1    2    3

 «Суть времени – 41»

 

Много раз говорил о том, что я не люблю Солженицына. Могу повторить ещё раз.

Но есть у него выражение, которое мне представляется сейчас достаточно точным. Он по отношению к определённым процессам говорил, что они являются рябью. «Вот это рябь», - говорил он. То есть поверхностные волны, не задевающие того, что накапливается в толще общественной жизни.

Всем понятно, что нынешние выборы, и особенно думские, - это «рябь». Что они не задевают того, что происходит в толще общественной жизни. Это не значит, что они не имеют никакой цены. Как и любое политическое действие, они, конечно же, имеют свою цену.

Своё отношение к выборам я уже высказал, призвав членов клуба «Суть времени» голосовать по убеждениям. Мы не формируем консолидированной позиции по вопросу о выборах в Думу и выборах вообще, потому что это «рябь». Потому что все главные процессы происходят не в этом тонком слое собственно политической жизни. Они происходят за его пределами. Там накапливается разрушительная энергия, там накапливается созидательная энергия, там идёт построение каких-то новых форм деятельности, там, одновременно с этим, растут процессы гниения и мало ли ещё что. Там, там и только там происходит всё основное.

Попытка концентрировать внимание на этой поверхности, обусловить каждое своё действие тем, что происходит на этой поверхности, мне представляется глубоко ошибочной.

Кто-то как-то хочет участвовать в выборах? - Прекрасно.

Есть вера у кого-то в то, что результаты выборов могут на что-то повлиять? – Замечательно.

У людей есть ценности, нормы и критерии, согласно которым они хотят положить свой голос на ту или другую из существующих чашек весов? - Отлично.

Вот пусть люди это и делают.

Движение «Суть времени» сформировано для того, чтобы работать вот в этой толще, - в той толще общественной жизни, которая закипает и которая находится за пределами тонкого слоя данных выборов. Под кожей выборов происходит нечто другое. Кожа становится всё менее эластичной, всё более мёртвой. Она отсыхает. И очень важно, чтобы в момент, когда она отсохнет окончательно, не обнажилось нечто, несовместимое с жизнью страны. Вот ради этого и создано движение «Суть времени».

 

7 ноября мы провели митинг. Прекрасно, что мы его провели. Большие молодцы москвичи, которые организовали всё это. Огромное им за это спасибо.

Прошли акции в других городах. Это день, который определённым образом соотносится с нашими ценностями. Мы этот день отпраздновали так, как полагается общественно-политическому движению. И это ещё один шаг на нашем пути – шаг в плане осуществления практической политики.

 

Телевизионная передача «Суть времени» (а сейчас я выступаю в последнем выпуске этой передачи) состояла как бы из четырёх уровней, четырёх слагаемых:

- практическая политика (мы очень часто обсуждали как проблемы собственного движения, так и совсем практические политические проблемы вообще – текущие политические проблемы),

- политическая аналитика международных процессов,

- политическая аналитика внутренних процессов и

- прикладная политическая философия.

Иногда отдельные выпуски программы «Суть времени» были посвящены только прикладной политической философии. Кстати, когда кому-то казалось, что она не прикладная, то есть практически значимая, а абстрактная, то этот «кто-то» очень заблуждался, и уже в это передаче я постараюсь ещё раз доказать, что это так.

Иногда всё было посвящено только практической политике, например, мы просто показывали свою же школу в Хвалынске. Или обсуждали совсем практические политические вопросы.

Иногда большая часть времени была посвящена политической аналитике, международной или внутренней. Но в целом мы держали баланс из этих четырёх слагаемых.  

Возможно, в дальнейшем надо будет, чтобы отдельные передачи были посвящены только практике, только политической философии и только аналитике. Это покажет будущее. Данный цикл программ завершается.

И в завершающей программе я постараюсь в очередной раз собрать все четыре слагаемых: практическую политику, политическую аналитику в двух её ипостасях и прикладную политическую философию.

Начну с практической политики.

Итак, если наша оценка того, что процессы, происходящие в официальной, респектабельной политической жизни – это «рябь» или это мертвеющая кожа, под которой формируется совсем уже новое тело, - если эта оценка правильна, то она не может быть только нашей оценкой.

Другие силы, в том числе наши противники, тоже должны исходить из этой оценки и искать, как им себя вести в этих условиях. Искать формы для того, чтобы проконтролировать то, что происходит под кожей политического выборного процесса. Если они этого не делают, то тогда и оценка моя – неправильная. Это первое.

И второе. По отношению к этим политическим противникам мы должны действовать на опережение и предлагать нечто более технологическое, конкретное, имеющее очевидные преимущества с точки зрения всего того, что наши противники считают своим коньком – то есть, в том числе, и с точки зрения демократичности политических альтернатив тому, что всё более замирает.

Я вышел, [в это время] мои аналитики смотрели очередные так называемые дебаты. Я вошёл в комнату и мне стало страшно. Ну, просто страшно. Потому что то, что там происходило, не имело никакого отношения к дебатам… Я не буду тоже это комментировать… и не называю лиц… потому что если начну комментировать, то я уже начну класть свои гирьки на чьи-то чаши весов, а я этого не хочу делать. По очень многим причинам не хочу.

В частности, не хочу, чтобы те, кто потом проиграет, могли ссылаться на то, что я в ненужном направлении эти гирьки клал, не на те чаши весов.  

Так вот. Это действительно всё больше умирает. Это умирает с колоссальной скоростью, пугающей меня, если хотите, скоростью. Потому что под этой кожей ещё ничего не сформировано.

Так вот, всё, что мы хотим там формировать, должно быть на порядок более конкретно, технологично и должно отвечать тем самым принципам, игнорирование которых есть основное обвинение, которое выдвигается нашими противниками в наш адрес. Они нам говорят, что у нас креза на почве авторитаризма и тоталитаризма, и мы никуда не можем выйти за эти рамки? Мы должны смело выходить за эти рамки.

Они обвиняют нас в том, что мы рассуждаем вообще? Мы должны быть абсолютно конкретны.

Они обвиняют нас в том, что мы думаем только о себе? Мы должны думать обо всех политических силах, обо всём обществе, о самых разных его сегментах и выдвигать общезначимые инициативы. Мы такую инициативу и выдвинули. Мы сказали следующее.

Сколько процентов населения России придёт на выборы? – 50? 60? 65? Но ведь не больше. А, скорее, меньше, чем 65. Все это понимают.

Значит, примерно 40% граждан, имеющих право голосовать, не придёт. То есть их мнение вообще не будет учтено. Да, это правильно с точки зрения обычной представительной демократии. Да, в западных странах процент приходящих на выборы может быть и меньше.

Но ведь не я, а Владимир Путин в своём интервью трём ведущим телеканалам страны сказал о том, что представительная демократия уже недостаточна и надо искать более широкие формы реальной демократии.

Это он противопоставил представительную демократию реальной. И во всём мире это противопоставление становится всё более и более важным, ибо все митинги, которые происходят вокруг Уолл-Стрит и того, захватят его или не захватят, в конечном итоге является выражением недовольства тем, что две партии, узкий политически слой, решают судьбу всех, и что представительная демократия перестаёт работать.

Кризис политического меню. Кризис программ. Превращение всего политического процесса в шоу. Общество спектакля. Политика спектакля. Всё это не устраивает людей, по отношению к которым осуществляется явно не театрализованное, а конкретное действие, у которых забирают их социальные завоевания, и, видимо, хотят забрать намного больше того, что уже забрали.

Людей это не устраивает. Их и многое другое не устраивает. Они ищут новых форм демократии.

Так вот, если мы ищем новых форм демократии, если наши оппоненты тоже демократичны и тоже ищут демократии, то наше предложение на сегодняшний день состоит в следующем – давайте сделаем так, чтобы эти 40 миллионов людей получили какую-то возможность иметь что-нибудь такое, что бы выражало их интересы.

Их интересы. Не интересы столичных тусовок, не интересы групп нашей элиты, интегрированных в международное сообщество, а интересы наших простых граждан, которые не хотят приходить на выборы. Вот пусть возникнет не Дума, не парламент, а что-нибудь другое, что в какой-то степени как-то выражает их интересы. Потому что в противном случае они найдут именно те способы отстаивать свои интересы, которые будут наиболее любезны сердцу наших противников – они выйдут на улицу, и ещё не известно под какими лозунгами. Возможно под такими лозунгами, осуществление которых фактически будет означать конец нашей страны. И их подтолкнут в эту сторону.

Борьба за них – борьба за то, куда будет направлена конкретная, реальная общественная энергия, находящаяся под кожей этого выборного процесса, - вот что такое сегодня настоящая политическая борьба. Но тогда мы должны ответить себе на вопрос: с помощью какой технологии, в какой схеме это может осуществляться сегодня? Как можно воздействовать на поведение тех, кто не хочет идти на выборы? Что можно им предложить, причём такое, что их безусловно устроило бы?

Мы предлагаем следующее.

Пусть общественные организации самого разного типа начнут собирать голоса тех, кто хотел бы поддержать эти общественные организации, а не основных политических актёров, «блестяще» демонстрирующих сейчас в дебатах свои политические возможности. Даже если речь будет идти о сборе подписей в пользу какого-то конкретного человека, например, Александра Проханова, всё равно речь уже идёт об общественной организации. Ибо для того, чтобы собрать подписи в пользу Проханова или какого-нибудь нашего либерала, нужно создать фактически общественную организацию.

Так вот, пусть (если речь идёт о сорока миллионах человек, - я называю прикидочные, очень приблизительные цифры) возникнет тысяча общественных организаций, которая соберёт подписи в пользу тысячи людей – по 40 000 подписей. Это будет даже интереснее, чем классическая представительная схема, потому что люди собираются не по спальным районам (депутат от такого-то района), а собирают по всех стране. Вот по всей стране 40 000 людей захотели получить какого-то представителя – пусть это будет представитель в народный конгресс, в реальную общественную палату. Не в Общественную палату, в которую назначает власть, а в орган, который представляет в какой-то форме (в какой – можно договориться ещё) интересы тех, кто не хочет идти на выборы.

Это отвечает всем идеям:

- расширения количества граждан, которые участвуют в политическом процессе,

- превращения представительной демократии в более глубокую, реальную форму политической демократии,

- учёта мнения так называемых меньшинств (не люблю страшно это слово), то есть миноритарных групп, - не мажоритарных, а миноритарных групп в обществе.

Очень нов тут может быть принцип того, что это не по спальным районам всё собирается, а по всей стране некими общественными организациями. Это адресует к народной демократической корпоративности. Не надо путать это с чем-либо другим. В каком-то смысле это возвращает нас к схеме Советов.

Вот давайте хотя бы выдвинем эту инициативу.

И если найдётся тысяча организаций или, я не знаю, 500, 600, 700 организаций, которые соберут подписи (по 40 000) под своими программами и выдвинут представителей, то соберётся, я снова подчёркиваю, народная Общественная палата. Не бюрократическая, не собранная по велению верхов, а народная.

Пусть она осуществит национальную дискуссию, пусть она станет источником свежих политических идей, общественной критики. Пусть она станет публичной политической площадкой. Пусть на неё замкнётся общественная энергия, которая не находит выхода.

Я не понимаю, кому это может быть не интересно. Это всем интересно – от широких общественных масс до представителей нашей элиты. Всем на сегодняшний момент это важно.

У этого есть два врага: недееспособность нашего гражданского общества – и это самый страшный враг. Может оказаться, что нет не только пятисот, семисот, восьмисот таких общественных организаций, но и десяти! Но даже в этом случае это надо начать делать, потому что сегодня этих организаций только 10, а завтра их будет 100, а послезавтра их будет 500. Путь осилит идущий.

И это может быть неинтересно совсем уж оголтелым бюрократическим догматикам, которые просто не понимают ничего в общественных процессах и считают, что всё должно быть так, как это регламентировано, а ничего в жизни меняться не должно. Ну и конечно, подрывным силам, которым никакие конструктивные формы деятельности не нужны. Им нужно однажды вывести хаос на улицу и кончить этот процесс вместе со страной.

Всем остальным это должно быть интересно.

Что в этой политической инициативе нетехнологично? Что из того, что мною предложено, может быть отнесено к разряду абстрактных пожеланий, умствований. Как говорят в таких случаях, сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит – сидишь, как оплёваный. Так вот, вот это на сегодняшний день самая технически проработанная инициатива.

А какая другая проработана? – Всех нафиг-нафиг? Это инициатива?

Итак, мы занимаемся тем, чтобы довести эту инициативу до определённой степени технологичности. Мы выдвинули свои 20-25 пунктов, которые характеризуют практическое, политическое лицо нашего движения. Мы собрали сейчас предложения по этому вопросу. Мы собрали редакционную комиссию, которая проработает предложения. Редакционная комиссия, проработав эти предложения, вынесет их снова на общественное обсуждение.

В итоге мы сформируем, по крайней мере, свою практическую программу, по пунктно. Как всё время говорят: «Где три листочка». Будут эти три листочка, причём, сформированные вместе всеми...

И это уже хорошо.

Но, помимо этого, мы обращаемся ко всем общественным организациям, которые готовы сделать то же самое. Пусть они сформулируют свои 20-25 пунктов, свои программные, конкретные представления, которые могут как угодно отличаться от наших. Пусть они согласятся с тем, что подробный форум необходим. И тогда надо приступить к консультациям на тему о том, как его формировать, какие новые и новые шаги нужно предпринять в этом отношении.

Итак, первый этап – выдвижение инициативы.

Второй этап – обсуждение инициативы.

Третий этап – формирование предложений.

Четвёртый – анализ предложений и их оформление.

Пятый – их дооформление с помощью второй волны обсуждений.

Шестой – окончательное формирование предложений.

Параллельно с этим по сетевому плану – проведение консультаций по поводу того, возможна ли такая инициатива сегодня. И даже если окажется, что она невозможна сегодня, - а она может оказаться невозможной сегодня только потому, что не найдётся желающих это делать, что так слабо гражданское общество, что оно боится таких действий, оно неспособно на них. Но даже в этом случае надо настаивать, настаивать и настаивать на том, чтобы эта инициатива была проведена в жизнь, нужно делать новые и новые шаги по мере ухудшения ситуации. И, рано или поздно, эта инициатива всё равно завоюет массы, потому что альтернативы ей нет.

Хотя, впрочем, дело не вполне так.

В каком-то смысле альтернативы есть... И даже если бы их не было, то можно было бы сказать, что мы хлопочем попусту. Ибо это означало бы, что только мы занимаемся толщей общественной жизни, только нас волнует, что происходит под кожей выборов. 

Или, может быть, мы вообще уводим внимание, энергию туда, на глубину, а она должна бы была бурлить вокруг реального, живого, респектабельного политического выборного процесса?

Ну, так вот, интересует всё, что находится за рамками выборов не только нас, но и наших противников. Очень даже интересует. И они предлагают свои инициативы.

Вот в плане первого раздела передачи, когда я хочу заниматься практической политикой, я вас с этой инициативой ознакомлю.

«Круглый стол 12 декабря».«Лишенные права на создание партии российские оппозиционеры организуют новую форму протестной активности — собрание «моральных авторитетов» из сфер общественной, культурной и научной жизни под рабочим названием «Круглый стол 12 декабря». Стать «новыми декабристами» предложил на конференции в Хельсинки бывший глава правительства Михаил Касьянов.

 

Лидеры нескольких оппозиционных и незарегистрированных политических партий и объединений, известные правозащитники, эксперты, деятели культуры и искусства создадут в России новую форму протестной деятельности: 12 декабря в Москве пройдет заседание «общероссийского гражданского круглого стола».

Значит, вот там, где мы предлагаем проводить выборы в Народный конгресс, в народную Общественную палату (неважно, как это называть) и подключать к процессу широкие массы – эти 40 миллионов людей, которые не проголосуют на выборах, - там наши противники что предлагают? Общероссийский гражданский круглый стол!

«Это новая форма давления на власть», — объявил инициатор созыва мероприятия экс-премьер России и сопредседатель не получившей регистрации партии ПАРНАС Михаил Касьянов в среду вечером в Хельсинки — там при его участии открылась международная конференция «Хельсинки 2.0».

«От теряющего рейтинг Путина власть переходит к элитам – творческим, интеллектуальным, профессиональным, которые, как в 70-егоды (прислушайтесь к этому! – С. К.),должны, опираясь на свой авторитет, создавать атмосферу недоверия этому режиму, и тогда Путину придется начинать вести с этими элитами переговоры о добровольном отказе от власти», — говорил Касьянов в зале Государственного дворца Финляндии, где в 1975 году подписанием заключительной Хельсинкской декларации страны Запада и «восточного блока» гарантировали друг другу мирное сосуществование и уважение основополагающих прав человека.»

1975 год – это действительно год Хельсинкских соглашений, часть из которых была сразу же отброшена, потому что согласно Хельсинкским соглашениям нерушимость границ существует, а вот часть была задействована для развала Советского Союза. И называлось это – «основополагающие права человека». Вот тогда началось правозащитное движение. Тогда начали раскачивать власть уже по-настоящему, и Касьянов прямо обращается к этой, краеугольной для наших диссидентов, дате, выступая в том же месте и призывая к тому же самому. Вот чем занимаются наши противники.

«Если в 2-3 года элиты не смогут объединиться и консолидировать вокруг себя часть общества, то начнется «улица», «арабская весна», а этого нельзя допустить в России», грозил Касьянов. «Проект пока называется «Круглый стол 12 декабря», темой первой встречи, которая состоится в этот день в Москве, станет уважение к российской конституции образца до 2008 года, итоги нелегитимных выборов и будущее страны», — объясняет «Газете.Ru» Касьянов. На первом этапе — а собрания «круглого стола» видятся устроителям с частотой раз в два-три месяца — «это будут 40—60 человек», говорит Касьянов.»

Вот, всё. Всё понятно. Значит, никто не хочет подключать к процессу массы – массы, неудовлетворённые зарегулированностью выборов. В процесс хотят подключать элиту. Причём, свою элиту. А что она может-то, эта своя элита, это моральное большинство? Что оно может? Само по себе оно ничего не может. Значит, как и в 1975-м году оно может что-то только потому, что оно является посредником между «мировой цивилизацией» - Западом и НАТО, то есть – и властью.

Вставая в эту посредническую роль, эта организация может давить на власть. Но только не от лица народа. 40-60 людей, которые не имеют от народа никакого мандата, не могут давить на власть от лица народа. Они могут давить на власть от лица международного сообщества. Вот что под кожей выборов хотят соорудить наши противники.

Итак, 40-60 человек.

«Приглашение туда будут адресными, чтобы избежать возникновения аморфной и развалившейся в итоге структуры, какой был Всероссийский гражданский конгресс (ВГК)...  Декларация о создании ВГК, объединившего свыше тысячи гражданских активистов, была опубликована 12 декабря 2004 года Людмилой Алексеевой, Гарри Каспаровым и Георгием Сатаровым. В 2006 году на его основе была создана коалиция «Другая Россия». Последний съезд ВГК прошел в 2008 году.

(Значит, это Касьянова не устраивает. Там слишком много людей, чьи мнения нельзя до конца отманипулировать. Там слишком разные точки зрения на происходящее. И там есть желание каким-то способом нащупать связь с массами. А это совершенно не нужно. Не на это ставка, а совсем на другое. Массы нашими демократами ненавидимы как всегда. – С. К.)

Никакой формальной регистрации движения или объединения не подразумевается, считает экс-премьер.

Часть приглашений разослана или согласована, говорит Касьянов, упоминая среди возможных участников нескольких известных политологов (Лилия Швецова, Георгий Сатаров), двух своих коллег по ПАРНАСу Бориса Немцова и Владимира Рыжкова, а также группу культурных деятелей — Лию Ахеджакову, Олега Басилашвили, Наталью Фатееву. В числе участников будут корифеи правозащитного движения Людмила Алексеева и Сергей Ковалев (он сказал «Газете.Ru», что может пропустить заседание из-за возможного отъезда, но под замыслом «круглого стола» подписывается).

Представителей бизнеса на первой встрече не будет, так как сейчас «важно собрать моральные авторитеты…» (Авторитеты для кого? Для кого? Для собирающих? Для Запада? Для кого? – С. К.), говорит Касьянов. В будущем бизнесмены могут появиться, могут вестись переговоры и с политиками…»

И так далее.

Итак, я хотел показать только одно – что не мы лишь думаем о том, что делать под кожей выборов, под тонким мертвеющим слоем респектабельного выборного политического процесса. Другие тоже думают.

Одни – о том, как придать этому уличный характер. Другие – о том, как придать ему келейный характер.

Но только мы хотим придать этому организованно-политический характер массового, альтернативного представительства. И мы эту идею выдвинули. Будет ли она осуществлена или нет, зависит не от нас. А от того, найдутся ли другие в достаточном количестве для того, чтобы придать этой идее нужный характер массового представительства – представительства, собравшегося от лица десятков миллионов граждан.

Если сегодня это не удастся, надо делать всё для того, чтобы это удалось завтра.

Если завтра это не удастся, надо делать всё для того, чтобы это удалось послезавтра.

Но именно это является единственной альтернативой келейности а ля Хельсинки и уличности, которая разнесёт всё в клочья.

Именно тут и находится та золотая середина, которая может повлиять на ход политического процесса, не разрушив страну.

Что тут нетехнического? Что тут абстрактного? Что тут от высей поднебесных?

Это сермяга политической жизни. И, как вы видите, не только нашей. Мы не выдвинем своих инициатив в ходе процесса – их выдвинут другие, и они их уже выдвигают. И это будет называться сначала «круглый  стол», потом «Московская трибуна», а потом ещё как-нибудь.

Мы прекрасно понимаем, что этот процесс начался. Это практический политический процесс. И мы обращаемся к своим сторонникам:

- Учтите всё это, проанализируйте это сами внимательно. Объясните это другим. И поймите, что вот это и есть политическая практика. Да, возможно, слишком обширная на сегодня – политическая практика на вырост. Но если вы не задаёте политическую практику на вырост, то вы обречены на то, чтобы толочь воду в ступе. Вот политическая практика на вырост. И она должна быть.

Мы занимаемся той политической практикой, которая нам сегодня уже доступна – всей политической практикой, включая митинги в защиту наших ценностей. И мы занимаемся политической практикой на вырост, позволяющей нам,

- во-первых, точнее сформулировать собственные практические предложения;

- во-вторых, активизировать людей в поддержку этого предложения и,

- в-третьих, выдвинуть нечто значимое в общенациональном смысле.

Вот чем мы занимаемся и будем заниматься в плане практической политики. Это первое.

Теперь второе. Помимо практической политики очень большое значение имеет аналитика международных процессов, - как внутренних, так и внешних.

Давайте посмотрим на то, что же происходит на этой международной доске. Что начинается там. Что там уже закипает… А ведь там закипает очень и очень многое.

Вот я читаю сообщение «Аргументов.ру» от 11 ноября 2011 года. 17:53.

«В ливийских городах сегодня начались вооруженные столкновения между сторонниками Каддафи и новой властью страны. Зеленые флаги Джамахирии подняты в Триполи, Бени-Валиде, Сабхе.

 

Как сообщают источники «Аргументов.ру» в Ливии, сегодня в ряде городов: Триполи, Бени-Валиде, Сабхе и других начались вооруженные восстания. На данный момент, центр Триполи практически полностью контролируют сторонники Каддафи. Зеленые знамена Джамахирии подняты на всех высотных домах города.

Чтобы не допускать паники, правительство Ливии отключило электричество и Интернет в городе. В больницах много раненых, которым не оказывается помощь из-за того, что не хватает мощности автономных дизель-генераторов.

Как сообщают блоггеры в Твиттере, от сторонников новой власти полностью очищен Бени-Валид. Бойцы из племени Warfala напали на конвой, идущий в город на подавление мятежа. Они взорвали несколько машин и уничтожили находящихся в них военнослужащих»

Значит, уже Варфала на стороне Джамахирии. Варфала – это племя, имеющее своей опорной точкой Бенгази, в котором началось движение против Каддафи. То самое движение, которое потом давили катарские танки – танки из Катара, чужого арабского государства.

Так вот теперь Варфала, если верить этому сообщению, мешает противникам Каддафи… Это новый этап в движении! Если уже и Варфала находится на стороне Джамахирии, то кто по другую сторону? Кто? Там, в Ливии больше нет крупных сил, которые бы хотели бороться с Каддафи.

Значит, это только «Аль-Каида» и Запад. «Аль-Каида» и Запад – и никого больше.

Вы представляете, насколько новый ландшафт реального международного процесса?

Аlgeria-ISP, один из ведущих алжирских информационных порталов, сообщает, что (в Ливии началось восстание – С. К.)многие ливийцы смогли получить, несмотря на блокировку Интернета, сообщение с призывом продолжать войну с «мятежниками, предателями, катарскими наемниками, с НАТО в Ливии».

В Триполи ночью началась перестрелка в районе Сабеа. Сообщается о перестрелке внутри новой тюрьмы Триполи и на дороге к международному аэропорту. Столкновения произошли в районе Баб аль-Азизия.

Самые ожесточенные столкновения идут в Завии, городе расположенном примерно в 30-ти километрах от Триполи. Бои в Завии начались в пятницу вечером. Основной целью бойцов Ливийского Сопротивления (то есть сторонников Каддафи – С. К.) стали бывшие казармы 32-й бригады армии Ливийской Джамахирии. В ходе боев с применением тяжелого вооружения, в том числе и отбитого у мятежников, бойцам Армии освобождения Ливии удалось освободить заключенных, а также взять под свой контроль часть города. В настоящее время бои продолжаются. (Ливийские источники сообщают, что – С. К.) операцией руководит Сеиф аль-Ислам Каддафи.

…Судя по характеру сообщений из источников Освобождения, одной из первоочередных целей бойцов Армии Освобождения является освобождение заключенных, которые по многочисленным свидетельствам, становятся жертвами пыток и расправ.

Algeria ISP размещает также видеозапись боя за «казармы Хамиса», снятое минувшей ночью одним из жителей Завии. (algeria-isp.com)».

Итак, о чём это говорит всё вместе? О том, о чём мы всё время предупреждали. И тут я как бы подвожу внутренний итог всему тому, что говорилось в передачах «Суть времени» по поводу международной аналитики…

Что предложили мы слушателям «Сути времени»? Мы предложили то, что делали на протяжении 20-ти лет в своём исследовательском центре, и что успело приобрести определённое международное признание, хотя это делалось с очень большим трудом.

Мы издали по этому поводу несколько книг: и «Политическое цунами», и сборник «Радикальный исламизм» вместе с индийскими коллегами. Мы издали по этому поводу очень много аналитических докладов и статей. Мы постоянно выступали по этому поводу на конференциях.

Что является нашей миропроектной аналитикой, которую надо, конечно, разбирать отдельно и более детально?

Суть этой миропроектной аналитики – суть времени – в следующем.

Во-первых, в самом понятии «проект».

Есть мировые проекты, ключевым из которых является проект Модерн, то есть та самая модернизация, к которой нас всё время призывают почему-то в демократической упаковке, хотя этот проект никогда фактически в демократическом виде не осуществлялся.

Итак, проект Модерн. Как именно он формировался, как именно он развивался, что он собой знаменовал, каковы его основные слагаемые, почему именно он доминировал на протяжении последних пяти столетий и, особенно, на протяжении последних двух с половиной столетий. Почему сейчас он слабеет, отступает, рушится? Почему всё происходящее сейчас, включая мировой кризис 2008 года, гораздо правильнее называть катастрофой Модерна, а не каким-то там кризисом. Кризис – это когда у вас температура 40 и организм сопротивляется, а когда у вас онкология, у вас нет кризиса – у вас есть просто катастрофа. Есть бескризисные катастрофы. Между прочим, теория катастроф хорошо разработана, и мы очень ссылались на неё, на работы покойного Арнольда и других авторов.

Так вот. Есть понятие «проект» вообще – не «проджект», когда «проджектом» становится всё: медицина, отдельные технологии, снабжение населения продуктами питания…

Проект – миропроект – это очень крупная величина, это единица, в рамках которой движется мир.

Итак, само это проектное начало, его воплощение в проекте «модерн», доминирование проекта «модерн», конец этого доминирования и то, что возникает в качестве его альтернатив…

Помимо проекта модерн (или проекта #1) очевидным для всех образом возникает постмодерн. И тут мы едины со многими. Я вот знакомил читателей с интересной статьёй Александра Дугина на эту тему.

Вот только дальше начинается нечто новое. Потому что мы-то говорим, что помимо модерна и постмодерна есть ещё контрмодерн.

И вот то, что сейчас реализуется в Ливии – это и есть контрмодерн.

Это Каддафи хотел модернизировать Ливию на свой лад, с учётом культурной специфики.

Это Каддафи – модернист в Ливии.

Это Мубарак – модернист в Египте.

Это Кемаль был модернистом в Турции.

А те силы, которые сейчас свергают кемализм, свергли шаха Ирана, свергают Мубарака, свергают Каддафи, тунисского лидера Бен Али, который был самым мягким модернистом из всех возможных, - это уже не модернистские силы, это контрмодернистские силы.

Здесь мы вводили ещё понятие #3 – премодерн, то есть Средневековье, по сути.

Премодерн содержал в себе идею гуманизма – это традиция, которая ещё требовала восхождения, которая молилась на развитие, которая осуществляла это развитие в рамках фундаментальных констант своего времени.

Контрмодерн ненавидит развитие, отрицает его. Воинственно отрицает. Он полностью лишён идей гуманизма и развития. В этом смысле ислам, как великая мировая религия, проникнут исламской идеей гуманизма, исламской идеей развития. И это позволяло исламу двигаться и путём модерна, и иначе, но развиваться. Ислам, кстати, в начальные средние века развивался гораздо более бурно, чем Запад. И это ещё очень серьёзный вопрос, который надо обсуждать – почему это развитие остановилось, и кто был субъектом, остановившим это развитие. Потому что такой субъект должен находиться не только во вне, он должен быть и внутри. Как оно остановилось где-нибудь в 12, 13, 14-м веках?

Так вот, ислам содержит в себе и в эпоху премодерна и вообще, как мировая религия, высокую идею гуманизма и развития.

А контрмодерн или исламизм – радикальный исламизм – не содержит в себе идею развития. Он воинствующе отрицает развитие.

Как отрицает его и фашизм, то есть европейский контрмодерн.

Как отрицают его другие ревнители архаики в самых разных странах мира – есть такие, вполне.

И это всё – контрмодернистские движения.

А вот дальше, введя эти четыре, казалось бы, таких понятных параметра: модерн, постмодерн, контрмодерн, премодерн, как нужная нам сущность, чтобы рассмотреть отличия от контрмодерна.

В сущности, мы ввели три понятия: модерн, постмодерн и контрмодерн.

Скажут: «И что особенного? Ну, подумаешь, три понятия.»

Так, понимаете, дело-то в том, что для того, чтобы доказать, что констант три, а не две и, тем более, не одна - нужно убить массу времени, сил. Нужно терпеливо работать. Нужно действовать по принципу «капля точит камень». Нужно накапливать факты. Нужно становиться специалистами.

1    2    3