Ф. И. ТЮТЧЕВ (1803—1873) В середине 50-х годов ХIХ века в некрасовском «Современнике» было опубликовано свыше ста стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева. Его первые произведения, напечатанные в альманахах и журналах 20—30-х годов XIX века, в том числе и в «Современнике», издававшемся Пушкиным, остались не оценёнными широкой публикой. Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. В одной из своих статей Некрасов назвал Тютчева «первостепенным поэтическим талантом», а Добролюбов охарактеризовал его как поэта, которому «доступны... и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». Литературное наследие Тютчева невелико по объёму, но Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо сказал: Муза, правду соблюдая, Ф. И. Тютчев — один из крупнейших русских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие стихотворения и сейчас волнуют читателя художественной зоркостью поэта, глубиной и силой мысли. На всём творчестве Тютчева лежит печать сложности, мучительных раздумий и противоречивости: истоки их в той бурной и противоречивой общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт. Называя себя «обломком старых поколений», Тютчев писал: Как грустно полусонной тенью, Человека Тютчев называет «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихии властвуют, по его мнению, над жизнью человека, «злака земного», «сироты бездомного»; участь человека подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющее море» — в «бездну роковую». И в то же время Тютчев славит борьбу, мужество, бесстрашие человека, бессмертие человеческого подвига: Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, Печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и её «очарованье» — это «жизни ключ», это «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной»; с другой стороны, любовь представляется ему «буйной слепотой», «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым», в котором Мы то всего вернее губим. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах всегда одухотворена, мыслит, чувствует, говорит: Не то, что мните вы, природа — «Душу», жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее про- явл'енйях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью, очеловечивая жизнь природы, Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Прекрасным образцом такою глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури: Как весел грохот летних бурь, Как под незримою пятой Всё в природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним «понятным сердцу языком». Образами природы он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы: Невозмутимый строй во всём. Откуда, как разлад возник? «Верный сын» природы, как себя называл Тютчев, он восклицает: Нет. моего к тебе пристрастья В «цветущем мире природы» поэт видел не только «преизбыток жизни», но и «ущерб», «изнеможенье», «улыбку увяданья», «стихийный раздор». Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает самые противоречивые чувства и раздумья поэта. В творчестве Тютчева нередко звучали мотивы безнадёжности и обречённости, но не в них значение его лирики. Притягательная сила поэзии Тютчева в том, что с высоким и своеобразным мастерством он передал в ней сложность, мучительность, напряжённость и силу человеческих исканий и раздумий. Творчество Тютчева высоко ценил В. И. Ленин. Л. Н. Толстой называл Тютчева поэтом, без которого «нельзя жить». | |
Просмотров: 261 | |
Всего комментариев: 0 | |