В. Маяковский КЕМ БЫТЬ?

У меня растут года —
будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники —
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берём бревно
и пилим доски,
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Рубанок
в руки —
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки,
жёлтые игрушки!
А если
нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.

Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!
Столяру — хорошо,
а инженеру —
лучше.
Я бы строить дом пошёл —
пусть меня научат.
Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу.
Самое главное.
чтобы было нарисовано
здание
славное,
живое словно.
Это будет перёд —
называется фасад.
Это
каждый разберёт:
это — ванна,
это — сад.

План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.

Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебёдка,
подымает балки,
будто палки,
перетащит кирпичи,
закалённые в печи.
По крыше выложили жесть —
и дом готов, и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре сто́роны,
и заживут ребята в нём
удобно и просторно.
Инженеру хорошо,
а доктору —
лучше.
Я б детей лечить пошёл —
пусть меня научат.
Детям
я
лечу болезни —
где занятие полезней?
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
«Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живёте?
Как животик?»
Погляжу
из очков
кончики язычков.
«Поставьте этот градусник
подмышку, детишки!»

И ставят дети радостно
градусник подмышки.
«Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку...
Вам
в постельку лечь, поспать
бы...
Вам —
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
всё, конечно, заживёт».
Докторам хорошо,
а рабочим —
лучше,
я б в рабочие пошёл —
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовёт —
и мы приходим на завод.
Народа — рота целая,
сто или двести.
Чего один не сделает —
сделаем вместе.
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим,
молот паровой
гнёт и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.

Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идёт
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
вместе
сбей
огромные.
Там
дым,
здесь —
гром.
Гро-
мим
весь
дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и вёз
и нёс.
На заводе хорошо,
а в трамвае —
лучше.
Я б кондуктором пошёл —
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде —
с большою сумкой кожаной
ему всегда,
ему весь день
в трамваях ездить можно.

«Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зелёные,
красные
и голубые!»
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы —
садись
и грейся.
Кондуктору хорошо,
а шофёру —
лучше.

Я б шофёром пошёл —
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя.
Хороший шофёр я —
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо,
Без рельсы
жителей
доставлю на́ дом.
Е-
дем,
ду-
дим:
«С пу-
ти
уй-
ди!»

Быть шофёром хорошо,
а лётчиком —
лучше.
Я бы в лётчики пошёл —
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
чтоб взамен низин
рядом
птицы пели».
Бояться не надо
ни дождя,
ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря,
без разговору
пролетаю гору.
«Вези, мотор,
чтобы нас довёз
до звёзд
и до луны,
хотя луна
и масса звёзд
совсем удалены».

Лётчику хорошо,
а матросу —
лучше.
Я б в матросы пошёл —
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске —
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете —
на зависть циркачу,
на реях и по мачте
гуляю, как хочу.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,—
открою
полюс
Южный,
а Северный —
наверное.
Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай
на вкус!


Вопрос и задания.

1. Перечислите, о каких работах и профессиях говорит Маяковский в этом стихотворении.

2. Прочитайте в стихотворении строчки о коллективном труде.

3. Распределите всё стихотворение между товарищами и прочитайте его по ролям.

4. А вы кем хотите быть? Как этого достигнуть?

Категория: Родная речь. 4-й класс | Добавил: shels-1 (18.01.2023)
Просмотров: 276 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]