матушка?., верно, смеёшься надо мной. Какой он из себя? — Чёрный, губы алые, зубы белые... самый настоящий негр. Идём одеваться. Мать привела сына в комнату и нарядила его в башмаки с пряжками, белые панталоны, зелёный кафтанчик с золотыми пуговицами. Александр был как во сне. Он любил сказки, а разве не сказка, что приехал полководец Ганнибал. — Матушка, слышь ты, Ганнибал-то ведь давно умер, чуть не две тысячи лет тому назад. — Сказки,— ответила мать,— идём, увидишь живого своими глазами, да веди себя учтиво. Мать и сын вошли в комнату. За столом сидел важный старик с трубкой в зубах. На голове был напудренный парик по моде того времени. Отец обратился к гостю: — А вот, отец и благодетель мой, изволь взглянуть на моего недоросля 1. Александр не двигался с места. Лицо его выражало удивление. — Подойди, будь вежлив,— шептала мать. — Вы, сударь, Ганнибал? — наконец, спросил он. — Не гневайся, Василий Иванович, на сына,— сказал гость,— не то что дети, но и взрослые видом моим бывали смущены. Что делать, если я чёрен? Сынок знает полководца Ганнибала, а про меня не слыхал. — А почему, сударь, вы Ганнибалом прозываетесь? — Быть мне Ганнибалом — воля царя Петра, моего воспитателя. Он так назвал меня в ожидании, что я совершу военные подвиги. Царь посылал меня за границу учиться, определил на службу в полк, и теперь я награждён чином генерала. — Александр мой только военными делами и бредит,— заявил отец. — Откуда же ты знаешь про войны Ганнибала? — спросил гость Александра. — Я всю ночь читал книгу про Ганнибала, его мужество и храбрость. — Так ты хочешь быть Ганнибалом? Мальчик ответил: — С вами, сударь, их уже два... Нет, я не хочу быть третьим Ганнибалом. — Ты хочешь быть первым? Для этого надо много знать, много учиться. — Испытайте, сударь, что я знаю. Гость проэкзаменовал Александра и остался доволен его ответами. Мальчик считал очень быстро, знал немного по-французски и по-немецки, хорошо читал и без запинки отвечал на все вопросы Ганнибала из книжки о постройке крепостей. Память у Александра была отличная. Ганнибал поцеловал Александра и спросил: — Так ты хочешь быть солдатом? — Да,— ответил Александр. Тут же написали прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны «Об определении недоросля Александра Суворова солдатом в Семёновский полк». Через несколько времени после отъезда генерала пришло извещение, что Александр Суворов зачислен солдатом в Семёновский полк без жалованья; для обучения его отпустили домой на два года. Отец дал обязательство, что будет учить его за свой счёт арифметике, геометрии, иностранным языкам и началам военноинженерного искусства. II. Полковая школа. В октябре Суворовы всей семьёй отправились в Москву. Они ехали несколько дней. При въезде в Москву они нагнали свой деревенский обоз, отправленный заранее. С обозом привели Шермака. Александр вскочил на своего любимого коня и поскакал по городу. Он проехал мимо Кремля, направился к Покровским воротам и дальше к Семёновской заставе. На площади шло ученье солдат. Покрикивали командиры. Солдаты маршировали, показывали ружейные приёмы. Александр направил Шермака к полковой избе, привязал коня и вошёл. Его впустили в кабинет командира полка. Прямо от входа за большим столом сидел премьер-майор 2 Соковнин. Его окружали молодые офицеры. — Здорово, богатырь! — молвил Соковнин.— Это отец тебя в полк послал? — Нет! Я сам, господин премьер-майор. — Давно ли в Москву возвратились? — Сегодня утром. — Вот как! И ты прямо в полк явился? Достойно похвалы! Чего же ты хочешь? — Нести службу её величества, господин премьер-майор. — Так тебе же надо сначала учиться. Если хочешь, я велю тебя зачислить в полковую школу... Соковнин позвал писаря и приказал ему: — Вели записать солдата Суворова в полковую школу... Да, погоди-ка! Ганнибал Абрам Петрович сказал мне, что ты горазд в науках. Уж не записать ли тебя прямо в инженерный класс? — Нет, господин премьер-майор, сначала в солдатский класс. — Проводи малого в школу! — приказал Соковнин писарю. Школа помещалась на полковом дворе в новой просторной двухэтажной избе. Писарь ввёл Александра в солдатский класс. Шёл урок арифметики. За столом на скамьях сидели ученики — тут были и мальчики в вольном платье, и взрослые солдаты. Ученики писали грифелями на грифельных досках. Меж столов расхаживал учитель в зелёном мундире. Так началась военная служба Александра Суворова. Суворов усердно учился и в то же время много читал. Вскоре полк перевели в Петербург. Александр покинул отцовский дом. В полку он жил в казарме, ел солдатскую пищу, стоял на часах, исполнял хозяйственные поручения. Домой писал кратко: «Здоров. Учусь. Служу. Суворов». Он был произведён в капралы 3. Тогда ему шёл восемнадцатый год. Соковнин оценил в молодом Суворове его знание службы, успехи в науках и взял его к себе ординарцем 4 — это было началом офицерской службы Суворова. III. На службе. Семёновский полк наполовину состоял из дворянских недорослей. Они больше занимались карточной игрой, унижались перед начальством и грубо обращались с солдатами. Солдаты были из крепостных крестьян. Суворов, наоборот, был прост в обращении, заботился о солдатах, рассказывал им о подвигах Ганнибала, других древних полководцев, а солдаты платили ему своими сказками, песнями, прибаутками. Суворов знал, что героями становились не те полководцы, которые мечтали о славе, о чинах, а те, которые вместе с народом крепко стояли за свою родину. Суворову было 25 лет, когда он получил первый офицерский чин. Когда Суворова назначили командиром Суздальского полка, солдаты с радостью ожидали нового полковника и много рассказывали о нём друг другу, сидя у костра. — Солдат должен дело знать не хуже офицера, так требует Суворов,— говорил старик-капрал.— Понял? — обратился он к молодому. — Понять можно, дедушка! Да знать-то это нам откуда? Из деревни мы, мужики. — Ну, хлопчик, если ты ему скажешь: «Не могу знать» — плохо тебе будет. — Да как же я ему скажу, если и подлинно чего не знаю? — А уж вывёртывайся, как знаешь. — Ну, спроси меня чего-нибудь. — Хорошо! Отвечай мне, будто я сам Суворов. — Ладно! — Что «ладно»? Вишь, развалился’ Раз я — Суворов, встряхнись, стань стрелкой, гляди весело! Во-во, так. Не пальцами шевели, а мозгами... Гусёк! (Так звали молодого солдата.) — Есть такой. — Где вода дорога? — Когда пить захочется, господин капрал. Солдаты захохотали. — Оно хоть и не так, а верно. Вода на пожаре дорога... Гусёк! Где железо дороже золота? — На войне, дедушка! — Так. Молодец, чудо-богатырь! Ну-ка ещё, Гусёк! Долга ли дорога до месяца? Гусёк сдвинул шапку, посмотрел в небо, задумался; капрал повторил вопрос, обращаясь к старому солдату. — Долга ли дорога до месяца? — Два суворовских перехода, господин капрал,— ответил солдат. Гусёк сорвал шапку с головы и ударил о землю: обидно стало, что не ответил. — Эх, Гусёк, не догадался,— кричали молодые солдаты.— Постарайся, Ваня... — А ты ещё ему скажи, когда Суворову «не могу знать» можно ответить,— посоветовал один из стариков. — Бывает, что и так. — Когда же это, дедушка? — А вот Суворов спросил однажды солдата: «Что такое ретирада?» А «ретирада», надо вам, хлопцы, знать, означает отступление. Всем известно, что Суворов отступать не любит. На такой вопрос солдат и ответил: «Не могу знать!» Суворов даже подпрыгнул. — «Как?» — «Да так! У нас в полку такого слова нет». Суворов радостно сказал: «Хороший полк!» Обнял и поцеловал солдата. — Вот он нас кое-чему и выучил. На ноги поставил,— закончил свой рассказ старый суворовский капрал. 1 Не́доросль — несовершеннолетний дворянин. 2 Премье́р-майо́р — офицерский чин. 3 Капра́л — первое звание после рядового солдата. 4 Ордина́рец — офицер для поручений. Вопросы. 1. Что вы узнали о семье Суворова? 2. Чем интересовался Суворов в детстве? 3. Кем он хотел быть? 4. Когда его зачислили солдатом? 5. Какое он получил образование? 6. Как Суворов относился к ученью в военной школе? К военной службе? 7. Почему он не хотел прямо поступать в инженерный класс? 8. Как учили солдат в школе? 9. Почему Соковнин взял Суворова к себе ординарцем? 10. Как Суворов, сделавшись командиром, относился к солдатам? 11. Что солдаты рассказывали про Суворова? | |
Просмотров: 822 | |
Всего комментариев: 0 | |