1    2

 «Суть времени – 27»

В предыдущей передаче я очень бегло обсудил полученные нами и, с моей точки зрения, бесценные результаты по состоянию общества во всём, что касается советскости – антисоветскости, державности – того, что называют «потреблятством». Мы увидели некую картину, очень важную.

Это работа. Эту работу сделало огромное количество людей. Они затратили на неё много сил. И, как они теперь сами видят, они затратили их не зря. Если они хотят иметь карту и компас и двигаться вперёд к своим целям, понимая, в какой стране они живут и каковы проблемы страны, то нужны такие исследования. Они стали более зрячими, чем были. Они сейчас знают больше, говорить могут по-другому, думать могут о стране иначе. Они её видят. Они видят не что-то окрест себя. Они видят страну с птичьего полёта. И они теперь уже, на основе этого второго социологического опроса, довольно глубоко могут проникнуть в суть происходящего.

Пока что я только описывал результаты. Тут же можно строить модели, тут можно проводить многомерный анализ, тут очень много всего.

Ещё раз поздравляю с этим действием и хочу сказать, что за эти месяцы, когда мы создали свою молодую организацию, которой нет ещё года, которая не должна ещё, по человеческим меркам, ходить и разговаривать, – мы уже осуществили больше действий, чем многие другие осуществили за годы. Но это не значит, что мы должны почивать на лаврах.

Потом будут ещё другие опросы. Сейчас же мы предлагаем сделать следующее. В определённый день, о котором будет сказано, всем членам организации (подчёркиваю, ВСЕМ – не так, как я говорил по поводу других наших проектов: кому-то – да, кому-то – нет, хотите – да, хотите – нет, а ВСЕМ членам нашей организации) обзавестись фотоаппаратом своим или попросить у соседа, или взять мобильник и с помощью мобильника это осуществлять – и сделать несколько фотографий на тему «Регресс. 20 лет без СССР». Вот таких, каких вы хотите. У себя на местах. Самых ярких, которые вы можете. Проявите творчество. Это у вас займёт даже не несколько дней, а буквально несколько часов – столько, сколько захотите. Это может сделать каждый. Если вы не хотите делать даже этого – это не членство в организации. Нам нужна организация тех, кто будет действовать.

Что мы дальше сделаем? Эти фотографии в определённом формате (сейчас бескорыстно работает огромная группа людей, они готовят сайт, который сможет принять эти фотографии) будут размещены на сайте. И у нас будет интернет-выставка колоссальная «20 лет без СССР». Мы планируем альбомы, передвижные выставки, все вы можете делать региональные выставки. Мы просим каждого из вас подумать, что ещё с этим можно сделать. Но самое главное сейчас – это сделать. Говоришь-говоришь: «Регресс, регресс. Регресс, регресс…» – никто не понимает. Нужны образы. Давайте сейчас создадим гигантский банк образов.

Каждый человек обладает творческой фантазией и талантом. Это – работа сразу для всех. И это – работа, которая в каждом из вас актуализирует художественно-творческое начало и политическое одновременно. Давайте! День мы назовём. Просим принять в этом участие всех, потому что мы понимаем свою организацию как организацию действия. В этом смысле, ещё раз, выражая благодарность всем, кто довёл до конца социологическую работу, я хочу обратить внимание членов нашей организации на то, что браться за работу и бросать её посередине – это не то, что нужно.

Я когда-то сказал, что если люди год просуществуют в организации полноценно, то они сами будут дальше понимать, что за этот год они стали другими. Я не говорил, что если они будут валяться на диване – они станут другими. Или если они будут браться за дело и его бросать.

Мы сейчас готовим [летнюю] школу. Поразительно, что ко мне начались обращения людей, имеющих вес в нашем обществе, чьи родственники хотят на школу, и так далее, и тому подобное. Школу мы проводим в очень аскетичных условиях. Я отвечаю раз за разом, что «только по делам, только по мере человеческой активности»… Школа для активистов. Но ещё раз обращаюсь ко всем: если люди подали на неё заявку, сказали, что приедут, и не приедут – это не есть то, что мы считаем нормой деятельности в нашей организации.

Итак, следующее крупное действие для всех – уже после школы, чьи результаты тоже будут обсуждать все… Люди приедут из всех регионов, они смогут дальше обсуждать результаты. Мы делаем школу для того, чтобы получить результаты. Для действия, понимаете? Не для того, чтобы развлечь людей или вместе провести время, или даже познакомить их друг с другом. Там предстоит пахать, пахать и пахать, чтобы двинуться ещё вперёд. И мы всё время будем требовать действия, продвижения вперёд. Хотите действовать? Милости просим! И чем больше по объёму и качеству вы будете действовать, тем больше вам будет предоставлено возможностей.

В этом смысле опять-таки где-нибудь месяца через три мы кардинально поменяем интернет-пространство к лучшему. Мы предоставим там огромные возможности, постараемся предоставить всем. Но поймите же и вы нас. Мы благодарны каждому, кто нас смотрит, но это не называется «членство в организации». Мы благодарны каждому, кто хоть как-то реагирует на просмотренное. Мы благодарны всем, кто нас критикует. Мы благодарны даже тем, кто нас ругает, потому что, значит, они нас смотрят и обсуждают нас, а не идут в порно-клуб или пивбар. Мы всем благодарны и ни на кого не в обиде. Но и обратная обида не может иметь место, понимаете?

Если уже есть много тысяч людей, которые определились и хотят говорить между собой о том, с чем они определились, то они имеют право в своей среде разговаривать по своей повестке дня.

А те, кто сомневаются, – это замечательные люди. Мы их очень уважаем (вместе это называется «сомневающиеся» или «критикующие»)… Но когда все люди собираются в одном пространстве, и в одном пространстве находятся люди, которые для себя уже всё решили, много сделали, хотят сделать больше и вдруг некоторые говорят: «Надо ещё подумать, а давайте-ка вместе…» – им отвечают: «Старик, ну, о чём мне с тобой думать?»

Есть замечательный фильм «Хождение по мукам», когда актер, прекрасно играющий Телегина, всё говорит Ивану Горе (этот актер как раз играет хуже, но тоже неплохо)… Иван Гора – это такой рабочий, который стал деятелем Гражданской войны и революции, а Телегин – такой сомневающийся военный интеллигент… Когда вот этот сомневающийся интеллигент вдруг говорит Ивану Горе, который уже весь в революции и Гражданской войне (идёт Гражданская война, Гора мечется, управляет какими-то процессами… А Телегин помнит, как он с ним разговаривал, Гора когда-то такой был интеллектуальный рабочий, Телегин очень ценил его народную мудрость): «Иван, ну, куда ты опять торопишься? Ну, давай посидим, поговорим». А Иван ему: «Чудак ты, парень! Ну, есть у меня сейчас время с тобой разговаривать?!»

Я-то как раз, в отличие от Ивана Горы, считаю, что время всегда есть. И что разговаривать безумно важно. Но нужно просто многомерное пространство, многосекторное, многосегментное, в котором найдётся место для всего: и для разговоров, и для действия, и для людей, которые всё уже для себя решили и идут вперёд, и для людей, которые колеблются, и так далее. Для всех.

Но это не значит, что мы не понимаем, как должна выглядеть организация, которая может стать рычагом, переворачивающим Россию. Мы прекрасно понимаем, что это такое. Мы прекрасно понимаем, что такая организация – это не тусняк. Это нечто совсем другое. Вся проблема современной России как раз и заключается в том, что большинство людей чувствует стремление вернуться к советскому (это даже не настроение, люди достаточно последовательно выражают свою позицию, отвечая на один вопрос за другим), что вот эта вот общая устремлённость есть, но когерентности нет. А всё, на что может рассчитывать противник, – что среди этих 70-75-80% (которых совершенно достаточно, как, честно говоря, и 60-ти, для того, чтобы общество повернуть в другую сторону и действительно все процессы повернуть в другую сторону) будет разброд и шатание; что там будут какие-то комплексы; что там-то и поселится регресс; что там-то и удастся свести всё к малодушию, неуверенности, сомнениям и всему, чему угодно.

Нам-то, по большому счёту… как бы это сказать… не так важно любой ценой завлечь побольше народу и каким-то образом в этом большом количестве людей какую-нибудь политическую сагу сочинить. Нам именно важно изменить, изменить общество – сделать так, чтобы то, что сейчас является настроением, стало намерением; то, что является намерением, – стало волевым импульсом; то, что стало волевым импульсом, – стало страстью.

Политика – это действительно управление общественной энергией. Но то, что нам нужно сегодня, то, что России нужно сегодня, может быть, впервые, – это действие по изменению качества и количества энергии. Не по управлению только имеющейся энергией, а по изменению качества и количества этой энергии. Впервые в истории мира и впервые в истории России метафизика (а именно она занимается изменением качества энергии и её количества), духовная деятельность, политико-культурная деятельность становятся политикой в чистом виде.

От эффективности этой деятельности зависит судьба страны. Борьба за качество энергии является сегодня решающим фронтом политической войны. Война идёт в высшем, смысловом измерении. Это вот эта война.

Потому что если энергия будет полузвериная, то даже если направленность этой энергии нас устроит, то её качество скорее сметёт страну, чем решит поставленные задачи. И противнику безумно нужно навязать этой энергии самое низкое качество, низвести её к рефлексу, к звериному импульсу, может быть, и справедливому, по большому счёту, но максимально непросветлённому, лишённому смысла, физиологизированному.

Я прекрасно понимаю, как много сейчас сделано для того, чтобы кавказская тема, северокавказская, которую так любят у нас некоторые националисты-уменьшители, была популярна.

То, как ведут себя представители северокавказской элиты в Москве, других местах, все эти Кондопоги и многое другое, конечно же, возмущает людей, причём возмущает их справедливо. Создаются определённые обоснованные настроения по принципу «анти».

Что дальше делают те, кто хотят использовать эти настроения во зло? Они осёдлывают эти настроения, максимально физиологизируют их, сводят это всё к голому рефлексу, нагнетают температуру, опрощают, вызверивают эту энергию… И дальше они (поскольку эта энергия бессмысленна) говорят: «Ты же это всё ненавидишь?» - «Да!» - «Ну, тогда давай это всё отделим, расчленим!»

Вот это «ну, тогда давай» означает: «я энергию…»  «Я» – это некий имярек, в данном случае, мой оппонент, а, честно говоря, и враг… Вот этот враг энергию не просветляет, а, наоборот, всячески засоряет всем, чем угодно, делает её максимально тёмной. «Отёмнивает» – нет такого слова в русском языке, да? «Затемняет» – тоже неправильно… Он её делает максимально тёмной, мутной, грязной, примитивной. Он в этом состоянии даёт ей некий накал… Тот, кто находится в этом состоянии, думать уже не может вообще. И тогда ему предлагают нечто, что автоматически выполняется.

Результатом оказывается чудовищное усугубление всего того, против чего выступает такой манипулятор. Запомним это слово – «манипулятор». Манипулятор так вот и выступает.

Задача вообще состоит в следующем.

Вот, вам что-то не нравится… Приходит манипулятор и начинает ярко ругать то, что вам не нравится. Вы создаёте мост, дугу рефлекса между собой и ругателем. Вам не нравится, а он очень ярко ругает.

Когда возникла эта дуга, он получает возможность определённым образом манипулировать вашим сознанием, то есть предлагать вам рецепты, схемы, подходы, интерпретационные модели и так далее, которые приводят вас к искомому для него и гибельному для вас результату.

Вот что такое манипуляция. Причём, иногда это доходит до абсолютного безумия. Абсолютного.

Ну, вот у вас есть паразиты. Какие-то там, не знаю, в Дагестане, например, паразиты: такой богач, и такой богач, и этот. У вас... не знаю… клещи, клопы на ноге, и эта ваша нога называется, предположим, Дагестан. [Манипулятор] говорит:

- Вот смотрите, какие клещи, как они сосут, как больно…

- Да-а-а. Да, нам больно.

Он говорит:

- Давайте отрежем ногу…

- Подожди, а на руке другие клещи.

- Отрежем руку.

- А на другой ноге тоже эти клещи, клопы, паразиты!

- Отрежем другую ногу.

А они и на животе! Что, тоже резать? А они и на голове…

- Да, всё расчленим, и паразитов не будет!

Паразитов не будет – будут могильные черви. Того же генезиса, который тебе так не нравится!

Что, это непонятно?

Вся страна – язва. Вся, куда ни ткни, – язва: в Москву ткни – язва, в Питер ткни – язва, в какую-нибудь Тьмутаракань – язва, в Сибирь – язва, Дальний Восток – язва, Северный Кавказ…

Берётся какая-нибудь точка, которую надо отчленить, и говорится:

- Вот здесь – 21 язва! Вот, вот, вот и вот…

- Подождите, но они же всюду! И что? Ну, есть язвы – так ты лечи язвы. Язвы лечи!

В переводе на политический язык, это уже значит, что энергия начинает каким-то образом выходить из тёмного, дремучего состояния.

Страну жрёт преступный класс – паразитариум вот этот, созданный за счёт социокультурного шока (слома идентичности) и за счёт ускоренного построения капитализма без всякого старта, только из преступников. Вот этот криминально-гедонистический монстр жрёт страну. Он из страны вывез за 20 лет, как минимум, 2 триллиона долларов. Это как минимум. То есть со свистом вывозит по 100-200 миллиардов в год, да? И ОН её жрёт…

А они [манипуляторы] говорят:

- Нет, жрут кавказцы! А-а-а, вы хотите сказать, что они не жрут? А-а-а, вы холуи Рамзана Кадырова! А-а-а, вы ему, наверное, сами помогаете! А-а-а, вы хотите…

Я говорю:

- Что, ее жрёт только Кавказ? Ну, ее жрут кавказские «клопы», бурятские, удмуртские, русские, etcetera… Клопов до фига. Зачем вы говорите про одних, если есть другие? Других меньше, что ли? Я не понимаю.

Значит, задача заключается в том, чтобы либо расколоть этот класс и заставить часть его (задача-минимум) работать созидательно.

Либо этот класс дожрёт страну, и тогда надо будет его смести в посткатастрофический период.

Либо его можно будет смести в докатастрофический период.

Вот три варианта.

Почему надо отрезать ногу, если на ней пиявки, или даже клопы, или клещи? И они же не только на ноге… Страна уже сожрана дотла.

Протест против этого – переводится стрелка на какую-то часть – создаются все условия для того, чтобы что-нибудь ещё разрушить… Это всё – аналогия с тем, что происходило с СССР.

Либо класс номенклатуры надо было расколоть, опереться на его относительно здоровую часть, чтобы она смела больную, и возможности тогда были. Я вот, кстати, очень сомневаюсь, что они сейчас есть. Я не вижу никаких симптомов в этом направлении. А тогда они были.

Либо в конце концов, надо было смести этот класс… Но почему для этого надо было разрушить страну? И что, после того, как ее разрушили, номенклатуры стало меньше? Чиновников стало меньше? Вы знаете, во сколько раз их больше? Вы знаете, во сколько раз их больше, чем в СССР на душу населения? Их втрое больше. Они жируют меньше? Они жируют в 100 раз больше! Если это всё развалится ещё на 20 частей, их станет меньше или больше? Их станет ещё больше! И они сожрут всё до конца.

Какая связь между одним и другим? «В огороде бузина, в Киеве дядька». Но когда человек замыкает рефлекс, когда он орёт: «Я ненавижу это, ненавижу», – ему вторят:

- Да, да. И я ненавижу. И я.

- Я ненавижу, ненавижу!

- И я ненавижу. И я ненавижу.

Создаётся вот эта гипнотическая суггестивная реакция, а потом:

- Давай, сделаем это!

- Давай, давай, давай! Давай хоть что-нибудь сделаем. Давай, невыносимо.

Делается нечто, от чего становится в неизмеримое количество раз хуже. В неизмеримое.

- А почему? Опять…

- А потому что вот это, вот это, вот это…

- Да, да, да…

- Давай ещё что-нибудь сделаем…

Вот это называется «мутная энергия» – энергия рефлексов. Наша задача заключается в том, чтобы вывести протестную энергию из нужного нашим противникам состояния. Не погасить её, не канализировать пар в свисток. А изменить её качество. Это, между прочим, всегда называлось привнесением идеологии в стихийный протест. Ради этого марксисты ходили в рабочий класс. Ради этого. Чтобы от воя, муки, рефлексов ненависти всё это перешло в осознание. Чтобы исчезла эта слепота – та самая слепота, которая однажды погубила страну.

Политика не должна быть превращена в рефлекс. Теперь её активно превращают (понятно зачем – потому что надо разрушить страну)… Но ведь к этому-то всё тоже свести нельзя…

Кому-то (умным) надо разрушать страну, манипулировать, и потому им нужна эта мутная энергия. А кто-то просто её [мутной энергии] хочет, как кот валерьянки…

Начинаем обсуждать серьёзную, живую, больную проблему. Очень острую. Очень опасную. То, что началось с Будановым. Тут сейчас написали, что какая-то группировка «Риядус-Салихийн» взяла на себя ответственность за убийство Юрия Буданова.

Я специалист по контртерроризму, у меня вышло по этому поводу достаточно много книг, я участвовал в международных конференциях, являюсь соучредителем мировой контртеррористической организации ICTACи так далее. Короче говоря, я в этом всё-таки варюсь лет двадцать. И вот я вам говорю: когда в первые часы никто не берёт на себя ответственности, то это всё, это дело мутное. А кто берёт на себя ответственность через месяц, это вообще ничего не значит. Кроме того, вот это вот «мы говорим одно, а подразумеваем другое»… «Риядус-Салихийн» – это вы рассказывайте продавщицам (я очень уважаю эту профессию), маникюрщицам и так далее. А людям, которые с этим работают, вы не рассказывайте. Мы знаем, чем тут коннотат и денотата отличаются, а говоримое от подразумеваемого. Мы не дети.

Итак, кто именно убил Буданова, это вопрос, который я уже обсуждал, и к которому не хочу возвращаться… Просто меня трогает… трогательно вот очень, когда вот так пытаются концы в воду прятать по-детски.

Не в этом дело. Дело в том, что там возникла живая проблема. Живая. Шла эта контртеррористическая операция на своей территории. Она проводилась достаточно резко и должна была проводиться резко. Во-первых, потому что иначе её проводить не умели, во-вторых, потому что это всё было очень запущено, а, в-третьих, просто потому, что это было так. В результате возникли издержки в виде человеческих судеб без вести пропавших. У них есть родственники. Это часть нашей территории. Мы что, должны им сказать: «А ну, всем заткнуться, падлы, сидеть, лежать, молчать»? Мы просто сознательно там провоцируем взрыв? Или что мы хотим там делать?

Националисты, не националисты… Ермоловы, не Ермоловы…

Так себя никто не ведёт.

Начинаются запросы. Запросы попадают в руки органа: де-юре – общероссийского, а де-факто – чеченского. Это предоставляет данному органу возможность чинить суд и расправу по отношению к русским офицерам, преданно выполнявшим свой долг в Чечне. Эта ситуация абсолютно недопустима. Но проорать, что она недопустимая: «Рятуйте, чеченцы идут сейчас всех резати! Точат ножи булатные, хотят меня зарезати!» – может и должен истерик, желающий привлечь к себе внимание. Политик обязан говорить, что делать.  

Что делать? Заткнуть рот тем, у кого без вести пропали родственники? А как это можно сделать (даже если этого хотеть)?..

Значит, весь шквал этих обращений направится куда? В международные суды. И кто энергию-то схватит эту и переключит на себя? Враг схватит и переключит на себя эту энергию. И мы наедимся по горло потом неприятностей от этого дела не только международных, но и очень конкретно-политических.

Значит, с этим вопросом надо как-то разбираться. Как?

Нужно было давно всю чеченскую историю закрыть. Но её надо закрыть так, как закрываются подобные страницы на мировом опыте. Не люблю Франко. Не люблю. Но он как-то эту страницу закрывал. И когда сейчас, так сказать, есть желающие её открыть, то, извините, есть уже закон. Закон есть, по которому открыть эту страницу нельзя. Она закрыта forever, навечно.

1    2