В категории материалов: 8
Показано материалов: 1-8


Симонов П. В. - Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций — 1962. [формат pdf, размер 17,4 Mb]

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эмоциональная реакция человека - это сложный рефлекторный акт, все компоненты которого, двигательные и вегетативные, тесно связаны между собой. Вместе с тем принципы и степень влияния коры больших полушарий мозга на отдельные компоненты эмоции, несомненно, различны. Эти различия выступают особенно отчетливо в случае произвольного воздействия на эмоциональную сферу, когда мы имеем дело с регуляторными механизмами второй (речевой) сигнальной системы. Связь речевых сигналов с двигательными компонентами пряма и непосредственна: я скажу «поднимите руку», и человек без труда ее поднимет. Но кто из наблюдаемых лиц сможет выполнить такие речевые команды, как «сожмите кровеносные сосуды», «замедлите сердцебиения», «выделите в кровь адреналин» и т.п.?

Сущность этих различий, особенности кортикальной регуляции моторных и вегетативных реакций, возможные пути усиления произвольного воздействия на эмоциональную сферу должны стать предметом специальных исследований. Этого требуют интересы человеческой практики, целого ряда ее областей, среди которых можно назвать и профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, и психотерапию неврозов, и физиологию труда в необычных, а потому - эмоционально усложненных обстоятельствах. В поисках конкретных приемов произвольного воздействия на непроизвольные реакции мы и обратились лет десять тому назад к методу К.С.Станиславского, созданному великим режиссером для решения своих профессиональных задач. Таким образом, наша книга отнюдь не претендует на «физиологическое обоснование» теории сценического творчества. Мы озабочены гораздо больше тем, что физиология высшей нервной деятельности человека может взять у Станиславского, нежели стремлением оказать помощь театральной педагогике и театроведению. Пусть режиссер, искусствовед, театральный педагог сам определит, в какой мере для него интересна эта «проба физиологического понимания» (Павлов) метода физических действий. На протяжении последней четверти века физиологи не раз обращались к творческому наследию К.С.Станиславского. Происходили встречи и беседы с деятелями театра, велась переписка, провозглашались призывы к объединению усилий естествоиспытателей и театроведов... Наша книга - первая и пока что единственная публикуемая в печати попытка дать развернутый анализ метода К.С.Станиславского с позиций современной нейрофизиологии.

Мы смогли осуществить свое исследование благодаря помощи работников искусств заслуженной артистки РСФСР Е.Э.Бибер, профессора В.Л.Симонова, профессора Р.В.Захарова, кандидатов искусствоведения В.Н.Прокофьева, Г.В.Кристи и П.М.Ершова, артиста и режиссера драматического театра А.К.Петрова. С другой стороны, решение стоявших перед нами задач требовало специальных знаний в области физиологии высшей нервной деятельности животных и человека. Этими знаниями автор обязан своему учителю члену-корреспонденту АН СССР Э.А.Асратяну и коллективу руководимой им лаборатории, прежде всего Я.М.Прессману, М.Е.Варге, М.И.Стручкову и Б.И.Паковичу. Оформлению настоящей работы весьма содействовали замечания академика Л.А.Орбели, познакомившегося с рукописью весной 1956 г., а также ее обсуждение в Институте эволюционной физиологии АН СССР им. И. М. Сеченова.

Мы с благодарностью готовы разделить с теми, кому обязаны помощью, все наиболее удавшееся в нашем исследовании. Мы оставляем за собой право нести ответственность за упущения и недостатки.

Автор

Учебники | Просмотров: 95 | Загрузок: 20 | Добавил: shels-1 | Дата: 07.02.2019 | Комментарии (0)

Пособие подготовлено Государственным автономным учреждением "Профессиональная образовательная организация "Волгоградский учебно-курсовой комбинат"
Учебники | Просмотров: 67 | Загрузок: 1 | Добавил: shels-1 | Дата: 25.01.2019 | Комментарии (0)

листовки по безопасности населения
Учебники | Просмотров: 117 | Загрузок: 1 | Добавил: shels-1 | Дата: 11.10.2018 | Комментарии (0)

Научно-методический труд по планированию и ведению гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти и организациях / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017
Учебники | Просмотров: 261 | Загрузок: 11 | Добавил: shels-1 | Дата: 13.02.2018 | Комментарии (0)

Виноградов Кузьмин Логика

Виноградов С. Н. и Кузьмин А. Ф. ЛОГИКА. - Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1954 [формат pdf, размер 846 Kb]

В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении — везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, не­противоречивое, последовательное, обоснованное, мышле­ние. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.

Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».

Здесь словом «логика» называют правильность по­строения мыслей. Правильное построение мыслей изучает­ся наукой логикой.

Таким образом, следует различать: 1) логику мышле­ния (правильность построения мыслей) и 2) науку ло­гику.

Кратко науку логику можно определить так:

Логика есть наука о законах и формах правильного построения мыслей.

Учебники | Просмотров: 294 | Загрузок: 14 | Добавил: shels-1 | Дата: 25.08.2010 | Комментарии (0)

Зайончковский - Отмена крепостного права в России Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1968

Отмена крепостного права в России явилась условием, обеспечивающим утверждение капитализма. Причиной, заставившей правительство пойти на реформы, был кризис феодально-крепостнической системы. Существование крепостного права обусловливало экономическую и политическую отсталость России. Развитие промышленности, подъем сельского хозяйства были невозможны при сохранении крепостничества. Кризис феодально-крепостнической системы вызывал обострение классовых противоречий, что находило свое выражение в развитии антифеодальной идеологии, в росте крестьянского движения, особенно в 50-е годы. Поэтому вопрос о крепостном праве и его ликвидации являлся центральной проблемой общественно-идейной борьбы в первой половине XIX в. в России.

Крымская война, обнаружившая с предельной ясностью всю отсталость крепостнического государства, заставила правительство Александра II вступить на путь реформ. Большую роль играла в этом боязнь крестьянского восстания. Однако в тогдашних условиях отмена крепостного права революционным путем была невозможна. Крестьянское движение представляло собой стихийную борьбу, не освещенную никаким политическим сознанием. Других сил, способных бороться с самодержавием, не было.

Буржуазия, экономически зависимая от царизма, хотя и была заинтересована в ликвидации крепостного (права, но не отличалась той решительностью, с которой в конце XVIII в. выступало третье сословие во Франции на борьбу с феодальным режимом. Российская буржуазия была неспособна на революционную борьбу с самодержавием. В силу этого ее идеологи-либералы стояли на реформистских позициях. Революционные демократы, отражавшие чаяния крестьянства, были очень немногочисленны и не представляли собой какую-либо реальную силу.

Вследствие этого революционная ситуация, сложившаяся в России в конце 50-х — начале 60-х годов, не могла перерасти в революцию.

«Реформа 1861 года,— писал В. И. Ленин,— осталась только реформой в силу крайней слабости, бессознательности, распыленности тех общественных элементов, интересы которых требовали преобразования». Именно это обстоятельство дало возможность правительству ограбить миллионы «освобожденных» крестьян.

Крепостнический характер реформы не изменял ее буржуазного содержания. В результате создавались условия для утверждения капитализма как господствующей общественно-экономической формации. Однако сохранение в значительной степени феодально-крепостнических пережитков тормозило процесс этого развития.

Отмена крепостного права повлекла за собой ряд буржуазных реформ (введение земств, реорганизация судебной системы, финансовые преобразования, реформа в области средней и высшей школы, введение городового положения и, наконец, военные преобразования). Эти реформы, осуществлявшиеся правительством под непосредственным влиянием общественного возбуждения и «революционного натиска», а также и крестьянского движения, означали эволюцию самодержавия по пути превращения его в буржуазную монархию.

Изучение истории отмены крепостного права имеет огромное значение для понимания процесса исторического развития России в эпоху капитализма, определившего расстановку классовых сил в пореформенный период и обусловившего создание экономических и политических предпосылок для буржуазно-демократической революции.

Эта проблема неоднократно являлась предметом специального научного исследования, однако до сих пор ряд вопросов, связанных с крестьянской реформой, полностью не изучен.

Дореволюционные историки (И. И. Иванюков, Г. А. Джаншиев) рассматривали реформу с идеалистических позиций, как результат распространения гуман-

но-прогрессивных идей, игнорируя те социально-экономические процессы, которые ее вызвали. В начале XX в. историки уже несколько иначе оценивали причины отмены крепостного права. Так, в предисловии к «Великой реформе», изданной в 1911 г., отмечалась слабая изученность этой проблемы и указывалось: «Экономические причины, сделавшие неизбежной отмену крепостного права в интересах самих же помещиков, соображения государственной безопасности, заставившие торопиться с реформой под угрозой всероссийской пугачевщины, все это не было достаточно выяснено научным анализом». Но все эти вопросы так и остались фактически неизученными. Основное внимание дореволюционные историки концентрировали на подготовке реформы, а не на изучении ее реализации. В этом отношении исключение представляет опубликованная в конце 70-х годов прошлого века книга известного дореволюционного экономиста Ю. Янсона «Опыт статистического исследования о крестьянских наделах и платежах», посвященная экономическим результатам реформы.

Некоторые данные о проведении в жизнь реформы содержатся также в книге Л. В. Ходского «Земля и землевладение» (т. II), вышедшей в свет в 1891 г.

Советская историческая наука много сделала для исследования данной проблемы. Наибольшее внимание обращено современными историками на изучение классовой борьбы в период подготовки и проведения крестьянской реформы.

Однако более важное значение имеет исследование вопроса реализации реформы и ее результатов. Это может быть решено только на основе анализа уставных грамот по отдельным уездам и губерниям. Несмотря на то что изучение уставных грамот было начато еще в конце XIX—начале XX в. саратовским статистиком Серебряковым и Д. И. Рихтером, в этой области сделано еще очень мало. И только в последнее десятилетие наметился некоторый перелом.

Так изучены уставные грамоты по отдельным уездам следующих губерний: Вологодской, Воронежской, Екатеринославской, Казанской, Новгородской, Полтавской, Саратовской, Тверской, Тульской, Херсонской, Черниговской. В целом по губерниям уставные грамоты проанализированы лишь по Московской (Б. Г. Литвак — Московский историко-архивный институт), Самарской (А. Г. Каревская — Куйбышевский педагогический институт), Смоленской (Д. И. Будаев — Смоленский педагогический институт), Нижегородской (И. В. Оржеховский — Горьковский университет), Симбирской (В. И. Канатов — Московский университет), Тифлисской (Е. А. Серова — Московский университет), частично Владимирской (В. Г Зимина — Библиотека В. И. Ленина), Псковской (Г. М. Дейч — Псковский педагогический институт) и Воронежской (М. М. Шевченко — Воронежский университет) .

Помимо этого, Институтом истории Академии наук СССР под руководством профессора В. К. Яцунского была проведена работа по описанию уставных грамот силами ленинградских учителей. Данные по Воронежской, Курской, Тамбовской, Тульской, Орловской и Рязанской губерниям обрабатываются Б. Г. Литваком.

Задача изучения уставных грамот может быть решена только коллективным трудом историков путем обработки уставных грамот в местных областных архивах.

Настоящая работа является дополненным и переработанным третьим изданием книги, выходившей в свет под одноименным названием в 1954 и 1960 гг.

Так же как и в первых изданиях, основное внимание здесь уделено вопросам реализации реформы. Автором использованы вышедшие в последние годы работы, посвященные как реформе в целом, так и ее реализации. На основе новых исследований значительно переработана первая глава — предпосылки реформы. Несколько увеличена вторая глава за счет архивного материала о подготовке реформы. Настоящее издание снабжено библиографией, а также специальной картой, указывающей размеры крестьянских наделов.

Приношу глубокую благодарность сотрудникам библиотеки Московского университета И. И. Корндорф и И. И. Оспенниковой за помощь в составлении библиографического указателя.

ЧИТАТЬ

Учебники | Просмотров: 63 | Загрузок: 0 | Добавил: shels-1 | Дата: 03.08.2010 | Комментарии (0)

Нечволодов - От разорения к достатку Нечволодов А. От разорения к достатку — Санкт-Петербург, Типография штаба войск Гвардии и Петербургского военного округа, 1906.

ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА

Русские финансы. — Масонская программа. — Тайны золота. Народные деньги. — Аграрный вопрос. — Промышленность. Переселение. — Наши дела на Дальнем Востоке. Проведение реформы. — Возможное будущее.

 

Предлагаемый труд основан на ряде общеизвестных цифр.
Сказанные вместе, цифры эти проливают яркий свет на главнейшую причину наших современных бедствий.
Они показывают также, в чем заключается тайна могущества всемирных ростовщиков, как искуссно опутавших своими невидимыми сетями все трудящееся человечество.
Наконец, цифры же эти указывают нам и путь для перехода от современного общего разорения к достатку в будущем.

18 Мая 1906 года.

Учебники | Просмотров: 66 | Загрузок: 0 | Добавил: shels-1 | Дата: 28.07.2010 | Комментарии (0)

Теплов Психология

Теплов Б. М. ПСИХОЛОГИЯ. - Учпедгиз, Москва, 1953 г. [формат pdf, размер 1,01 Mb]

Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства, волевые процессы? Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.

Человек является членом общества, и поэтому его психические свойства формируются под решающим влиянием общественных условий жизни. Именно в зависимости от условий жизни и деятельности человека в обществе развивается его психика, сознание. «...Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс)...

Учебники | Просмотров: 1169 | Загрузок: 108 | Добавил: shels-1 | Дата: 25.07.2010 | Комментарии (0)